Один из вариантов для москвича правильно провести рабочий день - поездка в Сергиев Посад. Действительно, все мероприятия укладываются в восемь часов, вместе с обедом.
Известное дело, главная достопримечательность Сергиева Посада – Троице-Сергиева Лавра. Она же – главная цель путешествия. Кроме того, предшествующим поездке вечером найдена в Интернете информация о наличии в городе музея игрушки, НИИ, работающего на той же ниве, а также места под названием Гремячий ключ в 14 километрах от Сергиева Посада, где решено устроить зимнее купание. А еще выяснилось, что впечатления от поездки можно прекрасно отшлифовать на небольшом горнолыжном склоне под Посадом. Поэтому на заднее сиденье в последний момент был брошен сноуборд.
Итак, движемся к главной цели – монастырю. Заблудиться невозможно – указатели ловят путников сами. Ощущение, будто ты автоматически попадаешь на стоянку у подножия Лавры. Оказалось, чтобы войти в стены монастыря, никаких денег платить не нужно. Билеты покупаются, только чтобы посетить местные музеи. Разрешение на фотосъемку тоже стоит денег.
Выглядит Лавра довольно светски, кстати. Но все же очень благообразно. Цинично подумалось, что отойти от мира в центре прекрасного подмосковного городка – милое дело. Но ехидные настроения улетучились после первого шага в большие ворота монастыря.
Сколько труда вложено и ежедневно вкладывается в каждый камешек зданий и каждый куст на клумбах за этими воротами! «Я в России сейчас?» - этот вопрос первым врывается в голову и где-то даже мешает воспринимать ту атмосферу, которую создают люди, живущие и работающие в монастыре. Кстати, об атмосфере. Мы ожидали, что она будет немного тягостной, как это часто бывает в православных храмах. Ну, есть такая черта у нашей исторической религии – внушать желание спасаться через страдание и покаяние. Но в Троице-Сергиевой Лавре оказалось больше радости, торжественной и деловитой – то ли красота и порядок зданий и садов внушают ее, то ли действительно монахи в черных облачениях бодры и радостны в душе.
На территории Лавры несколько киосков и лавочек, где можно купить путеводители. Еще книги, иконы и сувениры. Если непонятно, где вы оказались и куда теперь податься, можно вежливо остановить спешащего инока (они все спешат почему-то – может, чтобы не останавливали туристы…) и попросить о помощи – получите участливый ответ на красивом русском языке с приятными старинными нотками. Вот интересно: на каждого монаха Троице-Сергиевой Лавры наверняка приходится больше вопросов по ориентированию, чем на среднего москвича у метро, а раздражения – ни на грамм. Есть над чем задуматься.
В Лавре много иностранных туристов. Они в основном и составляют ту часть посетителей, которые носят на лицах праздно-любопытствующее выражение и к которой принадлежали мы. Большая же часть наших соотечественников в святых стенах – паломники. Особенно это различие видно в Троицком соборе, где находятся мощи Сергия Радонежского. К мощам тянется тихая очередь, не очень длинная в будний день. Видно, что пришедшие сюда люди имеют какую-то сверхзадачу, недоступную мне. Поэтому становится как-то неловко слоняться в храме, разглядывая иконы Андрея Рублева, - будто бы я своим суетным обликом мараю взор тех, кто пришел сюда с особой целью. Таинство в их душах дороже моего любопытства, поэтому – на солнышко!
Несколько часов в Лавре становятся благостными детскими воспоминаниями. Детскими, видимо, потому, что там очень много мест и местечек, куда нельзя проникнуть мирянам, а так хочется. И потому что все, что окружает тебя – такое нарядное и торжественное. Это ощущение – очень кстати. Ведь недалеко от Лавры в сказочном здании красного кирпича находится музей игрушки. Здесь в стеклянных шкафах красуются собрания игрушек разных стран и эпох. Сразу представился идеальный кадр: детский нос, прижатый к стеклу, за которым французские фарфоровые куклы с громадным почти настоящим домом. Но детей в музее не было – будний день, и фотографировать запрещено.
От служащих мы узнали, что музей принимает старинные и необычные игрушки. Так что если у кого-то дома валяются, например, елочные украшения сталинских времен, милости просим.
При музее есть кукольный театр. Вероятно, хороший – потому что все стены в коридорах увешаны детскими рисунками, исписанными благодарностями за спектакли.
Гардеробщица в кипенно-белых перчатках оказалась бывшей сотрудницей Всесоюзного НИИ игрушки. Она-то и рассказала, что этого учреждения больше нет. Дескать, очередная темная история с землей, сдачей здания НИИ в аренду под офисы и прочее подобное. А ведь красивая была история: целое НИИ ломало голову над тем, какие воспоминания о детстве будет нести по жизни советский человек. Разрабатывались куклы и паровозики, изобретались технологии вставки волос в резиновые головы, придумывались головоломки. Здесь делали по науке даже оформление игровых комнат для детсадов – дизайна тогда не было. Потом оказалось, такая деятельность никому не нужна – достаточно интуиции китайских фабрикантов. Ну да Бог судья.
Следующий пункт – Гремячий ключ. Живописный водопад, вода в котором освещена самим Сергием Радонежским и, вроде, целебна. Здесь сооружена часовенка и купальня. Водица бодрит, конечно, - особенно зимой.
Итак, усталые, но довольные, начинаем движение в сторону Москвы. В десятке километров от Сергиева Посада поворачиваем по указателю «Лоза». Потом еще дважды направо и попадаем на маленький горнолыжный курортик. На катание у нас только час – подъемник в будни работает до 20:00. А летом сюда можно просто приезжать, ставить палатки и жить на природе.
Вот так и завершилось это интересное и незабываемое путешествие.