Для друзей во Христе Господе хочется поделиться самым дорогим, что на душе в эти дни. Запишу без системы, а как припоминается.
Странная наша душа: как в ней все меняется...
Вот пишу знакомым пасхальные письма: и, как это делается обычно, выражаю радостные чувства и желаю им радости. А потом откуда-то проникают грустные настроения... И сам не знаю: почему? И меняю тон своих писем: говорю уже о покаянии.
Фото: Олег Коновалов
Впрочем, как увидим, связываю и их с Пасхой. А после опять и мир, радость... И опять какая-то грусть. .. и опять раздумываешься: отчего? как отнестись к ней?
На службе пережилось ясное верование: Господь, ими же весть судьбами, меня и помилует, недостойного, введет туда, с иными, о которых Он молился Отцу: Отче! Хочу, чтобы где Буду я, там и они были со Мною (ср.: Ин. 17, 24). Какая нежная любовь... А т.акая молитва не останется без исполнения.
Читал паримии из пророка Иезекииля о самом необычайном его видении на peкe Ховap (постараюсь прочитать друзьям, либо сами прочтете?). Разверзлись небеса... Видение илектра посреде огня, свет в нем: по среде яко подобие четырех животных: и сие видение их, яко подобие человека в них. И прочее... [Иез. 1, 1-20]
Совершенно «изумительно»... И непостижимое...
Естественный человек скажет: лепет безумного... А я радуюсь и принимаю с радостными слезами... Но я же не безумный... Чему радуюсь? Другой скажет: «Тайна». И, может быть, отвернется душою? А я рад именно тому, что это все «тайна»... я давно полюбил тайны Божии... Долго объяснять это: почему.
Кратко сказать: в «ином» мире обязательно должны быть именно тайны. Там все - не так, как на земле, а по-иному... И этому-то я и радуюсь... И плачу от радости сладкими слезами... Люблю тайны Божии.
Хорошо, что люди перед Пасхой говеют: тогда яснее открывается радость Пасхи, как уже очистившимся от грехов. Но исповедаться необходимо не пред самой Пасхой, а в начале страстной, к четвергу... В крайнем случае в субботу утром. А в самую Пасху уже не будет покаянного настроения: тогда радость зальет сердце, сокрушения не будет.
Любить бы необходимо в данный день... День обожествления человека. А Бог есть любовь. Но это чрезвычайно, чрезвычайно высоко для нас, грешных... И все же возможно: Невозможное для человека, - сказал Христос, возможно у Бога. И это мне дано было на данной неделе... Говорил я с М. А.: как сложно любить совсем, а особенно недругов. Даже невозможным кажется относиться к ним без недружелюбия. Что делать? М. А. отвечает: Нужно за них молиться!
Верно. Но и в такой молитве еще нет собственно любви... Только разве терпимость к ним придет в сердце наше. А я говорю о любви... Да, это дело - сверхъестественное.
Даже простить врагам не хочется.
Но вот в пятницу (под пятницу, по нашему, а не по церковному времени) при чтении двенадцати Евангелий смотрю я на крест с распятием Спасителя... и даже не молился... А только смотрел с верою и умилением... И ничего не думал...
И незаметно в душе моей оказался мир... Заметив его, я неожиданно ощутил желание попросить прощения у всех нeдpугов своих. И так это стало легко, - как дышать легко бывает... и как только я воротился после службы домой, тотчас засел за письма (чтобы не ослабеть с откладыванием их); и послал шесть-семь просительных писем... и легко было на душе...
И я знаю: это - не от меня, не от моих усилий...
Нисколько... А от Господа.
И почувствовал я, что это мне спасительно. А тем - полезно духовно. И только данный путь может разорвать цепи зла... Письма я поспешил послать раненько утром, чтобы дошли они до Пасхи... На одно уже получил ответ: правда, не говорящий о такой же просьбе: простите, но отличное... и это слава Богу... Да мне-то, собственно, необходимо о себе самом только заботиться...
Но враг опять после, через 2 дня, подступал к сердцу; но я уже знал: необходимо сознавать свою собственную греховность и просить прощения... А прочее - Божие дело и не мое... Впрочем, я убежден, что и там (у них) благодать порвет цепи зла.
Покаяние обычно считается грустным, печальным...
Но это неверно... Писал я письма поздравительные, - казалось - радовался и радовал иных. Но вот я увидел свою греховность и немощность; и начало скорбеть мое нестойкое сердце... Но скорбь была слаще той радости, О которой я писал в письмах...
