Христианская проза
Христианская поэзия
Путевые заметки, очерки
Публицистика, разное
Поиск
Христианская поэзия
Христианская проза
Веб - строительство
Графика и дизайн
Музыка
Иконопись
Живопись
Переводы
Фотография
Мой путь к Богу
Обзоры авторов
Поиск автора
Поэзия (классика)
Конкурсы
Литература
Живопись
Киноискусство
Статьи пользователей
Православие
Компьютеры и техника
Загадочное и тайны
Юмор
Интересное и полезное
Искусство и религия
Поиск
Галерея живописи
Иконопись
Живопись
Фотография
Православный телеканал 'Союз'
Максим Трошин. Песни.
Светлана Копылова. Песни.
Евгения Смольянинова. Песни.
Иеромонах РОМАН. Песни.
Жанна Бичевская. Песни.
Ирина Скорик. Песни.
Православные мужские хоры
Татьяна Петрова. Песни.
Олег Погудин. Песни.
Ансамбль "Сыновья России". Песни.
Игорь Тальков. Песни.
Андрей Байкалец. Песни.
О докторе Лизе
Интернет
Нужды
Предложения
Работа
О Причале
Вопросы психологу
Христианcкое творчество
Все о системе NetCat
Обсуждение статей и программ
Последние сообщения
Полезные программы
Забавные программки
Поиск файла
О проекте
Рассылки и баннеры
Вопросы и ответы
 
 Домой  Статьи / Православие / Болгарии – более 1300 лет Войти на сайт / Регистрация  Карта сайта     Language По-русски По-английски
Дорога к храму
Жизнь в Церкви
Семья
Детский вопрос
Святые и подвижники
Милосердие
Наука и вера
Работа и профессия
Далеко
Миссия
Рядом с чудом
Cовременники
Рецепты блюд
Читаем
По - немногу обо всем
Праздники
Паломничества

Дом сохранения истории Инрог


Интересно:
Рекомендуем посетить:

 
Болгарии – более 1300 лет


Город, переживший века. Вобравший в себя искусство, сотворенное народом. И сохранивший его в первозванном виде для грядущих поколений.
Город Преслав, вторая по счету столица болгарского государства. Наглядно, как в зеркале, отразилась в нем культурная и политическая жизнь Первого болгарского государства.
Одно только имя Великого Преслава словно молния оставило за собой сверкающий след. Благоухание неотразимой романтики источает оно, напоминая о буйном воображении, совершенном умении старых мастеров, превосходно владевших законами изящества и красоты. Вечно живые тени отшумевших эпох живут здесь и поныне, взывая к нам, призывая оглянуться назад, перебрать в сознании истекшие годы, проникнуться славным прошлым, великолепием бывшего тронного града.
IX век. Идеологическая борьба этого периода проявляется особенно остро в противлении идеям христианства, позиции которого исподволь упрочались. Подготавливается почва для формирования единой славянской культуры. Праболгарская по общим признакам и строю держава обретает славянское содержание. Язычество теряет своих приверженников. Активнейшую роль в наступлении радикальных перемен играла исключительная личность царя Симеона. Всеми помыслами устремленный в будущее, дальновидный политический деятель перемещает престол из языческой Плиски в христианский Великий Преслав. Разумный, точно продуманный шаг свидетельствует о твердой воле, решимости правителя вести страну но новому пути, поднять ее престиж, дать простор развитию во всех областях жизни общества. Великий Преслав — олицетворение расцвета, синоним Золотого века Болгарии. Бывшая крепость на подступах к Вериговскому (Вырбышкому) перевалу превращается в неприступный бастион, страж независимости народа, его честь и гордость.
В кратчайший срок Преслав утверждается как средоточие художественного творчества и школ книжников. Новоизбранная столица задает тон в жилищном строительстве, создает образцы церковной архитектуры, скульптуры и живописи. Успехи в развитии культуры, материального производства и строительной техники благотворно сказываются на фортификационных показателях новой столицы. Между двумя крепостными стенами надежным оплотом против вражеских набегов разрастается город, разделенный на Внутреннюю и Внешнюю части. Надо обладать поистине недюжинной фантазией, чтобы представить себе это изумительное зрелище — Великий Преслав. Великолепные дворцы, монастыри и церкви, торговые ряды и ремесленные лавки, здания общественного и административного назначения опоясывали два снежно-белых каменных кольца, местами рассеченные круглыми прямоугольными сторожевыми башнями. Сам царь, высшее духовенство и приближенная ко двору знать пользовались всеми удобствами благоустроенного Внутреннего города. Археологические раскопки указывают на значительное число богатых боярских особняков, монастырских дворов, правительственных резиденций. Судя по останкам, архитектурная практика того времени находилась в завидном состоянии, являя высокий уровень достижений национальных строительных и художественных традиций.
Представление о величии и блеске болгарской столицы дает «Шестоднев» Иоанна Экзарха. По его описанию рядовой зритель по приближении ко двору «... видит с двух сторон большие здания, отделанные камнем, и деревом, и росписью. А когда пройдет дальше, в дворцы, и увидит высокие палаты и церкви, обильно украшенные камнем, деревом и красками, а изнутри мрамором и медью, серебром и золотом, то не знает, с чем их сравнить…»
От дворцовых строений остались лишь руины. Годами бились археологи над загадками Большого и Малого дворцов. Точные очертания плана первого из них были установлены лишь в 1962 году. Раскрытый до настоящего времени участок имеет протяженность 35 м и ширину 25 м. Полученные данные говорят о сложном архитектурном замысле. Мраморные колонны, плитки с пальметтами, а также черепки бытовой керамики подтверждают издавна существовавшую на наших землях связь между архитектурой и прикладным декоративным искусством, художественный талант и исполнительское мастерство преславских умельцев.
В градостроительной картине второй болгарской сторицы непревзойденное умение самобытных строителей наиболее ярко воплощено в смелых приемах и украшении культовых зданий. Многочисленные базилики различаются не только по размеру, но и плану, форме. Наряду с крупномасштабными монастырскими и общегородскими базиликами существовали и небольшие семейные церковки, отмеченные печатью средневековой болгарской архитектуры. Среди них особенно обращает на себя внимание Круглая (Золотая) церковь — величайшее из достижений Преславской строительной школы. Достойна изумления оригинальная пространственная планировка из трех частей: круглого наоса, притвора и атриума. Круглая церковь возвышается на открытой террасе, в 100 м южнее Внутреннего города. Близость к дворцовому ансамблю — признак ее важного назначения, очевидно, заключавшегося в обслуживании влиятельных сановников из потомственной аристократии. Полуразрушенные мраморные колонны и карнизы, как и осколки разноцветной мозаики и керамики, убеждают в оригинальном творческом мышлении авторов и тонком эстетическом чувстве. Композиционные и художественные качества Круглой церкви дают все основания причислить ее к первоклассным образцам культовых зданий восточно-христианского мира.
Расцвет экономики, культуры и искусства, приходящийся на Золотой век в истории Болгарии, нашел свое выражение и в том, что впервые в отделочных работах стали применять разноцветную изразцовую плитку и облицовку деревом и кованой металлической пластикой. С появлением преславской керамической иконы слава болгарских мастеров-богомазов разносится далеко за пределами страны. До сих пор при раскопках удалось обнаружить девять мастерских по разрисовке керамики и одно глинохранилище. Тот факт, что они находятся недалеко от монастыря св. Пантелеймона, следует истолковать в том смысле, что именно здесь существовал крупный ремесленный центр по разрисовке керамики, которым мы и в наши дни вправе гордиться.
На фоне значительных завоеваний в разнообразных отраслях материального бытия со всей отчетливостью вырисовывается духовный прогресс общества. Представление о Преславе Великом в сознании поколений неизменно связывается с понятием Золотой век национальной культуры. Ассоциация вполне логична, так как в смысле преемственности Первое болгарское царство стоит ближе всего к подвигу Кирилла и Мефодия, создателей славянской письменности. Преславская литературная школа, воспитанные ею книжники и ученые ревностно бдили над чистотой заветов первоучителей. Благодаря их стараниям идеи развивались, совершенствовались и претворялись в жизнь. Их усилиями книжный язык стал питаться живительными соками из устной народной речи. Со столицей связали свою творческую деятельность такие светлые личности в процессе утверждения национального самосознания, как Иоанн Экзарх, Черноризец Храбр, Константин Преславский и их сподвижники, имена которых остались неизвестными для нас. Их благородные помыслы и начинания, изложенные на десятках полуистлевших и пожелтевших от времени страницах, веками вдохновляли потомков, помогая выстоять в пору трудных испытаний. Их вдохновенные призывы неоспоримо подтверждают истину о действенности справедливого слова, которое питает душу, укрепляет сердца и умы людей.
Болгары отводят Преславу самые вдохновенные страницы родной истории. Его прекрасные памятники воспитывают у молодых поколений любовь к священным традициям прошлого.

2011-05-20 14:17:41


Статьи. Новое в данном разделе.
За горы, за горизонтыЗа горы, за горизонты
  Богоявление
  Эуа!
ЧасыЧасы
Терпи хорошееТерпи хорошее
Обмен (рассказ)Обмен (рассказ)
Пункт Б (повесть)Пункт Б (повесть)
Шторм (рассказ)Шторм (рассказ)
Сила тяготения (рассказ)Сила тяготения (рассказ)
Самое лучшее (рассказ)Самое лучшее (рассказ)
Горение (рассказ)Горение (рассказ)
Буду любить его всегда (рассказ)Буду любить его всегда (рассказ)
Безгрешная машина (рассказы)Безгрешная машина (рассказы)
Чудесная причина (рассказ)Чудесная причина (рассказ)
Слезы на том берегу (рассказ)Слезы на том берегу (рассказ)
Трудная дорога к морю (повесть)Трудная дорога к морю (повесть)
Темная комната (повесть)Темная комната (повесть)
Живое железо (рассказ)Живое железо (рассказ)
  Исход Андрюхи Моисеева (рассказ)
Пора домой (рассказ)Пора домой (рассказ)

Домой написать нам
Дизайн и программирование
N-Studio
Причал: Христианское творчество, психологи Любая перепечатка возможна только при выполнении условий. Несанкционированное использование материалов запрещено. Все права защищены
© 2024 Причал
Наши спонсоры: