Вифлеем располагается на древнейшем пути из Иерусалима в Хеврон. Сегодня по этой дороге можно проехать, лишь преодолев израильский контрольно-пропускной пункт, узкую щель в стене, высотой восемь метров, окружающей город с 2003 года. Для туристов – это всего лишь короткая промежуточная остановка, для многих палестинцев – непреодолимое препятствие.
Эта "Дорога паломников", как и монастыри и церкви вокруг Пещеры Рождества, объявлены ЮНЕСКО памятником всемирного наследия человечества. В то время, как ежегодно к Святым местам совершают паломничество миллионы верующих, дороге туда практически никакого внимания не уделяется. При этом дома справа и слева от мощеной древним покрытием дороги таят немало сюрпризов и секретов.
Вифлеем – это город, в котором на протяжении многих веков мирно сосуществовали мусульмане и христиане. Некоторые из них по-прежнему отправляют своих детей в одни и те де детские сады и школы. Поэтому никого не удивляет, что дети из разных конфессий ходят друг к другу в гости, а их родители угощают их национальными блюдами. Многие из жителей Вифлеема продолжают жить в тех же домах, что и их предки на протяжении многих столетий и даже тысячелетий.
Желание передать святость этих мест, запечатлеть память о них с помощью камеры, наталкивается на естественные границы. Истинные верующие присоединяются к толпе тех, кого все остальные фотографируют, как доказательство своего пребывания в священном городе. Иногда удается снять и редкий кадр. Например, во время службы православных греков, открывающих буквально на несколько моментов Царские врата – самую священную часть храма. Или, заглянув за стены армянского монастыря, молодые монахи которого без всякого стеснения выставляют напоказ часть своей закрытой жизни.
Здесь можно почувствовать всю необычность рождения Христа, увидеть пещеру,
где родился Спаситель, прочитать про себя различные молитвы, и молитву о здоровье своих близких, попросить Господа о многом.
Противоречия города Рождества Христова проявляются, скорее, неожиданно. Трудно найти в мире другое место, где бы на расстоянии всего 150 метров от христианской церкви к молитве громко взывали муэдзины. Здесь же можно удивиться, увидев мусульман, замерших в набожном благоговении перед алтарем Рождественской пещеры. Ведь Иисус – это один из важнейших пророков в исламе. Вероятно, что это и стало именно тем полем напряжения, которое спасало на протяжении более полутора тысячелетий одну их старейших в мире церквей от разрушений и уничтожения.