Присутствие православной веры и православных верующих в Китае всегда было отягощено разнообразными сложностями, которые случались в разные времена, но вместе с тем – было стойко и постоянно.
Скорее всего, православие начало укореняться в Поднебесной еще в незапамятные времена, с момента существования границы между нашими государствами. Пограничники древности приносили с собой в те земли свое мироустройство, свое мировоззрение и, конечно же, – свою веру. Начиная с семнадцатого века православие проникало в Поднебесную самыми разными способами с воинами, пленниками, дипломатическим и торговым людом.
В те годы постоянным набегам подвергалось первое русское поселение на реке Амур – Албазино. Казаки, стоявшие на страже рубежа, держались из последних сил, численный перевес неприятеля был критичен, и в один момент оборона полностью рухнула. Плененных казаков и священника отца Максима (Леонтьева) увезли в Пекин, и там они создали русскую общину. Собственно, она-то и послужила дальнейшим прочным фундаментом для возведения чертогов веры в многоконфессиональном Китае.
На ее базе для духовного окормления соотечественников и преследуя цель зарождения и развития дипломатических отношений с Китаем, российские власти основали Русскую духовную миссию. Так начался современный этап истории православной веры в Азии.
По мере интеграции албазинцев в Пекине, по мере увеличения числа русских в Китае вообще развивались и взаимоотношения двух стран. По сути, дипломатическую и посредническую миссию выполняли не профессионалы, а случайные, но истово верующие люди, не по своей воле оказавшиеся в такой далекой и чужой стране.
К началу двадцатого века православные храмы были построены уже во многих городах, в частности, в Харбине, где русская диаспора была традиционно велика. Через Харбин в то время проходила ветка Китайско-Восточной железной дороги, что делало город стратегически важным пунктом и в политическом, и в экономическом смысле, любые грузы из Китая отправлялись хоть в Приморье, хоть в центр России…
Становление Китая как самостоятельного государства в двадцатом веке внесло сумятицу и разруху в дела православной Церкви, много было сделано шагов вперед, но также немало – и назад. И лишь после недавнего визита Патриарха Кирилла вновь появилась перспектива зарегистрировать Китайскую автономную православную церковь.