Проблема, которую я хочу затронуть, православному миру известна давно. И я бы не стал повторять сказанное о ней более компетентными авторами, если бы она не приняла очень серьёзный характер для многих людей - в том числе некоторых моих друзей и знакомых. Речь идёт о желании человека доверить своё физическое и душевное здоровье всевозможным “бабкам”, “знахаркам”, “ворожеям”, “колдунам” и “экстрасенсам” – то есть разного рода “целителям”, которых в христианстве называют оккультистами. Причём большинство из нас не видят никакой разницы в оккультном и православном отношении к здоровью человека, причинах возникновения у него болезней и, соответственно, способах их лечения. И это самое страшное. Поэтому попытаюсь кратко изложить суть дела, опираясь на труды христианских авторов - в частности, руководителя “Центра по оказанию помощи пострадавшим от оккультизма” иеромонаха Анатолия (Берестова). Итак, экстрасенс (тот же “маг” или “знахарка”) начинают различными способами исследовать вашу “ауру” (“астральное”, “ментальное” и т. д. тело) на предмет наличия в них “пробоин”, “дыр”, или, говоря более “научно”, - тех мест, из которых происходит “утечка” вашей “жизненной энергии”, вследствие чего и заболевает соответствующий этому “раненому” месту телесный орган (сердце, желудок, печень и проч.). И в большинстве случаев причинами возникновения патологии вашей ауры называется набившая оскомину… “ПОРЧА” (как любят объявлять оккультисты своим пациентам, “Вас СДЕЛАЛИ!”). То есть вы здесь ни при чём, ваш образ жизни вполне нормален и к болезни привести не мог, - всё дело в ваших личных “недоброжелателях” и их “дурном глазе”. А потому и “лечение” вашего недуга элементарно: нужно лишь заплатить определённую сумму и за несколько сеансов все “дыры” вашего “биополя” будут заштопаны. Прямо как у портных, пришивающих к порванным местам на одежде заплаты. Совершенно иной видит причину возникновения болезней православие. Вспомним слова Христа, произнесённые им при исцелении “расслабленного” (говоря современным языком, парализованного): - ПРОЩАЮТСЯ тебе ГРЕХИ ТВОИ (Мф, 9,2). И далее: - НЕ ГРЕШИ БОЛЬШЕ, чтоб не случилось с тобой чего ХУЖЕ (Ин, 5, 14). Как видим, никаких заплат на “ауру” человека Иисус не ставил, потому что никакое механическое действие (“заряжение” воды или движения рук) причину болезни НЕ МОЖЕТ УСТРАНИТЬ В ПРИНЦИПЕ! Ибо в её основе лежит то страшное и губительное, с чем христианство вот уже две тысячи лет призывают людей бороться, - безудержное стремление человека к удовлетворению своих СТРАСТЕЙ – то есть, согласно определению христианского подвижника Григория Паламы (XIV век), “особых наклонностей характера, имеющих тягу к непомерному росту и подавлению собой всех прочих качеств души”. Современная медицина практически по всем пунктам доказала истинность Евангельских изречений по этому поводу. Всем известно, что главными причинами возникновения, например, венерических заболеваний и СПИДа является БЛУД, болезней печени – АЛКОГОЛИЗМ, сахарного диабета и дисбактериоза кишечника - СЛАСТОЛЮБИЕ. Однако в последнее время врачи выяснили, что не только удовольствия и излишества, но и негативные качества души человека являются причинами разрушения его организма. Так, в основе гипертонии, ишемической болезни сердца и стенокардии лежит ГНЕВ (независимо от того, был он проявлен вовне или затаён глубоко внутри); нервно-психических расстройств – ЗАВИСТЬ; онкологических заболеваний – УНЫНИЕ (ЖАЛОСТЬ К СЕБЕ, НЕДОВОЛЬСТВО СУДЬБОЙ); маниакальных состояний, психозов и шизофрении – ГОРДОСТЬ (ЧРЕЗМЕРНО ВЫСОКОЕ МНЕНИЕ О СЕБЕ). И т.д. и т.п. В Священном Писании по этому поводу сказано немало. В частности, “КРОТКОЕ сердце – жизнь для тела, а ЗАВИСТЬ – гниль для костей” (Притч., 14:30). Или: “От ПРЕСЫЩЕНИЯ (не только едой – В.К.) многие умерли, а ВОЗДЕРЖАННЫЙ прибавит себе жизни” (Сирах., 37:30-34). Соответственно, и метод исцеления в христианстве иной: не “бабушкины” заговоры, не колдовские манипуляции руками и не магические талисманы, а покаяние, посильный аскетизм и любовь к Богу и ближнему, которая доказывается исполнением Евангельских заповедей. Именно тогда человек ощущает “благодать” – энергию, идущую от Бога и восстанавливающую ЦЕЛОСТНОСТЬ его духовного и физического организма (отсюда происхождение слова “исЦЕЛение”). В противном случае вы будете бороться не с причинами возникновения недугов, а их следствиями. Причём, иной оккультист действительно может вашу болезнь вылечить. Только через определённое время у вас ни с того, ни с сего “откажет” орган тела, до того совершенно здоровый. Почему так? Да только потому, что, поскольку ни один оккультист не способен принимать Божественные энергии (Священное Писание говорит об этом однозначно), то он либо прибегает