В помещениях Общественного фонда поддержки творческой интеллигенции прошла вторая выставка-ярмарка «особых талантов». Удивительные экспонаты и удивительные мастера – но какое будущее у этого искусства?
«Ну, вот здесь изделия полиграфической мастерской. Блокноты, на обложках рисунки наших авторов, и сами блокноты сброшюрованы у нас. А вот это – совместные изделия ткацкой и полиграфической мастерских. В ткацкой мастерской делают обложки, а в полиграфической – блокноты, которые внутри. Вот наша керамика. Эта большая ваза – общая работа, в которой у каждого из наших авторов есть своя полосочка. Сначала ваза была размечена, а потом каждый свою часть разрисовывал…» – педагог Юлия Липес показывает необычные экспонаты выставки. Их авторы люди «особенные». Поэтому и обязанности у педагогов, занимающихся с ними, несколько отличны от обязанностей в привычном для нас понимании.
Юлия Липес (педагог): У нас учатся люди, которые не смогли заниматься в других училищах, хотя, может быть, по своим художественным способностям они бы и могли там учиться, но у них много всяких сложностей. Например, не каждый из них может сидеть и рисовать натюрморт, или долго слушать лекцию. То есть получается, что в обязанности педагогов входит организационная сторона: как бы нам так придумать, чтобы человек, который, например, привык, что у него ничего не получается, или чего-то очень боится, или совершенно не может менять то, что он уже привык делать, чтобы он потихонечку как-то вливался в общий процесс. А задача художника – найти для каждого из наших авторов свой стиль, который постепенно ему дает возможности реализовать свои способности и сделать что-то такое, что нравится другим людям.
Кружка "Наполеон"
Все авторы, чьи работы представлены здесь, – это учащиеся Московского Технологического колледжа № 21. Но учатся они в рамках специального проекта. Это люди с органическими поражениями мозга, множественными нарушениями развития, аутизмом и другими нарушениями эмоционально-волевой сферы. Двадцатипятилетний Лёва с интересом смотрит на микрофон. Тоже хочет дать интервью. «Привет! – говорит. – Тебе я дам интервью! Вам…» Здесь, на выставке представлены его удивительные изображения природы: – У меня картинки. Рисунки. – А что на них изображено, на рисунках? – Разный пейзаж. Я с натуры, и могу сам. – А что тебе больше нравится – само творчество или результат? – Результат. – А творчество? – Творчество мне нравится.
Задача педагогов также и в том, чтобы научить этих ребят работать именно на результат. Иногда, говорят они, приходится останавливать, мол, здесь уже все готово, когда они слишком увлекаются интересным процессом. Но нужно научиться делать именно конечный продукт – керамическое ли изделие, сумку, панно, или рисунок. Потому что это уже не просто забава, это – работа.
Ольга Волкова (координатор проекта Центра лечебной педагогики, заместитель директора по экспериментальной работе технологического колледжа № 21): Интересен этот проект тем, что впервые в Москве, да и по всей России такие случаи единичные, когда усилия общественной организации и возможности государственного департамента образования объединились. И мы создаем эти мастерские, как модель профессионально образования молодых людей с очень тяжелыми нарушениями.
Именно профессионального образования. Изначально в Центре лечебной педагогики была разработана программа подготовки детей с ограниченными возможностями к взрослой жизни – обучение простым и необходимым навыкам: готовка, поведение в магазине… Дети росли, и постепенно эта школа переориентировалась на предпрофессиональную подготовку. Затем мастерская стала разрастаться, но в Москве только одно учебное заведение согласилось взять к себе под крыло столь необычных учеников. Ольга Волкова вспоминает, что в 2002-ом году ей на какой-то момент даже показалось, что ничего не получится…
Ольга Волкова: Когда я пришла сюда в 2002-ом году заниматься профессиональным обучением и трудоустройством, то даже помыслить, что когда-нибудь будет все то, чего мы добились сейчас, было нереально. И вот за эти годы мы так продвинулись, что и самим не верится! Нам повезло, что мы встретились с директором 21-го колледжа Николаем Дорофеевичем Раздобаровым, который, во-первых, сам очень добрый хороший человек, прекрасный организатор, а во-вторых, он проникся проблемами этих ребят, и он, конечно, нам очень помогает.
*** Сегодня подразделение ЦЛП при 21-ом технологическом колледже – это четыре мастерских и 32 ученика.
Ольга Волкова: У нас керамическая мастерская, художественно-полиграфическая, столярная и швейно-ткацкая. Сейчас тридцать два человека оформлены студентами колледжа, и десять человек на подготовительном отделении, организованном ЦЛП. Очередь очень большая, а, в общем-то, это колледж, где учатся обычные детки, правда, там есть еще дети с нарушениями слуха, и есть отдельные группы выпускников коррекционных школ VIII вида. Но наше направление – тридцать два человека – а, в общем-то, больше и нельзя в обычном колледже.
"Особая керамика"
Ребята занимаются по специальным программам, обычные занятия для них не подходят. Здесь их не учат тому, что вроде бы должны уметь профессиональные художники – они не рисуют куб с правильным распределением теней, не лепят головы и бюсты. Но зато они имеют возможность общаться, а не замыкаются в своем узком кругу.
Ольга Волкова: Ну, вы видите, что ребята достаточно тяжелые. Это, конечно, специальные подразделения в рамках обычного учебного заведения. Но они ходят обедать в ту же столовую, что и остальные учащиеся, они отдыхают в тех же коридорах, у них во дворе там какие-то мероприятия, ходят в бассейн, занимаются в физкультурном зале, есть кафе, где мы для них тоже устраиваем какие-то небольшие собрания, вечеринки, а само обучение идет отдельно. И мы за то, чтобы такие подразделения создавались в обычных колледжах. Тогда происходит процесс реальной интеграции. И что очень важно, молодежь видит, что есть «другие» люди, и что они тоже хотят учиться, и у них даже посещаемость гораздо лучше, усердия гораздо больше, это и на остальных ребят положительный эффект какой-то дает.
32 ученика это очень мало в масштабах столицы. Но один колледж не может принять больше.
Ольга Волкова: Это очень востребовано! У нас такая очередь! Но на будущий год мы вынуждены отказывать всем, у нас будет прием только через год. К сожалению, как это ни грустно, но количество таких детей не уменьшается. Центр Лечебной Педагогики открывает классы в школах, где обучаются младшие ребята с тяжелыми нарушениями, и они уже подпирают, они уже спрашивают, когда будут готовы какие-то подразделения, где их профессиональным навыкам будут обучать. То есть, если у нас сейчас разброс в возрасте от 18 до 28 лет, то все больше и больше молодежи будет стоять на очереди. Поэтому тут самое главное – это создание структуры, которая будет обеспечивать путь ребенка от дошкольного образования через школу, дальше профессиональное обучение и трудоустройство.
Трудоустройство – это следующая проблема. В ближайший год-полтора здесь же, на базе колледжа, должен открыться Центр ремесел с адаптационными рабочими местами.
Ольга Волкова: Они заканчивают учебу, и в Москве нет для них ничего. Наше направление – это изделия прикладного творчества. Наша идея – ремесленные мастерские, где в центре стоит мастер, а вокруг – ученики и подмастерья. И вот в таких условиях наиболее эффективно развиваются возможности молодых людей. Их можно встраивать – один хорошо рисует, другой – лепит, третий, может быть, будет заниматься просто раскаткой глиняных пластов, но каждому можно найти дело. И вот так счастливо сложилась жизнь, что в колледже считают возможным создание такого учебно-производственного центра с адаптационными местами, где ребята окажутся в реальных рабочих условиях. Мы очень надеемся, что через год, когда наши первые три группы закончат обучение, такой центр начнет функционировать, и мы сможем ребят там обеспечить работой. Естественно, кто-то три-четыре часа в день будет работать, кто-то, может быть, и больше, но факт в том, что они будут заняты.
Открытки
Ребята будут заняты делом, которое нужно кому-то кроме них. А, между прочим, художественные произведения у этих мастеров получаются очень даже оригинальные и интересные. Ведь их творчество не ограничено каким-то правилами и стандартами, они делают так, как видят и как чувствуют. И получается просто здорово!
Двадцатилетний Коля расписывает вазы. Декоративные узоры для оформления он придумывает сам. Дело свое очень любит. Ему одинаково нравятся и само творчество, и результат. Есть у него и любимая работа, которая также была представлена на выставке: – Это ваза в таком классическом, немного греческом стиле, где узоры нарисованы белым цветом, а сама она красноватая такая. Мне она больше всего нравится, мне кажется, она самая красивая.
Ваза, и, правда, красивая. Но вот интересно, не жалко ли Коле расставаться с любимой вещью?
– Ну, я вообще в принципе очень доволен, что мои работы, изделия покупают, что они пользуются спросом, что они нравятся людям.
Но чуть позже Коля все-таки признается: – Хотя эта ваза уже вообще-то продана. На самом деле, я сам ее купил.
*** Вообще, это, конечно, редкий случай, когда юный художник не хочет расставаться со своим произведением. Для этих ребят, с самого детства чувствующих, что они «другие», очень важно, что кто-то заинтересован их трудом. А интерес к их творчеству, на самом деле, большой. Другое дело, что такое учебное подразделение в Москве пока одно, если откроется Центр ремесел с адаптационными рабочими местами, то он будет первым, и пока что единственным. Ольга Волкова с радостью показывает экспонаты уже второй такой выставки-ярмарки: «Ну, вот то, что вы сейчас видите, это создано в государственном колледже, все эти работы!» Но в то же время она не скрывает своих опасений.
Ольга Волкова: Это единичны случай… Вообще, это государственная экспериментальная площадка. Чего вот я лично боюсь – чтобы это так экспериментом и не осталось. Потому что самое главное, чтобы этот опыт можно было потихоньку, не форсируя, но тиражировать как-то. Создавать и в других колледжах при наличии соответствующей команды подобные подразделения. Но чтобы это стало возможным, нужно обеспечить нормативно-методическую базу. Потому что без этого мы никуда не сдвинемся, иначе не будет финансирования других таких площадок. Мы – эксперимент. Но нам-то надо, чтобы это стало не экспериментом, а системой.
Государство, говорит Ольга, начинает обращать внимание на эту проблему, но в то же время не знает, как к ней подступиться.
Ольга Волкова: Тут самое главное, чтобы было финансирование психолого-педагогического сопровождения, потому что все наши ребята, надо отдавать себе отчет, требуют постоянного сопровождения по жизни – и на уровне раннего возраста, и дальше в школе, и при профессиональном обучении, и дальше уже в плане трудоустройства. В Европе и в Америке сейчас – она не сто лет назад начала функционировать, это где-то в 60-70-е годы – существует система поддерживаемого трудоустройства. И вот эта поддержка «социального помощника», «куратора», «инструктора» – мы не знаем пока, как у нас это будет называться – финансируется государством. Главная задача – это добиться того, чтобы и у нас государство финансировало вот эту помощь, а уже дело специалистов – организовать обучение. Я уверена, вода камень точит, так что верим в дальнейший успех.
Впереди еще очень и очень много работы. А пока что можно порадоваться тем результатам, которые есть уже сейчас. Тому, что несколько десятков ребят имеют возможность учиться и творить, тому, что их работы интересны людям, тому, что на выставку пришли посетители, улыбались, восхищались и общались с ребятами. А для ребят это новые впечатления, новый опыт. Все им интересно, все им нравится.
– Лёва, понравилось тебе интервью давать? – Да. А вы в какой газете? – Я не в газете, я на радио. «Народное Радио». – Аааа… – восхищенно и удивленно тянет Лёва, – радио народное…