Нередко в православной среде можно услышать оригинальные странно – заразительные высказывания: «Лучше уж я буду краситься, чем гордиться, что не крашусь» или «Лучше уж я буду жить в гражданском браке, чем от одиночества злиться на весь мир и всех осуждать».
Конструкция «Лучше уж…чем» очень продуктивна: по ней можно построить любое высказывание. И если поставлена определенная прагматическая цель, то эта конструкция всегда к ней выведет. Поэтому это опасная конструкция.
Рассмотрим ее действие, используя такой принцип риторики, как восходящая градация [1] . Допустим, кто-то подумает: «Лучше уж я буду осуждать, чем я буду злословить». Потом последует: «Лучше уж я буду злословить, чем я буду драться». Далее возможно: «Лучше уж я буду драться, чем я буду воровать». Наконец: «Лучше уж я буду воровать, чем убивать». Дальше некуда. А происходит этот беспредел путем элементарного приема: каждый раз заменяется лишь одна позиция, причем, переставляется она из второй части высказывания в первую.
Конструкция «Лучше уж… чем» ущербна прежде всего тем, что вбирает в себя явления по сути не сопоставимые. По каким меркам и эталонам мы можем сопоставить качественно и количественно курение и макияж или пьянство и прелюбодеяние? Ведь в задаче по арифметике мы не прибавляем к яблокам ложки.
Удивительно, но эта конструкция почти не употребляется в тех случаях, когда она правомерна. В самом деле, трудно представить, чтобы кто-то сказал: «Лучше уж антоновка, чем гольден» или «Лучше уж пряник, чем коржик». Конечно, и эти объекты сопоставляются, но иными путями, по-другому.
Психологи [2] четко обозначают методы психологической защиты, которые использует человек в сложной ситуации, сам порой того не осознавая. Один из этих методов – так называемая рационализация, связанная с инстинктивным желанием оправдать самого себя, найти рациональное обоснование своим поступкам. Для рационализации конструкция «Лучше уж… чем» является идеальной внешней формой.
«Лучше уж было уйти, чем видеть, что я все равно ничем помочь не могу»… Сколько видов человеческих предательств может уложиться в эту формулу!
Другая похожая конструкция – «Или…или». В нее нередко закладывается принудительный выбор, ложная, надуманная альтернатива. «Или грех совсем бросить, или, если бросить не можешь, то в нем не исповедоваться», «На службу надо ходить или по субботам, или по воскресеньям»... А тут еще вспомнится другая знакомая и близкая формула: «Лучше ж сделать аборт, чем ребенок будет мучаться в нищете»…
Поэтому, когда сознание «зашорено», загипнотизировано либеральными и псевдоправославными фразами, надо не самообманом заниматься, а самого себя по правде понять. Вместо того, чтобы выстраивать конструкцию «Лучше уж использовать косметику, чем…», надо постараться понять, чем вызвано столь сильное желание использовать косметику, что хочется легализовать его любым путем? Как знать, может быть, совсем легкий, незаметный тон придаст женщине уверенности в себе, она перестанет втягивать голову в плечи и сутулиться, начнет больше улыбаться, а значит, больше доверять людям. Против такого тонального крема, возможно, не возразит ни один священник. Иное дело, когда девушка, сознательно отказываясь от излишнего украшения себя, превозносится над окружающими: «А у меня и без косметики цвет лица лучше, чем у этой, раскрашенной».
Поэтому хотелось бы, чтобы мы направляли энергию нашего разума не на самооправдание и самоуспокоение, а на то, чтобы учиться быть честными сами с собой и правдиво называть своими именами наши чувства, мысли, поступки и душевные состояния, строго отделяя истинное от ложного, добродетельное от ошибочного, действительное от желаемого.
[1] Восходящая градация – расположение частей высказывания, при котором каждая последующая часть усиливает смысловое и эмоциональное воздействие предыдущей.
[2] Игумен Евмений (Перистый). «Пастырская помощь душевнобольным». – Решма, 1999.