Невольно вспоминается история, рассказанная священником. Кто-то заявил ему: «Я – православный христианин!», на что священник спросил: «Ты три раза в день становишься на молитву? Ты соблюдаешь посты? Ты каждое воскресенье ходишь на службу? Ты каждый день читаешь Библию? Ты регулярно исповедуешься и принимаешь причастие? Ты любишь всех людей и ни на кого не держишь зла? Ты отрекся от всех мирских искушений и живешь в ожидании вечной жизни?..». Некто только моргал и пожимал плечами, отрицательно качая головой. «Так какой же ты православный? – вздохнул священник, - Ты даже не язычник, ты – вообще неверующий…».
Вопреки, порожденному незнанием, мнению большинства христиан, принадлежность которых к православию определена только исключительно крещением в детстве, быть православным – это тяжкий труд, который мало кому по силам. Кротость, смирение, послушание, которое превозносится над постом и молитвой, аскетизм во всем, воздержание и непротивление – вот далеко неполный список благодетелей, присущих настоящим православным христианам. Духовная дисциплина и строгое соблюдение канонов, постоянное пребывание в молитве и изучении «Закона Божьего» и Библии.
Наблюдая за священником на службах, я был потрясен, насколько же невыносимо тяжкую работу ему доводится исполнять! Изо дня в день одно и то же. Утренняя литургия, прославление, чтение Священного Писания, акафист, снова литургия. И все с четким, заученным до автоматизма, соблюдением каждого движения, действия, канона. Молитва над евхаристией, причастие, чтение здравицы и за упокой, снова молитва. Потом прихожане расходятся, а священник уже готовится к обедне, чтобы исповедать мирян, подготовив их к причастию, и опять в который уж раз повторять те же слова и те же движения. Изо дня в день, изо дня в день, из года в год.
Быть православным – мало быть крещенным в детстве и носить на шее крест. Нужно внутренне переродиться, претерпеть духовное рождение свыше, достигнув того уровня, когда плотская жизнь начинает интересовать меньше, чем жизнь вечная. Как и гласит Символ Веры, человек должен «ожидать воскресения мертвых и жизни грядущего века». И, разумеется, в ожидании оного он готовится к встрече с Мессией-Судьей, чтобы оправдаться делами веры. Православная жизнь полна своих сложностей и принципов, порой недоступных нашему пониманию. «Царство Небесное усилием берется», - гласит Священное Писание, и таких усилий полна вся жизнь православного христианина.