Страстная и Пасхальная седмицы образуют центр богослужебного года. Они являются тем временем в жизни Церкви, которое предваряется серьезной и долгой подготовкой — Великим постом. Последняя, 6 седмица Великого поста имеет особое название — "седмица ваий". Все дни ее от пятницы до понедельника имеют такое определение: "понедельник ваий", "вторник ваий" и так далее Эта седмица по своему устроению, по содержанию богослужения оказывается устремленной к Неделе ваий, либо к тому празднику, который мы привычно называем "Входом Господним в Иерусалим".
Богослужение данных дней открывает перед нами важный принцип церковного Устава. Участие в церковном богослужении не является просто воспоминанием прошедших событий либо созерцанием богословских идей — все в устроении богослужения направлено на то, чтобы события, празднуемые и воспоминаемые Церковью, были нами пережиты по существу, стали фактом нашей жизни, чтобы мы вошли в ту реальность, в которую Церковь нас стремится ввести. Достигается это различными способами, а в седмицу ваий в течение 5 дней звучат песнопения, которые заставляют нас напряженно ждать событий конца седмицы.
Эта седмица должна привести нас к двум особенным праздникам — субботе Лазаревой и Неделе ваий. В субботу Лазареву празднуется воскрешение праведного Лазаря. Мы помним, что Господь воскресил четырехдневного мертвеца (Ин. 11, 1-45). Он знал, что Лазарь болел и умер, и, тем не менее, будто нарочно медлил и не приходил в Вифанию, вообще дом праведных Марфы и Марии и их брата Лазаря был тем домом, который, видимо, Господь зачастую посещал. И вот, зная о болезни Лазаря, его смерти и погребении, Господь пришел, когда тот уже 4 дня лежал во гробе. Все это переживается и является в богослужении. Упоминания на эту тему есть в богослужебных текстах уже с первых дней седмицы: "Вчера и днесь болезнь Лазарева, сию бо Христу являют сродницы…" — вчера и сегодня уже болеет Лазарь, Христос на эту тему знает, так как ему сообщили родственники. Таким образом, нас не просто информируют, а вовлекают в ход событий. В среду мы слышим: "Днесь издше Лазарь", — сегодня умер Лазарь. И наконец-то: "Днесь Лазарь умерый погребается…" — вот уже полагается во гроб. Таким образом, прослеживаются все этапы, которое предшествует данному великому чуду. А мы совместно с сестрами Лазаря находимся в ожидании Господа и недоумеваем, почему же Он не приходит. Эта седмица становится путем, ведущим ко дню воскрешения Лазаря.
Страстную седмицу и предшествующие ей праздники — Неделю ваий и субботу Лазареву — необходимо отличать от Великого поста. Святая Четыредесятница - время подготовки, а Страстная - уже не пост, а цель поста, то, к чему мы готовились и в чем мы должны, подготовившись и потрудившись в меру своих сил, принимать участие. В пяток ваий несколько раз поется такой текст: "Душеполезную совершивше четыредесятницу…", то есть уже окончив время св. Четыредесятницы, которая должна была принести пользу душе, "… и Святую седмицу страсти Твоея просим видети, Человеколюбче". В пятницу на седмице ваий св. Четыредесятница кончается; мы уже стоим в преддверии Страстной седмицы.
В Великом Посту 6 седмиц, но субботы и воскресенья не являются постными днями — не в том смысле, что отменяется телесное воздержание, а в том, что устроение богослужения совершенно иное: в субботу и воскресенье совершается полная литургия, совершается Таинство Евхаристии. Что касается пищи, то в субботу и воскресенье по жизни ослабление поста на елей, таким образом суббота и воскресенье не входят в число дней св. Четыредесятницы. Итак, 6 седмиц и в любой по 5 дней, всего получается 30 постных дней, а мы говорим о св. Четыредесятнице. Здесь надо сказать, что идея предпасхального поста существует с самых древных времен и является апостольским установлением, впрочем исчисление дней св. Четыредесятницы претерпело чрезвычайно значительные изменения. Так, на Православном Востоке до IX сотни лет не было единства в определении периода св. Четыредесятницы. Понятно, почему Четыредесятница носит такое название — ведь свв. Отцы решили уподобить свой пост посту Господа, Который 40 дней пребывал в пустыне, но вот устроение данного поста оказалось довольно трудным. Предпасхальный период мог состоять как из 7, так и из 8 седмиц: от начала Поста до дня Пасхи могло быть как восемь, так и семь недель. Наша сырная седмица (как мы знаем, заговенье на мясо происходит уже за неделю до поста) отмечена многими чертами великопостного богослужения и является полупостной седмицей. Это и есть остаток того восьминедельного предпасхального поста, который существовал на Востоке. Его продолжительность варьировалась, так как все время стремились привести число дней поста к 40 дням. Но реализовать это в полной мере так и не удалось: это удается только ценой некоторых натяжек и выглядит несколько надуманно.
