Группа выходит на прогулку, видит деревья, видит снег -- мы спрашиваем их: “Как вы думаете, кто создал все это?” И наши ребята знают, что это все создал Аллах!» -- с гордостью рассказывает нам Сания Исмагилова, которая заведует детским садом № 318. Садик -- с татарским этнокультурным компонентом, а ислам -- «это стержень татарской культуры, обойти его вниманием невозможно». На фоне растущей пассионарности мирового исламского сообщества интерес к тому, как поставлено религиозное воспитание у мусульман, котор закерен. Наши корреспонденты Дмитрий РЕБРОВ (текст) и Ирина СЕЧИНА (фото) побывали в исламском детском саду в Москве и обнаружили, что обстановка там весьма мирная.
Устроить сюда ребенка довольно трудно. Количество мест ограничено, а число родителей, которые желают отдать свое чадо в «мусульманский» садик, велико. Кроме татар ведут сюда детей и узбеки, казахи, представители всех национальностей, которые исповедуют ислам: триста восемнадцатый сад -- в столице единственный, где есть мусульманская составляющая.
«Татарских» групп 2, по двадцать человек в каждой, кроме них еще 4 обыкновенные, без какого-либо компонента. «Русским ребятам мы не рассказываем про ислам, они арабский алфавит, -- [rep80] Сания Сафивовна, ни не изучают ни татарский язык. -- В то же время все они знают, что в соседних группах обучаются татары, совместно с ними играют, знают татарские праздники, обычаи».
Конфессии в саду по-настоящему уживаются мирно -- мусульманский воспитатель, забежав к медсестре-христианке, может запросто попросить: «Намаз я совершить не успеваю, можно у тебя?!» «Есть некая грань, которую мы, как светское заведение, стараемся соблюдать: наши ребята будут жить среди христиан, мы хотим, чтобы они не относились к ним враждебно, -- заверяет директор. -- Мы рассказываем им, что, когда христиане празднуют Рождество, они отмечают день рождения пророка Исы (Христа исламская традиция считает пророком и знает под данным именем. -- Прим. ред.), хотя у мусульман день рождения праздновать не принято, но мы также можем их поздравить. Несколько раз к нам в сад приезжали какие-то радикально настроенные гости, из Казани, к примеру, критиковали нас, но мы им смогли объяснить, что наши ребята будут жить в многонациональном столичном мегаполисе и им нужно научиться терпимости».
Детям тут не предлагают «догматику». По словам преподавателей, костяком дошкольной программы становятся коранические притчи, часто этического содержания: «Мухаммада мы оставляем как бы за скобками, его ребята никогда не рисуют, не играют на утренниках, вообще рассказывать ребенку о Боге в мусульманской традиции принято лет после семи, когда ребенок подрос». «Объяснять необходимо то, что ребята в силу своего возраста смогут понять, -- считает воспитатель Алсу Амировна, чтобы преподавать ислам, она окончила курсы при соборной мечети. -- Даже в случае, если ребенок кое-что сперва не так поймет, в дошкольном возрасте не требуется его переубеждать, лучше подождать, пока он забудет это, объяснить ему заново, чересчур загружать малыша не стоит».
По нашей просьбе она показывает группе арабские буквы: «Что это за буква?» -- «Шин», -- хором отвечают ребята. «А это?» -- «Син». Арабский алфавит имеет 4 формы. Каждая буква тут дана в четырех вариантах: то, как она выглядит сама по себе, в начале, в конце и в середине слова. Стало быть, ребенку выучить данный алфавит в 4 раза сложнее, чем русский, однако, по-арабски ребята практически не читают, помимо вязи им необходимо освоить еще 2 кириллических алфавита: татарский и русский. А они важнее -- в группе все книжки со сказками написаны на данных двух языках.
«Эта буква читается не “у”, а “б”», -- учит татарскому произношению нашего фотокорреспондента небольшая воспитанница. «Те ребята, которые лето проводят в деревне, на родине, обычно по-татарски говорят без проблем, остальные, обычно, языком владеют не чрезвычайно неплохо. Но мы и не ставим им такой задачи: пусть как минимум, когда услышат татарскую речь, поймут, что говорят по-татарски, либо может даже разберут общий смысл сказанного», -- объясняют педагоги.
Намаз, пятикратную коленопреклоненную молитву, обязательную для каждого взрослого мусульманина, ребята тут не совершают: «Но когда попадаются ребята из религиозных, то есть из “соблюдающих” семей -- это заметно, -- говорит воспитатель Алсу Амировна. -- Все ребята рисуют, но ислам же вносит определенные ограничения на изображение человека, по этой причине ребята из религиозных семей, когда рисуют человечков, никогда не прорисовывают лицо, оставляют пустой овал. В то же время мы никогда не запрещаем им рисовать кое-что, любой делает так, как ему ближе».
В целом на уроках ислама детям предлагают набор традиционных этических ценностей, учат их, как верно общаться со сверстниками, как относиться к родителям, как поступать либо как не поступать в жизни. «Когда кто-нибудь из них делает кое-что нехорошее, в случае, если ему сказать: “Ты делаешь грех, Аллах так запрещает делать”, он тотчас же понимает, что так нельзя, бежит извиняться», -- открывает педагогические приемы Сания Исмагилова. Бывают случаи, когда именно эти ценности вступают в конфликт с тем, что ребята видят в повседневной жизни. Как рассказывают работники сада, как-то раз малыш, вернувшись домой, упрекнул отца-мусульманина в том, что тот курит и пьет пиво, дескать, религия это запрещает. «Родители пришли жаловаться, но я им ответила, что, в случае, если вы согласны с тем, что пить и курить -- это нехорошо, ну тогда как минимум не делайте данного в присутствии ребенка! -- говорит Сания Сафивовна. -- И они со мною согласились, так как никто не хочет, чтобы их ребята занимались чем-то плохим».
Сания Исмагилова, заведующая детским садом № 318
«Группа выходит на прогулку, видит деревья, видит снег -- мы спрашиваем их: “Как вы думаете, кто создал все это?” И наши дети знают, что это все создал Аллах!» -- с гордостью рассказывает нам Сания Исмагилова
Дети разных национальностей в детском садике № 318 гуляют и играют вместе
Воспитатель Алсу Амировна учит детей произносить арабские буквы
Все книжки со сказками в детском саду написаны на двух языках: татарском и русском