Как-то в нашей Владимирской Епархии я присутствовал на лекции о. Михаила (Морочева) по книге Сергия Страгородского “Православное учение о спасении”. Честно скажу: она раскрыла мне глаза на то, о чём я давно подозревал, но в чём боялся признаться даже самому себе. Объясню подробнее. “Не поверишь в Бога, не признаешь Его своим Владыкой и Господином – не только ничего хорошего от Него не получишь, но и вообще, Он тебя в такой бараний рог скрутит, что мало не покажется…” Примерно такие слова я неоднократно слышал от иных бабушек, искренне полагающих, что таким образом они приводят людей к истинной вере. Чего греха таить, я тоже начал свой путь к Богу, когда, задумавшись о причинах своих бед и несчастий, внял подобным словам. Возможно, на первом этапе моего духовного развития “страх Господень” (который, как известно, есть “начало премудрости”) и был для меня необходим; однако в дальнейшем я всегда ощущал явное несоответствие такого понимания Творца с его сущностью ( “Бог есть ЛЮБОВЬ”). “Неужели, - думал я, - Господу приятно приводить людей к Себе с помощью кнута или пряника? Разве отцу отрадно слышать от своего сына или дочери такие слова: “Папа, если ты больше не будешь меня наказывать и станешь постоянно угощать вкусненьким, я каждый день буду говорить тебе, что ты – самый лучший, самый умный и добрый в мире!” Книга Сергия Страгородского развеяла все мои сомнения. “Раб! – сказал я о самом себе. – Самый настоящий! С небольшим оттенком наёмника. Но никак не “сын”. И сразу было отчаялся, видя, в каком ужасном положении нахожусь; да вовремя спохватился: “врагу рода человеческого” только это и нужно – посеять в человеке мысль о невозможности своего спасения и духовного возрождения. И тогда я начал вспоминать о своём восприятии Творца в самые первые моменты моего прихода к вере. И нашёл то, что в конечном счёте и привело меня в тупик и о чём патриарх Сергий сказал в своей книге. Страх! Ничего общего с Любовью не имеющий и даже его отрицающий ( “Совершенная любовь изгоняет страх” (посл. Иоанна, 4-18)). И явный эгоизм, ставящий во главу угла собственное благополучие. Рано или поздно каждый из тех, кто ищет Бога, искренне желает к Нему прийти, неизбежно столкнётся с ситуацией, когда необходимо будет честно ответить себе на вопрос: кто для меня Господь и что я от Него желаю получить? От этого зависит не только земная жизнь человека, но и его посмертная участь. Итак, согласно Сергию Страгородскому, “раб” и “наёмник” Бога НЕ ЛЮБЯТ - как бы они от этого утверждения ни открещивались и ни пытались его опровергнуть! Они могут систематически ходить в храмы, выстаивать многочасовые службы и т.д. и т.п. – но делать это не из любви к Богу, а по совершенно другим мотивам: “раб” – из СТРАХА НАКАЗАНИЯ (либо в земной жизни – в виде болезней и скорбей; либо в загробной – боясь адских мук); а наёмник – с целью ПОЛУЧЕНИЯ ПЛАТЫ за свой “труд” (опять же или в нынешнем мире – здоровья, успехов, карьеры и т.д., или в небесном – “сладости рая”). Евангельские заповеди они выполняют с явной неохотой, но в обязательном порядке; поскольку чётко усвоили, что их исполнение сулит им личную выгоду, и притом немалую. Не имеют “раб” и “наёмник” и любви к ближнему. Например, нищему такие люди кладут в ладонь денежку из жалости не к нему, а к СЕБЕ – мол, Господь увидит моё “благодеяние” и избавит от геенны, да к тому же воздаст мне, как и обещал, “седмерицею”. “Раб” и “наёмник”, даже если истово говеют, то с нетерпением ожидают окончания поста. Ибо чают после него вкушение обильной и изысканной трапезы, вожделенных плотских утех и возобновления столь желанных для них проявлений шуток, смеха, лицезрения развлекательных телепередач и т.