Печаль духовная, грусть по Бозе, - как пишет апостол Павел коринфянам (2 Кор. 7, 10), приносит радость Божию... и мне не хотелось менять данную покаянную грусть на человеческую (еще) радость...
Печаль была - слаще. И само собою вспомнились мне слова из 3-й молитвы ко причащению: Тридневным Твоим и живоносным воскресением падшего праотца возставивыи, возстави мя грехом поползшагося, о разы мне покаяния предлагая. Значит, покаяние есть начало духовного воскресения... Потому оно и весело... И сейчас (во время писания) предпочитал бы иметь это скорбное радование, чем радость человеческую, несовершенную. И хотел бы даже поплакать о грехах...
Да и как не плакать? Они - пред лицом моим... Но, может быть, это - не пасхально? По внешнему мышлению - так, а по духовному опыту - истинно!
И захотелось мне куда-нибудь уйти для спасения... Не уйду? Вероятно... Но желание правильное и святое... Боже, помилуй меня, как хочешь.
Вот все учу, пишу и говорю... Лучше бы не учить, а спасаться и каяться... А если посмотреть с другой стороны, пришли Слова из cтpacтныx песнопений: Приидите вернии, делаим тщательно Владыце...: кто как может. Между другим, 1 через раздаяние богатства, иной через службу светлости; а третий: да приобщается (то есть делится) словом... (кому? с кем?) ненаученному... (стихира [на стиховне утрени великого] вторника). Может быть, мне дан такой дар от Господа?!
Еще не раз приходили мысли о страданиях...
Они не только нужны, но даже желательны должны быть сердцу нашему. Почему так? Это я ощутил следующим образом: просто хотелось их ради Христа. Притом страдания чувствовались как отрадные. После пришло объяснение: страдания это есть знак любви ко Христу... И именно страдания, а не благоденствия... И стало понятнее, что Сам Христос желал их: как Томлюсь я, - Говорил Он ученикам, - пока огонь (креста) не загорится. Он любил их и верующих в Него.
Это - главное. Но, к тому же, страдания для нас спасительны: ими мы очищаем свои грехи, ими мы присваиваем заслуги Христовы. Но Он страдал за нас, а мы любой должны страдать - за себя: в противном случае для нас не принесут пользы и страдания Христовы... и крест - путь в Царство Божие... Однако данные мысли пришли уже после; родились же они (как и все совсем духовное) от откровения Божией благодати...
Конечно, я знаю свое малосилие; но сами по себе данные чувства правильны.
Среда... Какое чудное утро. Какая красота... И все это создано Богом для нас... и даже дома, которые окрашены в розово-фиолетовый цвет от Солнца, красивы. А мы, люди?! Плакать хочется... Мир жаждет войны, безобразия, греха.
Блудница, которая помазала миром Христа, поет (в стихире): Умершую мя, то есть в грехах, воскреси...И воскресла...
Недавно мне пришлось услышать, что и вера, надежда, любовь суть дары Божии, а не от человека... Совершенная истина: все благодатное - от Бога, а не естественно… И в заамвонной молитве священник читает слова апостола Иакова: «.. . всяк дар совершен - больше есть от Тебе Отца свe тов». [Иак.1.17].
Не необходимо бояться сомнений... Никаких... Они абсолютно неосновательны. Даже совершенно естественны для «ума» нашего, так как все сверхъестественное - (скажу так) сверхъестественно. И потому ум (естественный) дивится и недоумевает. Так и должно быть. Но у нас есть свои основания верить: «откровение» от Бога. Притом двоякое: Писание и внутренне каждому... И тогда не только верится, но «видится»... «Воскресение Христово видевше - сказано, не только «слышавше». И необходимо быть твердым в вере.
Один послушник принес старцу варево (а не обыкновенные сухари с водой). «Почему это?» - спросил святой. «Ныне Пасха», - ответил тот. «А у меня, сказал старец, - по жизни Пасха». Так было и у Серафима Саровского. Какие люди-то были!!!
Пора заканчивать. Осталось чуть-чуть времени до ночной службы...
А что будет в самую Пасху, не знаю... Божия милость знает, что дать и мне.
Но священнослужитель должен не свои чувства выражать на службе и в проповедях, а церковные: значит, должен служить ныне весело.
Митрополит Вениамин Федченков О праздниках и богослужении православной церкви. Пасха Светлое Христово Воскресение Изд-во Свято-Троицкая Сергиева Лавра 2007