Христианская проза
Христианская поэзия
Путевые заметки, очерки
Публицистика, разное
Поиск
Христианская поэзия
Христианская проза
Веб - строительство
Графика и дизайн
Музыка
Иконопись
Живопись
Переводы
Фотография
Мой путь к Богу
Обзоры авторов
Поиск автора
Поэзия (классика)
Конкурсы
Литература
Живопись
Киноискусство
Статьи пользователей
Православие
Компьютеры и техника
Загадочное и тайны
Юмор
Интересное и полезное
Искусство и религия
Поиск
Галерея живописи
Иконопись
Живопись
Фотография
Православный телеканал 'Союз'
Максим Трошин. Песни.
Светлана Копылова. Песни.
Евгения Смольянинова. Песни.
Иеромонах РОМАН. Песни.
Жанна Бичевская. Песни.
Ирина Скорик. Песни.
Православные мужские хоры
Татьяна Петрова. Песни.
Олег Погудин. Песни.
Ансамбль "Сыновья России". Песни.
Игорь Тальков. Песни.
Андрей Байкалец. Песни.
О докторе Лизе
Интернет
Нужды
Предложения
Работа
О Причале
Вопросы психологу
Христианcкое творчество
Все о системе NetCat
Обсуждение статей и программ
Последние сообщения
Полезные программы
Забавные программки
Поиск файла
О проекте
Рассылки и баннеры
Вопросы и ответы
 
 Домой  Статьи / Православие / Раздражительность – это неумение владеть собой Войти на сайт / Регистрация  Карта сайта     Language Если посмотреть на дохристианские времена, взять героев древности – Греции или Рима, то мы увидим, что они были   властными, решительными и жестокими, но нельзя сказать, что они были раздражительными. Они умели владеть собой, и если они проявляли какие-тПо-русскиЕсли посмотреть на дохристианские времена, взять героев древности – Греции или Рима, то мы увидим, что они были   властными, решительными и жестокими, но нельзя сказать, что они были раздражительными. Они умели владеть собой, и если они проявляли какие-т Если посмотреть на дохристианские времена, взять героев древности – Греции или Рима, то мы увидим, что они были   властными, решительными и жестокими, но нельзя сказать, что они были раздражительными. Они умели владеть собой, и если они проявляли какие-тПо-английскиЕсли посмотреть на дохристианские времена, взять героев древности – Греции или Рима, то мы увидим, что они были   властными, решительными и жестокими, но нельзя сказать, что они были раздражительными. Они умели владеть собой, и если они проявляли какие-т
Если посмотреть на дохристианские времена, взять героев древности – Греции или Рима, то мы увидим, что они были   властными, решительными и жестокими, но нельзя сказать, что они были раздражительными. Они умели владеть собой, и если они проявляли какие-т
Если посмотреть на дохристианские времена, взять героев древности – Греции или Рима, то мы увидим, что они были   властными, решительными и жестокими, но нельзя сказать, что они были раздражительными. Они умели владеть собой, и если они проявляли какие-т
Дорога к храму
Жизнь в Церкви
Семья
Детский вопрос
Святые и подвижники
Милосердие
Наука и вера
Работа и профессия
Далеко
Миссия
Рядом с чудом
Cовременники
Рецепты блюд
Читаем
По - немногу обо всем
Праздники
Паломничества

Дом сохранения истории Инрог


Интересно:
Рекомендуем посетить:

 
Раздражительность – это неумение владеть собой
( Иерей Александр Ильяшенко, беседовала София Зеленова )


Откуда берется раздражительность, где ее корни?


Раздражительность – это неумение владеть собой. Рождается раздражительность по нескольких причинам.  

Первый корень раздражительности - это воспитание.

Думаю, что было время, когда люди были очень уравновешенными. И страсти раздражения они не подчинялись, или намного меньше ей подчинялись, потому что с детства были окружены уравновешенными людьми, которые умели собой владеть, и требовали от окружающих, чтобы те владели собой. Воспитанию такого спокойного и здравого отношения к себе и к окружающим уделялось очень много внимания. В этом процессе воспитания очень важным моментом было воспитание чувства собственного достоинства, которое не смеет оскорбить человеческое достоинство окружающих людей.

Второе – это духовная жизнь. Это тоже воспитание, тоже работа над собой, но уже целенаправленная, имеющая непосредственно церковный характер. Поскольку в православной Руси вся жизнь была воцерковлена, воспитание церковное, общественное, семейное, были очень связаны. Воспитанные с детства целеустремленность, видение в себе греха, умение молиться, - давали людям такую силу духовную, которая позволяла контролировать себя, не позволять негативным эмоциям владеть человеком, так, чтобы он раздражался, выходил из берегов, и действовал под таким влиянием недоброго.






Я говорю о временах христианских, но ведь если посмотреть на дохристианские времена, взять героев древности – Греции или Рима, то мы увидим, что они были   властными, решительными и жестокими, но нельзя сказать, что они были раздражительными. Они умели владеть собой, и если они проявляли какие-то качества, то делали это сознательно, а не потому что по своей слабости позволяли своим эмоциям собой владеть.

То есть, раздражительность - прежде всего, недостаток воспитания?

Прежде всего- воспитания. И – недостаток духовной жизни.

Но ведь бывают разные ситуации, когда человек раздражается?

В любой ситуации человек раздражаться не должен. Еще царь Давид за 1000 лет до Рождества Христова говорил: «Гневайтесь и не согрешайте». А апостол Павел сказал то же самое чуть-чуть по-другому: «Гневаясь, не согрешайте».

Мы знаем, что и Спаситель разгневался на торговцев в храме и изгнал, поскольку. они занимались тем, чем не должно на месте святом. Гнев может быть праведным. И, если человек на кого-то разгневался, разгневался праведно, то ему не в чем каяться. Другое дело, если он раздражается.

Раздражение- это признак слабости, который возникает от различных причин, но все равно, какие бы причины этому не были, уважительные или еще какие-то, это свидетельство человеческой слабости.

А гнев это решительное преодоление чего-то неподобающего, но только не с долей   осуждения, раздражения, без комплекса неполноценности, когда человек гневается не потому что, у него чего-то не получается, а потому что, он знает, как должно быть, и хорошо знает.

Не совсем понятно, чем гнев и раздражительность различаются?

Если человек гневается и не согрешает, он в каждую секунду может самому себе сказать, я люблю вот этого человека, хотя, я на него сейчас и гневаюсь. Если человек раздражается, то он этого искренне себе сказать не сможет. А может даже и не знает об этом.

Вы сказали, что гнев может быть праведным, если я знаю как нужно, а происходит что-то несоответствующее. Может ли такое быть праведный гнев на маленького ребенка?

Конечно. У детей такой инструментик есть, который душу без скрипа вынимает. Поэтому многие на детей часто раздражаются. В таких ситуациях нужно проследить за своей реакцией: да, сошел с рельсов, но, если есть здравый смысл, то ты проанализируешь, почему ты сошел с рельсов? Почему рассердился? Что вызвало такую негативную реакцию? И в следующий раз ты будешь готов к тому, что детки своим инструментиком попробуют снова из тебя снова душу вынуть, а она не вынимается. Потому что ты готов.

И тогда ты можешь очень строго и весело, как, например, Карлсон, когда он нарядился привидением, сказать детям: «Я привидение дикое, но симпатичное, сейчас я вас настигну, и всем нам будет весело». Получится, что и пригрозили, и не рассердились, и результат достигнут.

Но не означает ли это, что просто человек должен сохранять спокойствие? И внешне, и внутренне?

Человек должен сохранять спокойствие внутренее, а при этом внешне он может бушевать. Если человек сохраняет внутреннее спокойствие, значит, он не сделает того, в чем ему потом придется каяться.



  Другой вариант: начальник и подчиненный. Здесь люди взрослые. Если подчиненный что-то делает не так, как держаться, чтобы не выйти из себя? А если и раз, и два, и три делает не так?

Речь идет о том, что людей нужно воспитывать. Это значит – проявлять некий педагогический талант, а педагогика дело очень тонкое, и, прежде всего, зависит от того, кто стоит в роли педагога. Хороший педагог должен уметь объяснить не только умному ученику, но и недотепе. Нужно развивать в себе педагогический талант. И если ты к человеку относишься доброжелательно, терпеливо, не позволяешь поддаваться своим эмоциям, которые вполне могут всколыхнуться, если ты человеку говоришь и раз, и два, и три, а он не понимает, а ты при этом преодолеваешь свой дурной характер и свое дурное воспитание, то очень скоро ты добьешься того, человек этот тебя воспримет и услышит. Но, если речь идет о работе, и человек ничего не воспринимает, то тогда на его место можно взять другого человека. ….

Бывает иногда так, когда человек, как будто бы назло делает.

