Западный кинематограф создал целый ряд эпических фильмов, описывающих евангельскую историю Иисуса Христа. Среди них масса фильмов пропагандистских, как появляющихся с такой же частотой и таким же качеством, что и фильмы о Ленине во времена Советского Союза.
Но среди этой массы, как золотые самородки среди речного песка, блестят настоящие шедевры. Например, гиперреалистический фильм Мела Гибсона с Джеймсом Кэвизелом в роли Христа. «Страсти Христовы» скрупулезно воссоздают атмосферу евангельского Иерусалима. Мел Гибсон даже заставил своих актеров отказаться от диалогов на английском языке. Говорят, что Иоанн Павел II после просмотра «Страстей Христовых» признал, что все так и было на самом деле.
Однако положительные эмоции фильм оставил не у всех. Например, протодиакон Андрей Кураев заметил, что сценаристы фильма не соблюли абсолютной точности воспроизведения Евангелия. В сцене Гефсиманского борения Иисуса Христа, если следовать Евангелию от Луки, 22, 43, к нему явился Ангел Господний и укреплял дух его. Тогда как в фильме к Иисусу приходит дьявол и искушает его.
Опять же, по мнению Андрея Кураева, при просмотре фильма невозможно избавиться от ощущения, что на зрителя давят, давят специально, чтобы выдавить слезу. И это тем более выглядело невыносимо, что тема для истинно верующего человека была слишком дорогой, слишком интимной.
Были претензии у Андрея Кураева и к актерской игре. Актеры, за исключением Понтия Пилата, словно бы одели на свои лица какую-то одну, жесткую массу, с которой и проходили от начала до конца фильма.
И главное, о чем предупреждал отец Андрей, зритель не должен смешивать Христа на экране и Христа в своем сердце. Вообще, для верующего человека впечатления от молитвы несопоставимы с впечатлениями от любого, даже самого гениального произведения. Поэтому неудивительно, что большинство поклонников «церковных» фильмов – люди, хотя и называющие себя формально православными, но не живущими по-настоящему церковной жизнью. Люди же истинно верующие, воцерковленные к подобным фильмам равнодушны – они ничего не могут им дать. Искусство даже самое гениальное – это только иллюзия, когда как Христос – реальность. И если говорить о кинофильмах для верующих людей, то пусть это будут фильмам, которые учат добру и заставляют задуматься о своем месте и роли в жизни.