В 1986 году молодой послушник Псково-Печерской обители с видеокамерой в руках ходил по родному монастырю и снимал небольшой любительский фильм о его жизни. Послушник был «своим» для братии, монахи его не смущались, и поэтому он свободно мог снять все что видел: братию на послушаниях, праздничное богослужение, исповедь и причастие священников, трапезу, работу иконописцев и, конечно же, монастырских старцев. Спустя двадцать лет, когда многие из старцев уже умерли, а послушник стал архимандритом, эти кинозарисовки стали особенно ценными, и теперь мы можем увидеть жизнь Печерской обители такой, какая она была два десятилетия назад.
«Существует расхожее представление о монастырях как о чем-то мрачном, однообразном и безжизненном. Но ничего более исполненного жизни, любви и добра я не встречал и, быть может, уже никогда не встречу», -- такими словами заканчивает фильм его автор архимандрит Тихон (Шевкунов).
И действительно, кажется, что каждый кадр этой любительской съемки излучает любовь и наполнен какой-то особой жизнью -- без суеты, злобы, раздражения. Мы видим повседневный быт Псково-Печерской обители -- от скотного двора до библиотеки, от колки дров до торжественного богослужения.
Вот монастырская пекарня, где приходилось, по словам автора, работать по двое суток подряд. Вот кузница, где трудится 86-летний монах отец Григорий. Вот и уникальная печорская иконописная мастерская, где еще пишут свои чудесные иконы отец Зенон и его ученики.
Но главное, конечно, в фильме архимандрита Тихона -- это не зарисовки быта монастырской братии, а запечатление старцев -- отца Иоанна (Крестьянкина), отца Андриана, схиигумена Мелхиседека, отца Серафима. Фильм сопровождается авторским текстом, где архимандрит Тихон рассказывает об уникальном явлении старчества, -- для новоначальных христиан это будет действительно важно, но иногда ловишь себя на мысли, что никаких слов тут и не надо, достаточно просто смотреть на лица отцов.
В этом фильме нет каких-то сверхъестественных чудес. На экране не воскресают умершие и не исцеляются больные. (Хотя о таких случаях, реально происходивших в монастыре по молитвам старцев, автор рассказывает.) Мы видим простых монахов, их жизнь без парада (старцы даже не знали, что их снимают на видео). Во всем простота общения, братская любовь, теплота. Но при этом после просмотра остается ощущение того, что ты соприкоснулся с настоящим чудом.
Вероника БУЗЫНКИНА
Как искать жемчуг
Круковский М. А.. По родному Северу. Рассказы для детей. -- Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2007
Книга «По родному Северу» -- редкий представитель жанра «для семейного чтения», потому что читать ее могут дети, подростки, их родители и все они вместе. Это переиздание рассказов русского географа, этнографа, писателя Михаила Антоновича Круковского (1865-1936). Рассказов о детях и взрослых, живущих на берегах северных рек и озер и попадающих в переделки, иногда очень опасные.
Книга написана прекрасным языком, безо всякой архаики и диалектизмов, и поневоле кажется, что это пишет твой современник про других современников -- из северной глуши. Потому и захватывает. И незаметно проглатываешь книгу вместе со множеством исторических и этнографических подробностей дореволюционной жизни. Вот рассказ про то, как мальчик Никитка искал раковины с жемчугом, и повезло ему найти невиданное зерно. А потом Никитке повезло еще раз: он встретил профессионального искателя жемчуга. И читатель вместе с Никиткой узнает некоторые секреты этого ремесла.
Повесть «На барках» -- о путешествии двух бесприютных мальчиков, которых взяли к себе добрые барочники, сплавлявшие груз через Ладогу по северным рекам. В повести, кроме собственно приключений и ярких людских типов, масса географических сведений и этнографических наблюдений. Например, подробно описана работа смолокура, который добывает смолу и деготь.
Книга -- о людях бедных, живущих трудной жизнью, и при этом -- без слезливой сентиментальности, характерной для многих книг той поры. Страдание и сострадание, честность, долг, подвиг здесь не названы по имени и изображены без пафоса и авторской морали. И даже рассказы с трагическим финалом написаны без надрыва и нажима. Так что детям читать это не только можно, но и нужно. И хорошо, что мораль автором не формулируется -- читатели, большие и маленькие, сами извлекут из чтения уроки. Скорее всего, правильные. Потому что книга написана с большой любовью и интересом ко всем людям.