Знаменитый российский строитель железных дорог, промышленник и благотворитель Петр Ионович Губонин (1825-1894) был выходцем из крепостных крестьян. С детства, проявив недюжинные таланты в организации строительного производства, он прошел блистательный путь от одного до крепостного из успешнейших российских промышленников второй половины XIX сотни лет. Созданные им железные дороги и заводы и в наше время удачно работают на благо России и стран ближнего зарубежья.
Даже краткий рассказ о свершениях П.И.Губонина занял бы чрезвычайно немало места. Но существенная часть его деятельности часто выпадает из поля зрения пишущих о нем. Это его неустанные труды на благо русской православной церкви. За свою длинную жизнь он сам возвел много церквей, а число храмов и соборов в строительстве, ремонте и реконструкции которых он принимал участие, не поддается учету. То, что упомянуто в данной заметке, является только частью совершенного Губониным, известной нам по скупым публикациям в советской и российской печати.
Везде, где Губонин строил железные дороги, шахты, заводы, он строил и храмы Божьи. Об данной стороне деятельности Петра Ионовича и хотелось бы кратко рассказать читателям.
Одним из первых известных деяний во славу Божию стало участие Петра Ионовича в завершении возведения Исаакиевского (во имя преподобного Исаакия Далматского) собора в Санкт-Петербурге, который был освящен в 1858 году. Молодой промышленник поставил гранит для облицовки цоколя. В данный год он выкупился из крепостной зависимости у помещика Бибикова, записался в третью гильдию московского купечества и получил первое широкое признание общественности.
В начале своей некрепостной, вольной жизни, в 1860-х годах Губонин приобрел бывшую усадьбу генерала-от-инфантерии Н.Д.Дурново в Климентовском переулке Пятницкой улицы Кузнецкой слободы Замоскворечья. Там большей частью и жил он со своими чадами и домочадцами. Ближайшим храмом была церковь великомученицы Параскевы Пятницы на одноименной улице. Истинно верующий, щедрый, человеколюбивый на пожертвования Губонин с 1867 года до своей смерти был церковным старостой данного храма. За его счет в начале 70-х годов в церкви был выполнен капитальный ремонт, приобретались дорогие украшения для храма. Однажды, на одной из выставок Губонину глянулось огромное бронзовое паникадило на 365 свечей. Своды храма не смогли бы выдержать махину. Кров был разобран, паникадило через образовавшийся проем перенесено в церковь (по-другому не проходило) и после этого все устроено заново, более крепкая крыша. В данной церкви после и отпели его после кончины.
Став сказочно влиятельным и богатым человеком, потомственным кавалером, дворянином множества российских и иностранных орденов, тайным советником, Петр Ионович жил довольно скромно. Например, в московском Музее российских предпринимателей, меценатов и благотворителей бережно хранится скатерть из дома Губониных. Сами можете судить были ли Губонины прожигателями жизни. Значительную часть своих доходов Петр Ионович и его сыновья тратили на помощь больным, сирым, которые обездолены, увечным. Строили школы, музеи, училища. Устраивали промышленные выставки, заботились о развитии науки и культуры. Так, в немалой степени на деньги Губонина была построена первая очередь Политехнического музея. Губонин с сыновьями оказывали немаленькую помощь великому драматургу А.Н.Островскому в его попытках создать в Москве общедоступный русский драматический театр. Но особой заботой впрочем были церкви.
Многим и многим храмам России помогал Петр Ионович. Поэтому не случайно, что панихиды в память о нем служили во многих церквах и соборах. Как это было, к примеру, в Спасо-Преображенском соборе Николо-Угрешского монастыря. Сей величественный храм был освящен незадолго до кончины Петра Ионовича. А сам Губонин заложил первый камень в основание 77-метрового собора. Конечно, без помощи в строительстве не обошлось.
Интересна и поучительна история двух крымских храмов святого равноапостольного великого князя Владимира. В их строительстве непосредственнейшее участие принял П.И.Губонин. Из-за схожих названий данные храмы часто путают. Оба они связаны с принятием Русью христианства. Известно, что в Херсонесе в 988 году великий князь киевский Владимир Красное Солнышко сам принял крещение, а уж после этого крестил всю древнюю Русь. Поселения, которые расположены в данном месте, в разное время назывались Херсон и Корсунь, теперь Херсонес. Развалины средневекового Херсонеса расположены на окраине современного Севастополя.