к энергетике “тёмных сил” (отсюда ухудшение психического состояния пациента, о чём я скажу ниже), либо “перекачивает” энергию вашего здорового органа в больной (помню, мой седовласый дедушка, прибегнув к услугам известного “экстрасенса”, вернул себе, как он считал, молодость - тёмный цвет волос; а спустя несколько дней с ним случился инсульт, хотя до этого гипертонией он не страдал). На групповых же сеансах (в частности, А. Кашпировского) происходила “перекачка” энергии здорового человека, присутствующего в зале, к больному. И в итоге “чудо исцеления” больного могло быть за счёт возникновения болезни у человека, который до этого “сеанса” ни на что не жаловался. Аналогичным образом происходит и “лечение” душевного недуга. Скажем, как “излечивает” от пьянства кодировщик. С помощью определённого (чаще всего гипнотического) воздействия на своего пациента он действительно внушает ему отвращение к алкоголю. Однако при этом абсолютно не затрагивает основу исЦЕЛения – необходимость изменения самого образа жизни человека - стремления жить не потакая своим страстям (причём, ЛЮБЫМ, а не только алкоголизму), а по Божиим заповедям. И как следствие – многочисленные случаи, когда пациент, побывавший у кодировщика и на какое-то время перестающий пить, в конце концов “срывается” до такого жуткого запоя, перед которым его прежняя тяга к алкоголю была “детской шалостью”. В этом смысле примечательны слова блаженного Феофилакта Болгарского: “Освободившиеся от бесов (то есть от страстей – В. К.) ещё хуже становятся впоследствии, если не исправляются”. Имеется также немало фактов, когда после нескольких таких сеансов человек, перестающий употреблять алкоголь, вдруг становится, например, жадным на деньги; либо злобным и скандальным, придирающимся к окружающим людям по мелочам; или становится падким на женский пол, - иными словами, приобретает страсть, которой до этого у него не было и в помине. Святые Отцы сравнивали подобную ситуацию с фонтаном. Вы его засыпали землёй (то есть забили “пробоину”), а вода хлынула с ещё большей силой в другом месте. Вы засыпали фонтан и здесь, а он пробурил себе скважину – более объёмную - где-то ещё. И так будет продолжаться до тех пор, пока вы не искорените источник этого фонтана. Но, пожалуй, самое главное в этом вопросе – это отличие православного отношения к здоровью человека от оккультного. А именно: если для любого оккультиста болезнь – явление исключительно негативное, то в христианстве недуг рассматривается как… “милость Божия”, эффективнейшее средство спасения души (а эта цель неизмеримо важнее приобретения здоровья!). Вспомним слова апостола Петра, являющиеся стержневыми в данном вопросе: - Страдающий плотию ПЕРЕСТАЁТ ГРЕШИТЬ (1 Пет., 4, 1). Святые Отцы, прозревая невидимый мир, подтверждали благодатную силу физической немощи: - Страдания плоти служат… ВЕНЦОМ для праведных, сияющим гораздо светлее солнца, и величайшей ОЧИСТИТЕЛЬНОЙ ЖЕРТВОЙ для грешника (свят. Иоанн Златоуст). - Болезнь – готовое СПАСЕНИЕ (свят. Игнатий Брянчанинов). А преподобный Варсануфий Великий предупреждал: - Нехорошо с усилием молиться о том, чтобы получить исцеление, НЕ ЗНАЯ, ЧТО ТЕБЕ ПОЛЕЗНО… Недуг пресекает греховные действия человека (а это ведёт к уменьшению или полному искоренению самой страсти, проявляющейся в греховных поступках); позволяет ему отрешиться от земных забот и суеты и подумать о Вечности, уготованной каждому из нас. Кроме того, заботясь о больном, окружающие его люди приобретают самые прекрасные и бесценные для Бога качества души – любовь и сострадание. То есть идут к спасению КРАТЧАЙШИМ ПУТЁМ! Оккультизм никогда не ставит своей задачей спасение души человека. В христианстве хорошо известно, что духи злобы могут предложить человеку здоровье – то есть самое ценное, что есть у него в период его земной жизни - именно в ОБМЕН на его ДУШУ. Вот откуда у многих пациентов после посещения ими “экстрасенсов”, “знахарок” и “магов” и излечения от недуга - такое внезапное ухудшение психического состояния - подавленность, страх, депрессия. Не по этой ли причине такие люди в один прекрасный момент… выбрасываются из окна. Или вскрывают себе вены. То есть приобретают тягу к суициду, в большинстве случаев непреодолимую. Такие факты тоже имеются. В этом смысле примечательно следующее. Едва пациент во время сеанса у оккультиста начинал про себя творить, например, Иисусову молитву (в которой человек приносит своё искреннее раскаяние перед Богом), “целителю” моментально становилось “не по себе”: всё у него валилось из рук, ухудшалось его самочувствие. В конце концов он прекращал свои манипуляции и предлагал “больному” прийти к нему в следующий раз. Так и должно быть, ибо, согласно христианству, тьма не выносит даже лучика света…