Это значит, что уже сложились какие-то негативные отношения, это значит, что обе стороны допускали друг по отношению к другу недоброжелательность, раздражительность, помнят взаимные обиды, и обижали друг друга, т.е. проявили какие-то греховные поступки, греховные действия, греховные мысли. Они помнят эти обиды, это уже грех, а в грехе надо каяться. Искренне, горячо, чтобы преодолеть все, что накопилось.



То есть, в такой ситуации, скорей всего виноват тот, кто спровоцировал человека на такие действия неправильные? Если подчиненный назло что-то делает не так, то, видимо, виноват начальник? В любой жизненной ситуации человек просит что-то сделать другого, а тот делает, как будто бы назло.

Есть такое понятие как презумпция невиновности. Это понятие совершенно вышло из нашего обихода, более того, из сознания. Наоборот, на смену пришла презумпция виновности. Вот я не настолько прозорлив, чтобы знать, назло мне человек сделал или не на зло. Я не имею делать такие выводы. Это моя испорченность во мне говорит: «Ах, он мне делает назло». Значит, я сам кому-то делаю назло, если я сам так думаю. А если человек исходит из доброжелательного такого, христианского принципа (хотя принцип презумпции невиновности возник еще в языческом правосудии), если что-то плохое происходит, то есть масса объяснений, но злая воля делающего должна стоять на последнем месте. Можно проверить, так это или не так, надо спросить: «Ты что, назло мне это?», и, если он скажет, что нет, то ты должен верить.



Бывает, что человек устал, или приболел, и тогда могут раздражать самые безобидные мелочи, на которые человек в нормальной ситуации и не обратит внимания...

Опять таки, речь идет о том – контролируем ли мы свое состояние или нет?

Если ты устал - значит, встряхнись, приди в себя. Или если ты не можешь, то попроси, чтобы тебе дали какое-то время, чтобы ты собрался с мыслями и преодолел эту усталость, или раздраженное состояние. Когда в течении ряда лет человек себе разрешал раздражаться ПОТОМУ ЧТО: потому что он устал, или потому что он имеет право, или еще какое-то ПОТОМУ ЧТО. А раз он имеет право, то он и раздражается.

Никаких прав на грех у нас нет. Наоборот, есть заповедь: «Если кто хочет из вас быть главным, будь всем слугою». Если ты служишь окружающим со смирением и любовью, значит, все будет хорошо.

А если ты считаешь, что ты имеешь право по каким-то причинам, то ты напоминаешь о ситуации, описанной Дж. Оруэллом: «Все животные равны, но некоторые - равнее других» . Все равны, но некоторые равнее. почему-то мы стремимся попасть в число тех, которые равнее. И признаем право других быть равнее нас самих. Он мне хамит, потому что он начальник. Он не имеет права, никто не имеет права унижать твое человеческое достоинство. И ты не имеешь права унижать человеческое достоинство - кричать на своих подчиненных.



Как поступать, если раздражаются на тебя, а ты не знаешь причины, может быть.

Нужно спросиь.



А если человек не хочет говорить?

Здесь опять речь идет о каких-то накопившихся отношениях, надо проанализировать историю отношений, и если человек церковный, то лучше всего пойти в храм, и покаяться, потому что, если возник конфликт, то, как правило, виноваты оба. Один, может быть, больше, другой – меньше, но все равно, оба виноваты. Редко-редко бывает, когда совершенно кто-то ни в чем не виноват, а его так вот жестоко оскорбили. Тогда и речь идет не о раздражительности, а о том, что кто-то посмел оскорблять своих близких. Но надо уметь противостоять хамству, надо его пресекать, даже если для этого надо и разгневаться.

Нельзя мириться со злом нельзя. Вспомним слова апостола Павла: «Если кто из вас впадет в некое согрешение, то вы духовные исправляйте такового духом кротости».

Но только духом кротости, а не раздражением.



Часто бывают ситуации, когда в семье родители к Церкви никакого отношения не имеют, а дети ходят в Церковь. Родители выражают раздражение и беспокойство по поводу этих поступков, переживают, что человек попал в секту, как им кажется….

С одной стороны, если человек нашел Церковь, т.е. «драгоценный бисер», то, конечно, он должен беречь его изо всех сил и идти путем Евангельских Заповедей. А теперь можно ему задать вопрос, что Богу угоднее, что Ему нужнее, чтобы вы сидели на хлебе и на воде, но скандалили со своими родителями, или если бы вы полноценно питались, но родители вслед за вами бы в Церковь пришли?

Про это есть такое изречение, как бы парадоксальное, «вы постом хоть мясо ешьте, только людей не ешьте».