Понятно, почему Владимирский собор сначала планировалось возвести в Херсонесе. Но по просьбе командующего Черноморским флотом адмирала М.П.Лазарева, который обеспокоен недостаточным числом православных храмов в Севастополе, было принято решение о строительстве собора в центре города. Подготовительные работы начались в 1848г. Автором проекта был знаменитый К.А.Тон. В 1851г. умер Лазарев, в память о его заслугах было решено похоронить его в специально сооруженном склепе на месте будущего собора. Закладка собора произведена 15 июля 1854г. Предполагалось возвести его за 3 года. Но уже начавшаяся Крымская война внесла существенные поправки.
11 октября 1853 года турками на Дунае из крепости Исакчи была обстреляна маленькая русская флотилия. Погибли капитан II ранга Варпаховский и 6 матросов. Турция объявила войну России в октябре 1853 года. Николай I обратился с манифестом к народу 20 октября. 18 ноября - уничтожение турецкого флота у Синопа. 9 апреля 1854 года - обстрел флотом союзников неукрепленной Одессы. 1 сентября 1854 г. произошла высадка англо-франко-турецкого десанта в Евпатории. Это было началом сухопутных боев за Крым, приведших к осаде Севастополя.
Таким образом, закладка храма была произведена после предъявления Россией ультиматума султану в связи с притеснением христиан в Османской империи. Турция готова была выполнить справедливые требования России, но подстрекательство Англии и Франции привело к срыву переговоров и спровоцировало Восточную (в России обычно называемой Крымской) войну.
Торжественная закладка храма во время разгоравшейся войны имела большое патриотическое значение, что было высоко оценено российским народом.
До высадки неприятельского десанта в храме св. Владимира успели возвести только подвальный этаж, который возвышался над землей на 60-90 сантиметров. Но даже незавершенное строительство укрепляло силы защитников Севастополя.
В склепе рядом с Лазаревым были похоронены и погибшие герои обороны Севастополя контр-адмирал В.А.Корнилов, вице-адмирал В.И.Истомин и адмирал П.С.Нахимов. Строительство собора было возобновлено в 1858г. по измененному проекту архитектора А.А.Авдеева, который утвержден в 1862г. От проекта К.Тона остался только фундамент и главные размеры. Нижний храм был освящен во имя святого Николая 5 октября 1881г., верхний - во имя святого равноапостольного князя Владимира в 1888г.
С наружной стороны храма в обшивку стен северного и южного фасадов вмонтированы 4 плиты из черного мрамора с именами адмиралов и датами их смерти. Захоронение адмиралов в нижнем храме отмечено черным крестом, на четырех сторонах которого высечены бронзовые надписи с их именами и датами смерти.
Понятно, что П.И.Губонин не мог оказать существенной помощи в строительстве собора на начальных этапах его строительства. Но в 1872-75гг была сооружена первая железная дорога Крыма, Лозово-Севастопольская. Главным строителем данной дороги был Губонин. Строительство принесло немалую выручка, часть из которой Губонин передал на достройку севастопольского храма.
Годы борьбы с религией и Вторая мировая нанесли немалый урон храму. Реставрационно-восстановительные работы начались в 1965 году. 6 марта 1972 года Владимирский собор стал филиалом Музея героической обороны и освобождения Севастополя.
19 октября 1992г. собор был снова освящен и в нем проводятся службы.
Одновременно со возведением Владимировского собора в Севастополе российское общество не забывало и о необходимости увековечивания памяти святого равноапостольного великого князя Владимира постройкой величественного храма и в Херсонесе на территории основанного в 1850 г Херсонесского Свято-Владимировского монастыря.
Именно для данного храма создавал свой проект Константин Тон. Затем проект начали реализовывать в ином месте, в Севастополе. А после, при достройке, заменили. В Херсонесе же по данному проекту даже не начинали строить – тотчас заменили на проект архитектора Д.И.Гримма в византийском стиле (1859). Закладка храма произошла 23 августа 1861 года в присутствии семьи Императора Александра II.
Строительство шло долго и сложно. Выявились ошибки в устройстве основания храма – он дал неравномерные осадки, возникли трещины. Выделенные суммы быстро таяли, а конца возведению не было видно.
В 1873 году Императрица Мария Александровна, супруга Александра II, отошедшая по болезни от мирских дел, через видного железнодорожного чиновника инженер-генерал-лейтенанта А.И.Дельвига, обратилась к Губонину с необычной просьбой. Она просила его завершить строительство херсонесского храма. Это сделать надо было за счет Губонина, т.к. отпущенные деньги заканчивались. Несмотря на немаленький объем работ, который величествен храм был закончен с большими улучшениями в сравнении с первоначальным проектом.
В советское время (в 1924 году) монастырь был закрыт. Сначала там разместилась воинская часть, а после - историко-археологический музей. Во время Второй мировой войны в него попала большая авиабомба и все еще храм до конца не восстановлен. В 1992 г богослужения в храме возобновлены, а в 1994 г собор передан православной общине, но еще долго придется ждать нового Губонина, который приведет его в божеский вид.
Важное место в деяниях Петра Ионовича во славу Церкви занимает период, когда он был старостой Петропавловского собора в Санкт-Петербурге. Поскольку своего прихода у придворного собора Апостолов Петра и Павла не было, то церковного старосту сроком на 3 года выбирали сами служители собора. Затем кандидатуру утверждала Консистория, разумеется, учитывая мнение Императора. Губонину выпало быть старостой в тяжелый для России период, с 1881 по 1883 годы.
Как известно, 1 марта 1881 года был убит Царь-освободитель Александр II. Страна погрузилась в траур. Хватало в это время забот и старосте собора, который является усыпальницей дома Романовых. Трудно представить нравственные страдания Губонина, который обожал покойного Императора. Частично это можно понять по маленький цитате из некролога на наиболее П.И.Губонина в «Московском листке»:
«Он имел счастие быть любимым в Бозе почившим Императором Александром II, которые удостоивали его часто разговорами. Однажды Петр Ионович удостоился поднести Его Величеству серебряную чернильницу с надписью: «От бывшаго крестьянина, ныне Твоею милостью действительнаго статскаго советника Петра Губонина». Надпись данная чрезвычайно понравилась Его Величеству. На чернильнице изображена изящная группа народов России; она была любимым украшением стола в Бозе почивающаго Монарха».
Стараниям Петра Ионовича в содержании собора не было конца. Старостами храма обычно выбирались богатые купцы с безупречной репутацией. Историки отмечают троих из них, которые выделялися особым радением о храме: М.Д.Ертова (был старостой 5 сроков с 1833 по 1848), который потратил на храм до 90 тысяч рублей ассигнациями, П.Д.Кудряшова (1848-1860) – 25 тысяч серебром и П.И.Губонина. Причем последний не пожелал объявить величину истраченной суммы. Ясно, что сумма была чрезвычайной, но благотворительность и самореклама для истинно нравственного человека есть вещи сложно совместимые.
Так получилось, что Губонин был последним в истории России церковным старостой Петропавловского собора. С переходом храма в придворное ведомство старосту сменил ктитор, который назначался министром императорского двора. Но Петр Ионович не оставлял заботами храм и в самом дальном. Так им была «возобновлена и украшена» могила убиенного Александра II. Это только после 1917 года места упокоения великих людей могут пребывать в запустении. Вряд ли надгробие Императора обветшало, но желание воздать особые почести любимому монарху пересилило. И вся Россия понимала, что бывший крепостной Губонин имеет моральное право на свои средства облагораживать могилу Царя-освободителя. Вряд ли кто-то иной получил бы согласие Александра III на это. А он получил. И дело здесь отнюдь не в сказочном богатстве Губонина…
На месте смертельного ранения Александра II, как известно, был построен Храм Воскресения Христова (Храм Спаса-на-Крови). И, вообще освящен он был 19 августа 1908 года (то есть через 14 лет после кончины П.И.Губонина), нет сомнений, что Губонин и его сыновья внесли достойный вклад в его сооружение. А разве могло быть в противном случае?
Трагические события 1881 года сорвали освящение завершенного к данному времени московского Храма Христа Спасителя. Торжества прошли через 2 года уже при Императоре Александре III. Конечно, возведение народного памятника Отечественной войне 1812 года не обошлось без Губонина. Как и в случае с Исаакиевским собором, Петр Ионович не имел возможности активно принимать участие в сооружении храма с наиболее начала (а сооружали его при четырех императорах). Но он так постарался на завершающем этапе, что был в числе 50 (по иным этим - около 130) награжденных золотыми медалями в честь освящения собора. А серебряных медалей было (разумеется, по заслугам) выдано огромное число. Интересно, что на торжествах, состоявшихся в храме 15 мая 1883 года, дирижировал П.И.Чайковский.