д. Избавления от стремлений к удовольствиям мира сего они не хотят и готовы лишь к временному от них воздержанию (на период поста), дабы не прогневать Бога. Не понимая (или не желая понимать), что смысла в таком говении нет никакого, ибо человек в таком случае остаётся точно на том же уровне своего духовного развития, на каком он был до начала поста. Впрочем, и самого желания духовного совершенства у них нет; им вполне достаточно чисто ВНЕШНЕГО исполнения “закона” (то есть они остаются на уровне “ветхозаветного” человека). Молитва “раба” в основном сводится к просьбам о ПОЩАДЕ, а “наёмника” – об УДОВЛЕТВОРЕНИИ НУЖД - личных или членов семьи. Совсем не то - “сын”. Он воспринимает Бога не в качестве господина с розгами в руках или начальника-благодетеля, а как своего личного ОТЦА. Он любит Его потому, что ощущает в себе частицу Его Духа (“Излию от Духа Моего на всякую плоть” (Иоиль, 2-28)); или, говоря языком земных понятий, имеет с Ним кровное родство. Пост и воздержание для “сына” не есть тягость и бремя. Это – радостный и светлый период, в который он чувствует себя возвратившимся в Отчий дом, уподобившимся Отцу. “Сын” оканчивает пост духовно обновлённым, победившим многие свои дурные наклонности; и главное – готовым этот свой потенциал сохранить и приумножить в дальнейшем, хотя бы не загадить полученную во время говения чистоту в последующие “скоромные” дни. Он ставит своей целью не просто исполнение буквы “закона”, но главное – согласно заповеди Христа, духовное совершенство, то есть стремится стать ЛУЧШЕ. Милостыня для “сына” – вовсе не способ получения награды от Бога. Это средство ПОМОЩИ своему страждущему брату (поскольку “сын” воспринимает Господа как Отца всех людей, то окружающие для него – его родные братья и сёстры). Для “сына” творить добро просто приятно; оно ему так же необходимо, как дышать. А зла он не делает не из боязни отцовского “ремня”, а потому, что испытывает к любому виду зла НЕВЫРАЗИМОЕ ОТВРАЩЕНИЕ! Молитва “сына” дышит непритворной ЛЮБОВЬЮ к Богу, искренним ВОСХИЩЕНИЕМ Его величием и святостью. И если в ней бывают просьбы об удовлетворении каких-либо нужд, то чаще всего не своих, а окружающих (нищих, калек и т.д.); причём для него не имеет значения, связаны эти страждущие с ним родственными узами или нет, “сын” желает добра ВСЕМ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ (а по большому счёту – и всей Божией твари, как об этом сказал Исаак Сирин). Как-то митрополит Сурожский Антоний в своей книге “Духовное путешествие” поведал, что однажды нечаянно услышал молитву одного юного прихожанина: “Господи, - говорил тот, - я великий грешник пред Тобой и людьми. Но если, когда Ты явишься судить живых и мертвых, я буду достоин геенны, то я готов быть ввергнутым в неё, лишь бы поскорее пришло Царство Добра и Справедливости…” Это слова истинного “сына”. И я думаю, что именно такого человека радостно встретит у дверей Небесной Обители Отец и введёт в Своё Царство… А “рабы” и “наёмники”, не способные на жертвенную любовь, останутся не у дел – пусть они в течение всей своей жизни точь-в-точь исполняли церковные обряды и таинства и евангельские заповеди. Ибо апостол Павел в своём первом послании к Коринфянам (гл. 13, ст. 1-3) предупредил совершенно однозначно, что от “веры” и исполнения заповедей (даже “если я раздам всё имение своё”) при отсутствии Любви – человеку нет “НИКАКОЙ ПОЛЬЗЫ”…