Однажды я стал свидетелем такого случая.
Пожилой мужчина, на ходу залюбовавшись куполами Успенского Собора, нечаянно наступил на ногу молодому человеку. Тут же перед ним извинился. На что пострадавший, морщась и прихрамывая, выпалил:
- Дать бы тебе, дед, по макушке, да заповедь не позволяет…
Вообще, происшедшее можно было бы использовать в качестве анекдота. Если бы речь здесь не шла об очень серьёзной проблеме – истинном и ложном восприятии христианства.
- Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому…(Мф. 5, 38-39).
Вероятно, молодой человек имел в виду именно эту заповедь. И действительно её не преступил. Однако в Евангелие также сказано:
- … всякий, ГНЕВАЮЩИЙСЯ на брата своего напрасно, подлежит СУДУ (Мф. 5, 22).
И вот здесь Христос раскрывают непостижимую для многих тайну новой веры, данной человечеству взамен ветхозаветной. А именно: что главным условием спасения каждого из нас становятся не внешние действия человека, а СОСТОЯНИЕ ЕГО ДУШИ, НРАВСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ. Оказывается, не причинять ближнему вреда теперь МАЛО, - нужно ещё не держать на него зла в своём СЕРДЦЕ.
Тот молодой человек, не ответив своему обидчику физически из страха нарушить одну заповедь, даже не подозревал, что гневом в своей душе он НАРУШИЛ другую! И потому, по слову Христа, подлежит суду точно так же, как если бы он этого пожилого мужчину ударил.
Аналогично и в отношении добра. Вспомним слова апостола Павла, одни из судьбоносных в христианстве:
- Если я раздам всё имение моё… а любви не имею, нет мне в том НИКАКОЙ ПОЛЬЗЫ (1 Кор.13,3).
Получается, что далеко не всякое благодеяние угодно Богу. Например, в случае, когда оно совершается с целью заслужить похвалу окружающих или “забронировать” себе место в раю. То есть из любви не к ближнему, а к САМОМУ СЕБЕ! Величайшая истина христианства заключается в том, что Господь оценивает человека уже не по его поступкам (какими бы внешне благовидными или, наоборот, низкими они ни являлись!), а по ПРИЧИНАМ (МОТИВАМ) их совершения. И Страшный Суд будет являть собой вовсе не подсчёт наших “злых” и “добрых” дел; это будет “просвечивание” человека, как рентгеновскими лучами, на предмет выявления в его сердце любви или ненависти, пусть и не всегда воплощённых в конкретные действия. То есть будут открыты все наши ТАЙНЫЕ мысли и желания.
Святые Отцы учат, что способность любить, сострадать ближнему – дар Божий, который предлагается каждому из нас. Другое дело - в какой степени мы желаем этот дар по своей свободной воле принять. И нужен ли он нам вообще.
Однажды мой знакомый поведал мне следующее.
Как-то в парке 850-летия г. Владимира двое подростков обучали своего товарища приёмам каратэ. Закрепляли на ветках берёзы кусок фанеры и били по ней ногами. И тут на тропинке недалеко от ребят показался бомж – худощавый пьяненький мужичок с синяками и ссадинами на лице, одетый в потрёпанный бушлат.
- Давай, влепи ему меж глаз, - засуетились мальчишки, подталкивая к бомжу своего “ученика”.
- Да ладно, - сконфузился подросток, - я лучше по доске.
На что один из его приятелей выразил искреннее удивление:
- Ты чё, НЕ МУЖИК?..
В итоге на бомже потренировались все трое.
Многие скажут: это дети, что с них возьмёшь? Однако не будем лукавить: подобные ситуации нередко встречаются и в жизни взрослых - только в более “цивилизованном” виде.
Увы, милосердие нынче не в моде. В наши дни люди в основном стараются быть сильными и самоуверенными, надменными и наглыми (на их языке – “деловыми”, “хваткими”, “умеющими жить”). Человека с противоположными качествами души сегодня забьют, задавят; он не будет иметь в жизни никаких “социальных и материальных перспектив” (любовь к ближнему подразумевает ещё и материальные затраты, что негативно отражается на собственном кошельке). Вот почему многие из нас ИСПУГАЛИСЬ любви, вот по какой причине они ЗАКРЫЛИ от неё свои сердца. Без сострадания стало жить намного ЛЕГЧЕ, БЕЗОПАСНЕЕ и КОМФОРТНЕЕ! И столь стремительное уподобление человека животному (что уже очевидно) происходит потому, что для последнего проблемы нравственного выбора просто НЕ СУЩЕСТВУЕТ…