Для Сербии потеря Косово - национальная катастрофа, только частным проявлением которой стали погромы и манифестации. И это есть национальная идея Сербии, страны небогатой и маленькой, но в данном отношении превосходящей Россию.
Горе, как известно, сближает людей лучше всех иных средств, многие помнят страшные дни взрывов в московских домах, когда в метро можно было посмотреть в глаза иному человеку и найти в них ту же боль, что жила в тебе. Потом это куда-то ушло - оно и понятно, никто не любит долго горевать, а сейчас, после решительной и окончательной победы над терроризмом, когда совсем никакой опасности не осталось (а падающие конструкции бассейнов и других общественных зданий маловероятно, что могут кого-то серьезно объединить), в нашем обществе, кажется, совсем воцарилось понимание того, что жить необходимо от рождественских скидок до весенних. В смысле внешнего благополучия, настолько дорогого сердцу современного человека, Белград от Москвы недостаточно чем отличается. Однако благодаря тому, что в Сербии есть нормальная самоидентификация ее граждан, стали возможными массовые акции протеста: двести тысяч - немало по любым меркам, эта цифра кое-что да отражает
Правило капюшона
Но цифры, а совместно с ними и факты сейчас уже никого не интересуют, будь то число людей, вышедших на улицы Белграда либо число людей, убитых албанскими боевиками. Потому что сейчас действует в мире некое другое правило - правило капюшона. В капюшон можно залезть и сказать, что ничего нет, так как мы ничего не видим.
Каждому нормальному человеку понятно, что в Косове теперь орудуют бандиты и убийцы. «Президент» страны - обыкновенный убийца, рецидивист, просто вместо камуфляжа нарядившийся в костюм. Ясно, что ковровые бомбардировки мирных сел и жилых районов, использование химического оружия и разрушение церквей и монастырей - нечто запредельное. Уже стало общим местом, что Косово - центр балканского наркотрафика, балканской же проституции и других гнусностей. Ни у кого не появляется сомнений в том, что конкретно сербское государство начиналось с Косова поля, а никак не история албанцев, которых и народом-то в привычном смысле данного слова назвать нельзя.
В данном главное не то, что бандиты и разбойники с помощью силы в лице «мирового сообщества» отнимают у сербов часть их государства, это весьма привычно - право сильного довольно зачастую действует в мире. Поразительно и замечательно в действительности только одно - обо всем данном сейчас можно запросто говорить, так как все данные вещи никого больше не ужасают, более того, их просто нет.
Для воспитанной Европы Сербии больше нет на свете. То есть государство как некая функция есть, конечно, а проблем там нет. Именно по этой причине стал возможен именно теперь выход книги Карлы дель Понте. Даже в случае, если бы оказалось, что господин Хашим Тачи - ганнибал и педофил, то и это бы ничего не изменило, так как проблемы-то нет. Косово есть, которое является сейчас страной. Сербия есть. А Косова как некоей проблемы, как места, в котором сошлись исторические притязания сербов и албанцев - нет, так как нам из-под капюшона данного не видно.
Вместо всяких глупых глобалистских теорий заговора, тотального обИННивания и штрихкодирования, которые кто-нибудь пробует представить в качестве безусловного будущего, будущее - вот оно. И оно, к сожалению, по форме, по содержанию чрезвычайно напоминает Оруэлла - сегодня мы воюем с Океанией против Остазии, так было по жизни, а завтра - наоборот, так также было по жизни.
Самое опасное в том, что косовский прецедент сейчас можно проецировать на каждые похожие конфликты, так как общество съело данную выдумка. Причина абсолютно очевидна - никому не хочется знать о проблемах, кроме того о них говорить. Пресловутое общество потребления со своей изнанки оказывается обществом, которые поддерживают убийц и преступников. Между довольно невинным «магазином на диване» и разрушением косовских святынь - дистанция не такая уж и немаленькая, как оказывается. И в данном ключе позиция России является вызовом данному капюшонному праву, до тех пор, пока наша страна будет придерживаться данной позиции, пока мы будем не как все, есть надежда и на то, что внутри страны кое-что начнет меняться, те многие вещи, вокруг которых нам стоит объединиться, станут видны большему, чем теперь, числу сограждан.