Многие православные люди убеждены, что политика – грязное дело, и единственный правильный путь для христианина -- быть вне политики. Но политика – неотъемлемая часть жизни любого общества. И среди политиков есть люди, отстаивающие христианские ценности. Как их распознать избирателю? Возможно ли создание христианской партии? Может ли православный быть коммунистом или либералом? С этим вопросом мы обратились к известным политикам и общественным деятелям.
Максим СОКОЛОВ, обозреватель «Известий»: «Православие -- не сертификат качества, а испытание веры» - Проверить политика на совестливость можно точно так же, как и частного человека. В своей жизни мы как-то умеем определять, кто из знакомых, сослуживцев, партнеров, свойственников -- человек достойный, а кто не очень, и соответственно строим с ними отношения. Все в общем и целом умеют определять, можно ли на человека полагаться. То же и с политиками -- достаточно подумать, хорошо ли с этим человеком было бы вместе работать и хочется ли с ним общаться. Если исходить из того, что политик -- тоже человек, сделать ответственный выбор не столь уж сложно.
Что до христианской партии, то задача разумной политики -- не превратить мирскую жизнь в рай, а не дать ей превратиться в ад. При таких удерживающих взглядах вполне возможно сотрудничество конфессионально весьма различных сил, и специальное конституирование христианской политики вряд ли нужно.
Сходным образом решается и проблема вмешательства государства в нравственность. Публичное и демонстративное непотребство возбранять, потому что в общественном пространстве дети ходят, если же кто хочет чинить непотребство в ограниченном пространстве, то суди его Бог, а не государство.
Может ли православный быть коммунистом или либералом? Православный может быть кем угодно -- в том смысле, что это постоянно имеет место. Православие -- это не сертификат качества, но лишь исповедание веры, которое очень часто вступает в противоречие с делами и помыслами грешного человека. Широк человек, даже чрезмерно широк -- и это не к одному коммунизму относится.
Андрей БАБУШКИН, председатель комитета «За гражданские права», член федерального совета партии «Яблоко»: «Достаточно посидеть несколько часов в Интернете, чтобы составить представление о человеке, который идет во власть»: -- Я думаю, что кандидатов во власть надо оценивать по трем критериям. Во-первых, выяснить результаты деятельности человека: если он уже депутат, посмотреть, как голосовал по тем или иным законопроектам, выдвигал ли свои инициативы, если же новичок в политике, выяснить, чем он занимался на своей работе, как себя зарекомендовал. Второй критерий – выдвигались ли против него обвинения, если да, понять, кому они были выгодны, справедливы ли. Бывает, что на политика вдруг обрушиваются все и справа, и слева…Такая повальная критика заведомо не может возникнуть естественным путем. Очевидно, что политика заказали, и есть вероятность, что он порядочный человек, неудобный для конкурентов, которых интересуют только власть и деньги.
И третий принцип оценки – как человек ведет себя в критической ситуации. Я – член партии «Яблоко», и для меня немаловажно, как повел себя Явлинский в 1992 году. Он был пятым человеком в стране, и когда увидел, что все его рекомендации игнорируются, что страна отдана на разграбление, а народ – на обнищание, не принял правила игры (нас тогда убеждали, что трудности в стране временные, и через пару лет в рыночной России все заживут) и ушел из Правительства России. Так что разобраться можно. Достаточно посидеть несколько часов в Интернете, чтобы составить представление о человеке, который идет во власть. Если же избиратель не может отличить, кто из политиков отстаивает его интересы, а кто – свои, он обречен жить в стране, где от него ничего не зависит. Тогда избиратель достоин и хаоса, и безнравственности, и всего иного плохого, что несет ему безответственная власть.
Мне кажется, православный человек – человек терпимый, уважающий свободу выбора, спокойный. Он пытается изменить мир не заклинаниями и призывами, а тем, что на своем месте делает добро. Это относится и к политикам. Можно завоевать симпатии избирателей, апеллируя к темным сторонам души: обогащайся, отбирай у соседа и т.д. Суть христианской политики в обратном - апелляции к лучшим человеческим качествам. Наиболее наглядный аналог – служение тюремного священника. Он пытается в самом страшном злодее найти что-то человеческое, пробудить его, подвести к покаянию и тем самым вернуть к жизни. Христианская политика – такой же поиск, только не внутри зоны, а внутри страны. Но, боюсь, если в программе партии будет прямо говориться о приверженности религиозным ценностям, это многих потенциальных избирателей оттолкнет. Душой я за создание христианской партии, но пока все такие попытки в России закончились неудачей.
Государство не имеет права создавать простор для безнравственности. Невозможны безнравственное телевидение и безнравственное правосудие. Если представитель исполнительной власти оказывается перед дилеммой «поступить по закону или по совести», это говорит о безнравственности закона, а, следовательно, и государства. Задача государства – обеспечить процессы образования, судопроизводства, передачи информации на основах нравственности.
Думаю, что православный может быть коммунистом. Христианство и коммунизм имеют много общего. Они не тождественны (идеология исходит из экономических и политических аспектов, а религия – из нравственных и духовных), но противоречий я не вижу. Даже в период гонений на Церковь были православные коммунисты. Христианин не может быть фашистом и крайним либералом, то есть человеком, для которого главное – экономика. Для христианина цель не оправдывает средства. Но умеренный либерализм, на мой взгляд, с христианством вполне совместим.