А мы такие людоеды, но при том постящиеся. То есть, конечно, нужно поститься, по мере сил, и чем строже, тем лучше, но при этом нужно смотреть за тем, чтобы наши близкие не раздражались из-за такого нашего формального исполнения церковных предписаний. Потому что цель поста не диета, а мирное устроение души. А если мы пренебрегаем этим мирным устроением души, своим или своих близких, значит, мы цели поста не достигаем. А вот КАК в реальной ситуации реальным людям себя вести, как строить отношения со своими близкими, чтобы и соблюсти требования уставов в какой-то мере, и положительно повлиять на своих близких, чтобы они тоже захотели вкусить церковной жизни, это – проблема.



Не значит ли это, что молодому человеку или девушке лучше немного снизить церковную активность, чтобы поддержать относительный мир в семье?

Это значит, нужно пойти к духовнику. Каждая ситуация совершено конкретная. И молодой человек конкретный, и его срок пребывания в церкви, и его степень воцерковленности конкретная, и его родители конкретные.

Нужно найти такой способ поведения, так стараться, чтобы его близкие видели, что ничего плохого с ним не происходит. Но это не слова, а поступки. Если человек пошел в церковь и стал голодный и раздражительный, конечно, родители совершенно правильно испугаются.

А если человек пошел в церковь, и стал ласковый, заботливый, открытый, искренний, отзывчивый, и при этом ограничивает себя в еде, то никто на него особенно обижаться не будет, потому что он стал лучше, это видно всем.

Он сможет попросить и своих родителей, ласково и нежно, чтобы они не переживали, потому что ничего особенного с ним не происходит. И они будут видеть, что он действительно, контролирует ситуацию, что это не секта, а нормальное стремление к духовному росту, а не демонстрирует, что ему наплевать на них. «Я пощусь, а мне на вас наплевать».






Нам известны премногие злые порождения гнев а; одно только невольное исчадие оного, хотя и побочное, бывает для нас полезно. Ибо я видел людей, которое, воспламенившись неистовым гнев ом, извергли давнее памятозлобия, скрывавшееся внутри их, и таким образом страстию избавились от страсти, получив от оскорбившего или изъявление раскаяния, или объяснение относительно того, о чем долго скорбели. И видел опять таких, которые, по – видимому, являли долготерпение, но безрассудное, и под покровом молчания скрывали внутри себя памятозлобие; и я счел их окаяннейшими неистовых, потому что они белизну голубя омрачали как бы некоторою чернотою. Много потребно нам тщания против сего змия, (т.е. гнев а и памятозлобия), потому что и ему, как змию плотской похоти, содействует естество.

Св. Иоанн Лестничник. Лествица.




2007-08-03 11:39:00


Источник: http://www.pravmir.ru/


Если посмотреть на дохристианские времена, взять героев древности – Греции или Рима, то мы увидим, что они были   властными, решительными и жестокими, но нельзя сказать, что они были раздражительными. Они умели владеть собой, и если они проявляли какие-т Статьи. Новое в данном разделе.
А на небе всё по-другомуА на небе всё по-другому
ЗмееловЗмеелов
православные cтатьи,христианские литература искусство,журнал о православии,литературный журнал,православный журнал,православное христианство  Смайлики
За горы, за горизонтыЗа горы, за горизонты
православные cтатьи,христианские литература искусство,журнал о православии,литературный журнал,православный журнал,православное христианство  Богоявление
православные cтатьи,христианские литература искусство,журнал о православии,литературный журнал,православный журнал,православное христианство  Эуа!
ЧасыЧасы
Терпи хорошееТерпи хорошее
Обмен (рассказ)Обмен (рассказ)
Пункт Б (повесть)Пункт Б (повесть)
Шторм (рассказ)Шторм (рассказ)
Сила тяготения (рассказ)Сила тяготения (рассказ)
Самое лучшее (рассказ)Самое лучшее (рассказ)
Горение (рассказ)Горение (рассказ)
Буду любить его всегда (рассказ)Буду любить его всегда (рассказ)
Безгрешная машина (рассказы)Безгрешная машина (рассказы)
Чудесная причина (рассказ)Чудесная причина (рассказ)
Слезы на том берегу (рассказ)Слезы на том берегу (рассказ)
Трудная дорога к морю (повесть)Трудная дорога к морю (повесть)
Темная комната (повесть)Темная комната (повесть)

Домой написать нам
Дизайн и программирование
N-Studio
Причал: Христианское творчество, психологи Любая перепечатка возможна только при выполнении условий. Несанкционированное использование материалов запрещено. Все права защищены
© 2024 Причал
Наши спонсоры: