Город, переживший века. Вобравший в себя искусство, сотворенное народом. И сохранивший его в первозванном виде для грядущих поколений.
Город Преслав, вторая по счету столица болгарского государства. Наглядно, как в зеркале, отразилась в нем культурная и политическая жизнь Первого болгарского государства.
Одно только имя Великого Преслава словно молния оставило за собой сверкающий след. Благоухание неотразимой романтики источает оно, напоминая о буйном воображении, совершенном умении старых мастеров, превосходно владевших законами изящества и красоты. Вечно живые тени отшумевших эпох живут здесь и поныне, взывая к нам, призывая оглянуться назад, перебрать в сознании истекшие годы, проникнуться славным прошлым, великолепием бывшего тронного града.
IX век. Идеологическая борьба этого периода проявляется особенно остро в противлении идеям христианства, позиции которого исподволь упрочались. Подготавливается почва для формирования единой славянской культуры. Праболгарская по общим признакам и строю держава обретает славянское содержание. Язычество теряет своих приверженников. Активнейшую роль в наступлении радикальных перемен играла исключительная личность царя Симеона. Всеми помыслами устремленный в будущее, дальновидный политический деятель перемещает престол из языческой Плиски в христианский Великий Преслав. Разумный, точно продуманный шаг свидетельствует о твердой воле, решимости правителя вести страну но новому пути, поднять ее престиж, дать простор развитию во всех областях жизни общества. Великий Преслав — олицетворение расцвета, синоним Золотого века Болгарии. Бывшая крепость на подступах к Вериговскому (Вырбышкому) перевалу превращается в неприступный бастион, страж независимости народа, его честь и гордость.
В кратчайший срок Преслав утверждается как средоточие художественного творчества и школ книжников. Новоизбранная столица задает тон в жилищном строительстве, создает образцы церковной архитектуры, скульптуры и живописи. Успехи в развитии культуры, материального производства и строительной техники благотворно сказываются на фортификационных показателях новой столицы. Между двумя крепостными стенами надежным оплотом против вражеских набегов разрастается город, разделенный на Внутреннюю и Внешнюю части. Надо обладать поистине недюжинной фантазией, чтобы представить себе это изумительное зрелище — Великий Преслав. Великолепные дворцы, монастыри и церкви, торговые ряды и ремесленные лавки, здания общественного и административного назначения опоясывали два снежно-белых каменных кольца, местами рассеченные круглыми прямоугольными сторожевыми башнями. Сам царь, высшее духовенство и приближенная ко двору знать пользовались всеми удобствами благоустроенного Внутреннего города. Археологические раскопки указывают на значительное число богатых боярских особняков, монастырских дворов, правительственных резиденций. Судя по останкам, архитектурная практика того времени находилась в завидном состоянии, являя высокий уровень достижений национальных строительных и художественных традиций.
Представление о величии и блеске болгарской столицы дает «Шестоднев» Иоанна Экзарха. По его описанию рядовой зритель по приближении ко двору «... видит с двух сторон большие здания, отделанные камнем, и деревом, и росписью. А когда пройдет дальше, в дворцы, и увидит высокие палаты и церкви, обильно украшенные камнем, деревом и красками, а изнутри мрамором и медью, серебром и золотом, то не знает, с чем их сравнить…»
От дворцовых строений остались лишь руины. Годами бились археологи над загадками Большого и Малого дворцов. Точные очертания плана первого из них были установлены лишь в 1962 году. Раскрытый до настоящего времени участок имеет протяженность 35 м и ширину 25 м. Полученные данные говорят о сложном архитектурном замысле. Мраморные колонны, плитки с пальметтами, а также черепки бытовой керамики подтверждают издавна существовавшую на наших землях связь между архитектурой и прикладным декоративным искусством, художественный талант и исполнительское мастерство преславских умельцев.
В градостроительной картине второй болгарской сторицы непревзойденное умение самобытных строителей наиболее ярко воплощено в смелых приемах и украшении культовых зданий. Многочисленные базилики различаются не только по размеру, но и плану, форме. Наряду с крупномасштабными монастырскими и общегородскими базиликами существовали и небольшие семейные церковки, отмеченные печатью средневековой болгарской архитектуры. Среди них особенно обращает на себя внимание Круглая (Золотая) церковь — величайшее из достижений Преславской строительной школы. Достойна изумления оригинальная пространственная планировка из трех частей: круглого наоса, притвора и атриума. Круглая церковь возвышается на открытой террасе, в 100 м южнее Внутреннего города. Близость к дворцовому ансамблю — признак ее важного назначения, очевидно, заключавшегося в обслуживании влиятельных сановников из потомственной аристократии. Полуразрушенные мраморные колонны и карнизы, как и осколки разноцветной мозаики и керамики, убеждают в оригинальном творческом мышлении авторов и тонком эстетическом чувстве. Композиционные и художественные качества Круглой церкви дают все основания причислить ее к первоклассным образцам культовых зданий восточно-христианского мира.
Расцвет экономики, культуры и искусства, приходящийся на Золотой век в истории Болгарии, нашел свое выражение и в том, что впервые в отделочных работах стали применять разноцветную изразцовую плитку и облицовку деревом и кованой металлической пластикой. С появлением преславской керамической иконы слава болгарских мастеров-богомазов разносится далеко за пределами страны. До сих пор при раскопках удалось обнаружить девять мастерских по разрисовке керамики и одно глинохранилище. Тот факт, что они находятся недалеко от монастыря св. Пантелеймона, следует истолковать в том смысле, что именно здесь существовал крупный ремесленный центр по разрисовке керамики, которым мы и в наши дни вправе гордиться.
На фоне значительных завоеваний в разнообразных отраслях материального бытия со всей отчетливостью вырисовывается духовный прогресс общества. Представление о Преславе Великом в сознании поколений неизменно связывается с понятием Золотой век национальной культуры. Ассоциация вполне логична, так как в смысле преемственности Первое болгарское царство стоит ближе всего к подвигу Кирилла и Мефодия, создателей славянской письменности. Преславская литературная школа, воспитанные ею книжники и ученые ревностно бдили над чистотой заветов первоучителей. Благодаря их стараниям идеи развивались, совершенствовались и претворялись в жизнь. Их усилиями книжный язык стал питаться живительными соками из устной народной речи. Со столицей связали свою творческую деятельность такие светлые личности в процессе утверждения национального самосознания, как Иоанн Экзарх, Черноризец Храбр, Константин Преславский и их сподвижники, имена которых остались неизвестными для нас. Их благородные помыслы и начинания, изложенные на десятках полуистлевших и пожелтевших от времени страницах, веками вдохновляли потомков, помогая выстоять в пору трудных испытаний. Их вдохновенные призывы неоспоримо подтверждают истину о действенности справедливого слова, которое питает душу, укрепляет сердца и умы людей.
Болгары отводят Преславу самые вдохновенные страницы родной истории. Его прекрасные памятники воспитывают у молодых поколений любовь к священным традициям прошлого.