За главными храмами России Губонин не забывал о нуждах церквей и в иных городах и весях. Так, на своей малой родине, в деревне Борисово Коломенского уезда Московской губернии, он на свои средства выстроил для земляков церковь. А для себя домик, куда любил приезжать, когда позволяли дела, посидеть на крылечке. А иным на том крылечке сидеть не дозволялось. За данным следили сторожа домика, подкравшись, и, пугали нарушителей запрета холостыми выстрелами из ружей над самым ухом. Был у Петра Ионовича такой «смертный грех».
Одним из множества славных дел Губонина было создание в 1870-х годах на голом месте Брянского машиностроительного завода. Одно из самых крупных в России предприятий выпускало рельсы, вагоны, паровозы, сборные элеваторы и прочую продукцию из металла. Даже броню для броненосца «Князь Потемкин Таврический». Завод был построен на месте заболоченного леса. Вначале сельцо, где жили строители завода, называлось Губонино, после этого стало именоваться Бежица, в советское время называлось Орджоникидзеград. Сейчас это самый крупный район Брянска – Бежицкий, который в данном году будет отмечать свое 140-летие.
На территории завода, помимо цехов и иных нужных заведений, было и немало чего иного. Например: больница из пяти павильонов на 75 кроватей с аптекой и амбулаторией, мужская школа на 400 человек, женская на 170 человек, церковно-приходская на 125 человек, который ремеслен училище на 100 человек, 2 парка, птицеферма, пруд, народная столовая на 500 человек, заводской продовольственный магазин с паровой мельницей и бойней, детский сад на 60 детей. Когда двух школ не стало хватать, открыли третью, платную, для детей более зажиточных сотрудников завода. Годовая цена обучения составляла 6 рублей с ученика. Были и 300 усадеб с огородами, ледниками, коровниками. Служащих завода с чадами и домочадцами было около 15 тысяч. Конечно, в социальную сферу много сил вкладывала Мария Клавдиевна Тенишева, супруга совладельца завода князя В.Н.Тенишева. Но маловероятно, что ее труды шли вразрез с политикой Губонина. Какое инновационное предприятие может теперь похвастать такой «социалкой»?
Были на территории завода и 2 церкви, которые вмещали 4000 человек. Вероятно, для одной из них, церкви Преображения Господня, в 1884 году Губонин пожертвовал иконостас.
Немало средств тратил Губонин и на развитие образования, от высшего до начального. Им созданы технические училища в Москве, Борисоглебске, коломне. Построено здание духовной семинарии в Твери. Числа несть стипендий, которые учреждены Петром Ионовичем. Особыми заботами он окружал Императорское московское техническое училище. Училищем оно только называлось, а было одним из самых крупных ВУЗов страны, известное после этого как МВТУ им. Баумана (?!). Губонин был Почетным членом Совета училища, немало помогал материально, особенно в устройстве институтской церкви равноапостольной Марии Магдалины, которая пострадала при пожаре. Не только теперь, но и в советское время, в училище с почтением относились к памяти великого благотворителя. Правда, церковь при училище давно ликвидирована и в данном месте главного корпуса располагается читальный зал.
В России, как известно, много церквей создано в память о конкретных исторических событиях. Одна из известнейших – часовня в память гренадеров, которые пали под Плевной. Надеюсь, читатели знают, что есть слово «гренадер», но нет слова «гренадер». Первоначально часовню по проекту В.О.Шервуда предполагалось установить в Болгарии на месте знаменитого сражения. Болгарией даже был выделен участок, который закреплен для данных целей «на вечные времена». Но из-за охлаждения российско-болгарских межгосударственных отношений часовня была сооружена в Москве. Ее освящение состоялось 28 ноября 1887 и было приурочено к десятилетию сражения. Изящные гранитные детали для наружного оформления часовни были выполнены в мастерской Губонина. Деньги, которые причитаются за работу, Петр Ионович передал в фонд помощи раненым гренадерам и их семьям.
Надеюсь, читатель уже понял, что Петр Ионович Губонин был истинно верующий, который видел в Православии одну из главных опор России. Однако нет-нет, да появятся высказывания, что Губонин был старообрядцем. Никаких фактов привести не могут. Уверяют, что все доказательства уничтожены, но они, «специалисты», это через сотни лет «нутром чуют». Причем, для данных «знатоков» все староверы едины, не делятся на толки и течения: все они, как 1, пропихивают Губонина вверх и ссужают его из своих заначек, чтобы он тратил миллионы и миллионы на православные храмы (?!). Посмотрим же, как закончил свой жизненный путь «тайный старообрядец». И здесь он «замел следы» - умер и был похоронен по православным обычаям. Для «любителей истины» это служит еще одним доказательством старообрядческих связей Губонина. Не сомневаюсь, что такие «специалисты» никогда не переведутся.
Особой любовью и заботами Губонина был окружен Гурзуф. В 1881-82 гг. Губонин покупает у наследниц сенатора Фундуклея и князя Барятинского в 12 верстах от Ялты захудалое татарское село Гурзуф и в короткое время превращает его в курорт мирового уровня. И татар никуда не выселял, всем хватало и места, работы. Ударными темпами выстраивается 6 немаленьких гостиниц. Для бурной во время дождей речки Авунда прокладывается новое, который мощен камнем, русло. Старое засыпается и на его месте разбивается прекрасный парк. Устраиваются чудесные фонтаны: «Богиня ночи», «Рахиль», «Первая любовь» и иные. К услугам отдыхающих электрическое освещение, водо- и грязелечебницы, прачечные, рестораны, медицинское обслуживание, магазины, телеграф, то есть все, что угодно. Через некоторое время население городка заметно увеличилось, а для исполнения церковных обрядов приходилось ездить в Ялту.
Долго Губонин такое положение терпеть не мог, в 1887 году начинается строительство церкви Успения Пресвятой Богородицы. Через 4 года 24 августа 1891 года состоялось ее освящение. Построена она была в византийском стиле и отличалась особо изысканным внутренним устройством. Иконостас был сооружен из итальянского мрамора. В храме находилась икона Николая Чудотворца кисти К.А.Коровина. Алтарь и образ Спасителя освещался электрическим светом. Во время всенощных служений осуществлялась электрическая подсветка креста над церковью. Моряки ориентировались в бурю на данный крест, как на маяк.
При храме была открыта церковно-приходская школа на 40 учеников, для которой в 1893 году было выстроено специальное здание. Пособия и учебники, часть которых была пожертвована обер-прокурором К.П.Победоносцевым, распространялись даром. Для сезонных рабочих проводили народные чтения. Эти рабочие набирались, главным образом, для сбора винограда на обширных плантациях около Гурзуфа. Перерабатывалось все на заводе в Ай-Даниле, принадлежащем Губонину. Интересно, что и тут он не забывал о Православии. Губонинская продукция составляла значительную часть всего церковного вина, потребляемого в России.
А для местного населения Гурзуфа была построена мечеть, которая признана в советское время памятником архитектуры.
Петр Ионович чрезвычайно любил Гурзуф, подолгу жил там. И местом своего упокоения завещал сделать Гурзуф. Заблаговременно под мраморным алтарем был подготовлен фамильный склеп. Туда, после внезапной кончины Петра Ионовича, которая последовала 30 сентября 1894 года в Москве, было привезено тело покойного. С великим промышленником, храмоздателем, строителем, меценатом, благотворителем, покровителем наук и прочая, прочая, прочая прощалась почитай вся Россия. Путь от Гурзуфа до Москвы занял больше недели. Немалую часть дороги в Крыму запаянный металлический гроб пронесли на руках, чтобы похоронить в склепе 8 августа. Позже там же была захоронена и его супруга - Марина Севастьяновна.
После смерти Петра Ионовича у него осталось 2 сына, Сергей и Николай. Это были добрые, прекрасные русские люди, но они не обладали всеми талантами отца. После его смерти они не удержали накопленного отцом и разорились еще до 1917 года. Гурзуф перешел к иным обладателям и поблек. А после революций 17-го года его «захватили» военные, которые устроили там санаторий. Правда, они чуть-чуть поделились с детьми – так у горы Аю-Даг возник пионерский лагерь «Артек». Сильное землетрясение 1927 года в Крыму не нанесло гурзуфской церкви урона. Но надвигались потрясения посильнее… Церковь звоном своих колоколов нервировала отдыхающих и, тем самым, мешала поправлять здоровье политработникам Красной Армии. Такова главная вина храма, из-за чего его и уничтожили в 1932 году. Не помогло даже заступничество Астрономического института, который рекомендовал сохранить храм, т.к. его крест можно было применять как пункт триангуляции. Был уничтожен и подцерковный склеп.
Всего на 2 года Успенскую церковь пережила гурзуфская мечеть. В данном же году была совсем уничтожена и московская церковь великомученицы Параскевы Пятницы на Пятницкой улице, о которой 27 лет неустанно заботился ее староста П.И.Губонин.
5 декабря 1931 года был взорван Храм Христа Спасителя. Другие церкви, в которые вкладывал свою душу Петр Ионович Губонин, либо были уничтожены, либо прекратили быть действующими, превратившись в музеи, часто на многие десятка лет закрытые для народа (к примеру, Храм Спаса-на-Крови).
Как видим, печальна судьба большей части храмов Божиих, воздвигнутых Петром Ионовичем Губониным лично или при его участии. Конечно, за Исаакиевский собор можно не тревожиться. Да и новый Храм Христа Спасителя это лучше, чем бассейн. Только бы не забывали сильные мира сего, что и бассейны необходимы людям, но не на святом же месте? Но упомянутые храмы строились всем народом, а как обстоят дела с церквами, которые созданыи только стараниями Петра Ионовича?
Увы, похвастать здесь нечем! Если что и осталось, то на эту тему никто не знает.
И все же, есть реальная возможность воссоздать одно из любимейших детищ Губонина. И не где-нибудь в Тмутаракани, а в самом центре Москвы.
В 1865 году Известным и Губониным строителем железных дорог Христианом Христиановичем Мейеном в Москве была создана маленькая ремесленная школа для детей малообеспеченных родителей. Через год, после покушения на Александра II, школа стала именоваться Комисаровской. В честь Осипа Коммиссарова, спасшего императора. Неустанными заботами Губонина и Мейена школа окрепла и вскорости превратилась в одно из лучших технических училищ России. Для нее Губониным в Благовещенском переулке Тверской улицы было приобретено новое здание, а в нем в 1871 году построена и богато украшена церковь во имя святого благоверного великого князя Александра Невского.
В советское время на базе некогда трехклассной школы, которая создана Губониным и Мейеном, возникло несколько ВУЗов. Вначале это был механико-электротехнический техникум, а после этого институт им. М.В.Ломоносова. В 30-е годы XX сотни лет там созданы институты: сельскохозяйственного машиностроения им. Калинина, автотракторный и автомеханический (ныне Московский Государственный Технический университет «МАМИ»-МГТУ «МАМИ»), машиностроительный им. И.И.Леспе.
Главное же здание с церковью благоверного великого князя Александра Невского «захватили», как часто бывало, военные – там длинные годы находилась Военно-политическая академия им. Ленина (ныне - Военный университет Минобороны РФ). Конечно, будущим политработникам церковь была не требуется. Алтарь уничтожили, крест сбили, стены оштукатурили и только округлые очертания фасада напоминали о некогда пышной церкви при училище. Но в 1996 году министерству обороны оказалось ненужным здание в Благовещенском переулке, д.1.
При продаже освободившегося помещения на месте бывшего храма удалось под слоями штукатурки найти часть церковного убранства и мемориальные доски в память о создателях храма, которые теперь хранятся в МГТУ «МАМИ».
В 2003 году в газете Краснопресненской префектуры появилась информация о перестройке здания, вообще в 2002 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II обращался к губернатору столицы с предложением о возрождении храма.
При решении данного вопроса не следует забывать, что раньше в Москве было 16 храмов, воздвигнутых в честь заступника земли Русской. Сейчас ни 1 из них не действует, а большинство безвозвратно утрачены. Здание Главного корпуса Императорского Комисаровского технического училища, несмотря на преднамеренное его разрушение новыми владельцами с целью сноса и возведения (реконструкция) «новодела», устояло.
Поэтому, грех упустить возможность наибольшего сохранения исторического здания с церковью и его реставрации. Здание является единственным в Москве историческим памятником, как защитнику земли русской Святому Александру Невскому, так и великому русскому благотворителю Петру Губонину. Создателя память храма можно увековечить памятной комнатой-музеем, в которой отразить и этапы возрождения храма в наше время.