Как известно, человеческую сущность составляют тело, душа и дух. Тело есть пока есть Душа. Тело, теряя душу, костенеет, становится недвижимым, подвергается разложению. Душа же, согласно книге священника Анатолия Гармаева «Психопатический круг в семье», «движима духом и составляет с ним нераздельное целое. Когда человек говорит от себя, говорит: «я», то дух человеческий говорит о себе. В этом случае дух и чувство «я» - одно и то же. Есть люди сильные духом, есть слабые. Одно из отправлений духа – есть совесть. Это весть Бога в человеке... Беспокойство совести, муки совести – признак того, что человек делает что-то противно Богу. Верующий руководим совестью и верою, неверующий – только совестью».
Грешник, утратив связь с Богом, разучившийся слышать СО–ВЕСТЬ, то есть весть Божью, не в силах управлять своими страстями, которые в сущности являются просто-напросто эго-влечениями. Вступив на путь эго-влечений, трудно повернуть назад или ступить в сторону, в тернии; безконтрольный дух становится ненасытным, расширяя границы своих требований, отказавшись от слов «нет» и «нельзя». И человек сильный духом не тот, который велик своим «я», тот, который может управлять этим «я», ориентируясь на совесть и веру. Жить эгоистично, конечно, легче, а редкие минуты прозренья совести, сопровождаемые скудным раскаяньем, которого у некоторых вообще не бывает, мгновенно заглушаются новыми эго-требованиями.
Эго-влечения подразделяются на восемь составляющих: главные – гордость и тщеславие, их второстепенные - чревоугодие, сексуальное влечение, зависимость от денег и вещей, гнев, печаль, праздность, согласно утверждению священника Гармаева.
Здесь бы мне хотелось отметить семантику слов «гордость» и «гордыня», так как я не совсем согласна с первым эго-влечением, указанном в списке.
Гордость – чувство самоуважения, достоинства, радости от своих успехов, достижений, но если оная перерождается в гордыню, что означает, согласно «Толковому словарю русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведова, непомерную гордость, переходящую границы трезвого отношения к себе и своим достижениям, это уже явное эго-влечение и грех.
Отец Олег Моленко утверждает: «Гордыня - это высшее проявление страсти гордости. Гордость же есть самый мерзкий пред Богом грех, начало и источник всех остальных грехов. Гордостью пал сатана и бесы, гордостью пали люди. Вот почему гордиться нельзя никак и ничем. Христиане не гордятся тем, чем обязаны Богу, а хвалятся о Господе, благодаря Его за все милости и дары».
Конечно, на духовном языке гордость всегда являлась и является одной из самых опасных страстей, но со временем язык претерпевает изменения, и некоторые слова и выражения приобретают иные окраски, думаю, что именно этот фактор сыграл свою роль в проявившихся различиях между указанными словами. Взять хотя бы слово «убогий», в котором явно читается «у Бога», а как в наше время воспринимается?!
Да, об эгоизме...
Однажды один учитель, выйдя из храма, встретил нищего старца, облаченного в беднейшее одеяние, - тело было покрыто язвами и кровоточило.
«Добрый день, старец!» - сказал учитель.- «Для меня каждый Божий день добрый», - тихо ответил нищий.
«Я желаю, чтобы ты был счастлив», - поправился учитель.- «Я несчастливым никогда не бывал», - вымолвил старец.
«Тогда пусть Бог подаст тебе то, чего ты сам желаешь.» - «Я ни в чём не нуждаюсь.»
«Неужели это возможно?» - удивился учитель. – «Я желаю только того, чего желает Бог, и потому все случается по-моему.» (По мотивам беседы святителя Димитрия Ростовского).
Наш эгоизм берет своё начало именно с момента разъединения с Богом, когда мы начинаем жить своими страстями. Есть две крайности – Бог и сатана: отказавшись от Бога, мы раскрываем душу сатане. Третьего не дано...
И на заметку – «расшифровка» слова «эгоизм» различными словарями:
«Современный энциклопедический словарь»:
Эгоизм (франц . egoisme, от лат. ego - я), себялюбие; поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, предпочтение своих интересов интересам других.
«Толковый словарь В. И. Даля»:
Эгоизм м. лат. себялюбие, самотность или самотство; забота об одном лишь самом себе, без вниманья к другим.
«Толковый словарь Д. Н. Ушакова»:
Эгоизм , эгоизма, мн. нет, м. (от латин. ego - я). Себялюбие, предпочтение своих личных интересов интересам других.
«Толковый словарь С. Ю. Ожегова и Н. В. Шведовой»:
Эгоизм , -а, м. Себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих.
«Большая Советская Энциклопедия» под редакцией Б.А. Введенского:
ЭГОИЗМ – нравственный принцип, признающий личные интересы и стремления человека в качестве основы общественног поведения.