Между позором и надеждой: почему на Всенощной гасят свет
Посредине Всенощного бдения есть особый момент -- начало утрени. В храме тушат все верхнее освещение и свечи. Горят только лампады перед иконами. Делается это ради сугубого внимания -- читается Шестопсалмие.
Эта подборка из шести Псалмов (№ 3, 37, 62, 87, 102 и 142) появляется в монашеских уставах с VII века. Она предназначена для молитвенного сопровождения перехода от ночи к дню. Перехода как в буквальном, так и в переносном смысле. На смену ночи, мраку, безысходности, вражде, искушению, позору, смерти приходят день, свет, надежда, мир, праведность, слава, жизнь. И приходят не сами по себе, а от Бога. Поэтому в Шестопсалмии звучат и мольбы, свойственные вечерним псалмам (зов к Богу о помощи), и хваления, характерные для псалмов утренних (прославление Бога за Его милости). Главная идея каждого из шести псалмов выражена в особом стихе, который повторяется в конце. Эти повторы указывают и на то, что Шестопсалмие в древности пелось как антифоны.
Психология грешника Лейтмотивом первого псалма Шестопсалмия (Пс. 3) выбран стих, через совершенно обыденный образ выражающий упование царя Давида на покровительство Божие в самые трудные минуты жизни: Аз уснух и спах, востах, / яко Господь заступит мя. «Я [смог] уснуть и поспать, [а затем] встать, / ибо [я уверен в том, что] Господь защитит меня». Уверенность псалмопевца выражена еще в одной строке, в которой отразилась историческая реальность (псалом был сочинен во время бегства Давида из-за восстания его сына Авессалома): Не убоюся от тем людей, / окрест нападающих на мя. «Не испугаюсь тысяч людей, / со всех сторон нападающих на меня». Но для укрепления своей веры Давид не забывает попросить Бога о помощи: Воскресни, Господи!.. т. е. «Встань, Господи, [на мою защиту]!..» Эти слова воспринимаются христианами как относящиеся к воскресению (оно же -- «восстание из гроба», оно же -- «пробуждение») Спасителя, благодаря которому мы, говоря словами поэта-царя, «не боимся… нападающих на нас», ибо Сам воскресший Господь всегда защищает нас.
Главная мысль второго псалма (Пс. 37) -- его конечная покаянная молитва: Не остави мене, Господи, / Боже мой, не отступи от мене. / Вонми в помощь мою, / Господи спасения моего. Последняя фраза означает: «Поспеши на помощь мне, / Господи, Спасение мое!» Этому молитвенному воплю предшествует подробное описание тех мучений, какие испытывает грешник, потерявший мир с Богом: Несть исцеления плоти моей от лица гнева Твоего, / несть мира в костех моих от лица грех моих. «Нет здоровья в теле моем из-за гнева Твоего, / нет мира в костях моих из-за грехов моих». И в этом же ряду: Пострадах и слякохся до конца, / весь день сетуя хождах. «Я стал жалок и совсем поник, / целый день я ходил угрюмый». Яко лядвия моя наполнишася поруганий. «Ибо внутренности мои полны язв…» и т. д. Обрисовал царь Давид и психологическую сторону этого состояния: друзья оставляют грешника в одиночестве, зато враги (понимай -- и духи злобы), видя это, сразу активизируются: И нуждахуся ищущии душу мою, / и ищущии злая мне глаголаху суетная, / и льстивным весь день поучахуся. «Ищущие же жизни моей усиливались [одолевая меня], / и желающие мне зла произносили проклятия / и целый день упражнялись в кознях».
Третий псалом (Пс. 62) написан в пустыне Иудейской. И царь-псалмопевец в пронзительнейшем на все века образе пустыни передает стремление человека к Богу: Боже, Боже мой, к Тебе утреннюю: / возжада Тебе душа моя, / коль множицею Тебе плоть моя / в земли пустей, и непроходней, и безводней. «Боже, Бог мой, с раннего утра я ищу Тебя: / возжаждала Тебя душа моя, / а еще более плоть моя / в земле пустой, непроходимой и безводной». Эта жажда Бога очевидно не осталась без ответа свыше, о чем свидетельствуют слова, ставшие припевом: На утренних поучахся в Тя, / яко был еси Помощник мой, / и в крове крилу Твоею возрадуюся. «В ранние часы дня я думал о Тебе: / Ты был Помощником моим, / и под покровом Твоих крыльев я буду радоваться».
Гимн милосердию Четвертый псалом (Пс. 87), сочиненный сыновьями Кореевыми, -- это молитва об избавлении от гнева Божия, воспринимаемого человеком как состояние, близкое к смерти: Привменен бых с низходящими в ров, / бых яко человек без помощи, в мертвых свободь: / яко язвеннии спящии во гробе, ихже не помянул еси ктому, / и тии от руки Твоея отриновени быша. «Я был причислен к сходящим в могилу, / я стал, как человек, которому не поможешь, [как] лежащий среди мертвецов, / [и] как умершие от ран, лежащие во гробе, о которых Ты уже не помнишь / и которые отринуты от Твоей [защищающей] руки». Но именно чувство богооставленности и вселяет надежду на избавление: Еда мертвыми твориши чудеса? / Или врачеве воскресят, и исповедятся Тебе? / Еда повесть кто во гробе милость Твою, / и истину Твою в погибели? «Разве Ты будешь совершать чудо над мертвыми? / Разве смогут врачи возвратить человека к жизни и прославить Тебя? / Разве в могиле может быть поведана милость Твоя / и истина Твоя -- в месте тления?»
На эти риторические вопросы сполна отвечает следующий псалом (Пс. 102), гимн милосердию Божию. Милости Божии верующим выражается в поистине космических масштабах: Яко по высоте небесней от земли, утвердил есть Господь милость Свою на боящихся Его. Иными словами -- «насколько высоко небо над землей, настолько высока милость Господня по отношению к боящимся Его».
Последний псалом Шестопсалмия (Пс. 142) делится на две равные части. В первой изображается душевное смятение человека, подвергшегося преследованию врага (в том числе -- и духовного): Яко погна враг душу мою, / смирил есть в землю живот мой, / посадил мя есть в темных, яко мертвыя века. «Ибо враг стал преследовать душу мою, / втоптал в землю жизнь мою, / поместил меня в темноту, как давно умерших». Вторая часть представляет собой усиленную молитву об избавлении: …Изчезе дух мой; / не отврати лица Твоего от мене, / и уподоблюся низходящим в ров. «…я совершенно пал духом; / не отвращайся от меня, / чтобы мне не уподобиться сходящим в могилу». Для припевов выбраны две молитвенные просьбы. Первая -- более беспомощная и смиренная: Услыши мя, Господи, в правде Твое, / и не вниди в суд с рабом Твоим. «Услышь меня, Господи, ради справедливости Твоей / и не судись с рабом Твоим». Вторая -- более уверенная и восторженная: Дух Твой благий наставит мя на землю праву. «Дух Твой благой да направит меня в землю праведности». В контексте Новозаветного откровения последняя фраза пророчески предвозвещает сошествие на Апостолов и -- через них -- на всех христиан Святаго Духа, направляющего их жизнь к праведности. Эти же слова выбраны как прокимен праздника Пятидесятницы, в котором Благий Дух являет Себя как одно из трех лиц Единого Троического Бога, как невидимый, но всегда присутствующий Управитель бытия Церкви Христовой.