Суббота Лазарева по своему богослужебному устроению является абсолютно особенным, ни на что не похожим, днем. Накануне в пятницу, как и во все пятницы Великого поста, совершается литургия Преждеосвященных Даров. Поскольку данная литургия всегда служится на вечерне, начинается вечерней, суббота Лазарева начинается уже в пяток вечера. На приходах Преждеосвященную служат в пятницу с утра, это уже является началом богослужебного дня Лазаревой субботы. С данного дня отлагается богослужение по Минее до понедельника Фоминой седмицы. Легко понять, что это не является каким-то формальным установлением, а в данном заключено указание на то, что никакое прославление святых теперь уже неуместно — наступил такой период, когда все сосредоточено на одном, по этой причине все богослужение в данный период осуществляется только по Триоди. Исключение составляет праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, который обязательно празднуется, на какой бы день Страстной или Светлой седмицы он ни пришелся в данном году.
Суббота Лазарева и следующая за ней Неделя ваий до некоторой степени являются единым праздником: они имеют общий тропарь, который посвящен событиям данных двух дней. Кроме того, кое-какие части воскресного богослужения, которое нельзя совершать в Неделю ваий, т.к. это Господский двунадесятый праздник, перенесены на субботу.
Итак, утреня, совершаемая в субботу Лазареву, содержит несколько воскресных текстов — тех, которые при обычном порядке богослужения поются только в воскресный день и являются непременной частью воскресного всенощного бдения. Так, после 17 кафизмы поются знакомые воскресные тропари по Непорочнех Ангельский собор удивися. Но что еще более странно — в Лазареву субботу поется Воскресение Христово видевше — тот текст, который мы поем только по воскресным дням и в период празднования Пасхи. Суббота Лазарева - день, когда мы уверяемся во всеобщем воскресении "прежде страстей" Христовых, еще раньше Его восстания видим Воскресение Христово в воскрешении Лазаря. После пения канона возглашаются стихи "Свят Господь Бог наш" - текст воскресной службы. Хвалитные стихиры поются на 8, как в неделю, а их Богородичен "Преблагословенна еси, Богородице Дево…" взят из воскресной службы. За предписаниями Устава стоит стремление явить нам содержание события и его истинный смысл. Служба является на самом деле воскресной, Лазарева суббота предвосхищает радость Пасхи. Богослужебные тексты недвусмысленно свидетельствуют о воскресном характере богослужения данного дня.
В эксапостиларии данного дня, читаемом на Слава, ныне, звучат слова ап. Павла (1 Кор. 15, 55), которые мы в ближайшее время услышим в ликующем Пасхальном слове Иоанна Златоуста: "Лазарем тя Христос уже разрушает, смерте, где твоя, победа, аде? Вифании плач ныне на тебе проставляется; вси ветви победы Тому принесем". Этот текст являет нам единство Лазаревой субботы и Пасхи, Лазаревой субботы и Недели ваий.
Напоминая нам внешнюю канву событий, богослужебные тексты вскрывают их глубинный богословский смысл. Некоторые останавливаются на свидетельстве о двух природах Христа — Божественной и человеческой. Так, синаксарь предваряется такими стихами: "Рыдаеши, Иисусе, сие смертнаго существа; оживляеши друга Твоего, сие божественныя крепости". То, что Ты, Господи, оплакиваешь Лазаря, проявление "смертного существа", воскрешение друга — свидетельство Божественной силы.
В день Лазаревой субботы совершается литургия Иоанна Златоуста своим обыкновенным порядком, но поется не Трисвятое, а Елицы во Христа крестистеся. По возгласе Изрядно о Пресвятей… поется задостойник, хотя Типикон о нем умалчивает.