Отец Владислав СВЕШНИКОВ: "Стремление к элитарности - признак гордыни"
Последним из опрошенных о политике респондентов стал протоиерей Владислав СВЕШНИКОВ - настоятель московского храма Трех Святителей на Кулишках, профессор ПСТГУ, доктор богословия. Кроме вопроса о соотношении политики и Православия, мы попросили его прокомментировать мнение руководителя «православного корпуса» движения «Наши» Бориса ЯКЕМЕНКО, высказанное им также в рамках опроса "НС": -- Когда кто-то ходит по городу и устраивает акции, вроде раздач крестиков... Я не думаю, что такие методы нужно принципиально отвергать, но все же, на людей серьезных они производят несколько дешевый характер. И даже если удается кого-то таким образом разагитировать, то это люди случайные. К тому же при таком образе действий внутренняя содержательность подлинно христианской жизни даже и не входит в намерения таких агитаторов. Когда кто-то утверждает, что он будущая элита, это просто смешно. Это дерзость -- заранее приписывать себе те дары, которые подаются Богом! Такое вот стремление к собственной элитарности -- это знак того, что ведущими оказываются гордостные начала, противоположные основным началам христианства.
Что же касается выбора между разными партиями -- то по программам партии не отличить друг от друга. Что, вообще-то, не удивительно. Когда партии появлялись, их задачей было выражать интересы того или иного сословия, или социального слоя. В обществе бессословном непонятно, чьи интересы должна отстаивать партия. От защиты сословных интересов партии во всем мире давно отошли, и теперь практически единственным стимулом партийной деятельности является подковерная, а отчасти и публичная борьба за власть. Все! Других стимулов нет.
Возможна ли какая-то «православная» партия? А для чего она нужна? Какая мотивация её появления на свет? Претворение в жизнь социальной концепции Православной Церкви? Для этого не нужна никакая партия! Социальная концепция распространяется на всю деятельность Православной Церкви, и для этого нужно просто быть сознательным членом Русской Православной Церкви, сознательно понимать и принимать то, что принято полнотой Православной Церкви -- в данном случае в лице Архиерейского Собора. Для этого не нужно каких-то специальных организаций.
Речь, конечно, не идет о том: заниматься или не заниматься православным политической деятельностью. Но дело в том, что сейчас политика ушла от чистой и нравственно приемлемой основы -- а именно от готовности к не мнимому, а к действительному служению -- очень далеко. И боюсь, если даже будет создана христианская по названию партия, то методы политической борьбы она будет использовать те же, что существуют во всем мире -- то есть в мире нехристианском. Создание по-настоящему христианской партии малореально.
А вот что было бы абсолютно реально -- это создать некое общенациональное движение, имеющее прежде всего не политические замыслы и мотивации, а полагающее своей основой мировоззренческое поле, центром которого является христианство. Такой круг мировоззрения не ограничивается национальным самоопределением, но в то же время именно национальные идеалы определяют пространство верных мировоззренческих смыслов. И из этого пространства уже вытекают национальные интересы. И когда такое движение становится действительно общественным, а не кучкой из двадцати человек собравшихся внутри Садового кольца, становится движением, собирающим вокруг себя новые и новые круги -- вот тогда можно ожидать, что это движение выдвинет подлинных лидеров. Или даже может быть одного лидера, о котором вся страна скажет: «Вот он!» А не так как сейчас, когда подковерно находится лидер, его назначают преемником -- и уже под него создается мировоззренческое поле. Православный человек, если участвует в таком движении, творит себе кумира.
Но я опасаюсь, что настоящее национальное движение есть мечта практически не осуществимая. Если, конечно, не произойдет какого-то чуда!