Муж и жена: "Я был не где-то, а на постройке храма!"
Фото: Олег Коновалов
Многие семьи не понаслышке знают об одной трудной проблеме: работе, которая затмевает семью. Кто-то из супругов так поглощен своими рабочими делами (причем, вовсе не всегда необходимость работать так немало оправдана), что совершенно забывает о семье. Особенно сложным становится данная проблема, когда кто-нибудь из супругов работает в храме, на церковном послушании. Восстановление храмов - дело богоугодное, но как при этом не разрушить и малую Церковь - свою семью? Мы получили несколько писем с просьбой осветить данную проблему и начнем с публикации рассказа митрополита Вениамина Федченкова из его замечательной книги "Божьи люди".
Получил я письмо от своего друга и товарища по академии, священника о. Александра Б. из Самарской губернии, о разладе с женой... Уж как он любил ее невестой! Весь наш курс знал о ней, какая она прекрасная и хорошая. И вот они повенчались. Он получает приход в рабочем районе города. Нужно строить храм. Молодой и идейный священник с любовью и энергией принимается за дело. Постройка проворно продвигается вперед. Казалось бы, все неплохо. Но вот горе для матушки: ее батюшка запаздывает к обеду. Матушка недовольна данным: то пища остыла, то переварилась и пережарилась. Да и время напрасно пропадает, другие дела по дому есть... И ребята появились... И огорченная хозяйка начинает роптать и жаловаться на такой непорядок и расстройство жизни. А еще важнее то, что она, вместо прежней любви, начинает уже сердиться на мужа: разлагается семья. Батюшка же оправдывается перед ней:
- Да же я не где-то был, а на постройке храма!
Но это ее не успокаивает. Начинается семейный диспут, всегда вредный и болезненный. Наконец, матушка однажды заявляет решительно мужу:
- Если ты не изменишь жизни, то я уйду к родителям.
И вот к такому-то моменту мы обменялись с о. Александром письмами. Узнав, что я еду в Оптину, он описал все свое затруднение и попросил меня зайти непременно к о. Анатолию и спросить старческого совета его: как ему быть, кого предпочесть - храм либо жену.
И я зашел в келию батюшки. Он принимал преимущественно мирских; а монахи шли к иному старцу - о. Нектарию. В келии о. Анатолия было человек десять-пятнадцать посетителей. Среди них обратился с вопросом и я. Батюшка, выслушав с опущенными глазами историю моего товарища, стал сокрушенно качать головой.
- Ах, какая беда, беда-то какая! - Потом, не колеблясь, заботливо начал говорить, чтобы батюшка в данном послушался матушки: - Иначе нехорошо будет, нехорошо!
И немедленно припомнил мне случай из его духовной практики, как развалилась семья из-за подобной же причины. И припоминаю теперь имя мужа: звали его Георгием.
- Конечно, - сказал о. Анатолий, - и храм строить - великое дело; но и мир семейный хранить - также святое Божие повеление. Муж должен, по апостолу Павлу, любить жену, как наиболее себя; и сравнил апостол жену с церковью (Ефес. 5, 25-33). Вот как высок брак! Нужно сочетать и храм, семейный мир. Иначе Богу неугодно будет и строение храма. А хитрый враг-диавол, под видом добра, хочет причинить зло: необходимо разуметь нам козни его. Да, - вот так и отпишите, пускай приходит своевременно к обеду. Всему есть свое время. Отпишите и так!
А после, чуть-чуть подумав, добавил:
- А здесь добро-то добро: строить храм-то. Но к нему тайно примешивается и тщеславие... Примешивается, да, примешивается: ему хочется поскорее кончить... людям понравиться... Отпишите и так...
Так я и отписал. И дело поправилось.
Митр. Вениамин (Федченков). Божьи люди. Мои духовные встречи. М., 1997.