14-го августа Православная Церковь празднует Медовый Спас. История и особенности этого праздника в традиции Православия, народные верования и интерпритации этого праздника. Издревле 14-го августа Православная Церковь празднует "Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня". На самом деле загадочное название этого праздника означает - "крестный ход". Дело в том что, история этого праздника корнями уходит в Византию, где летняя жара часто становилась причиной вспышек эпидемий. И Церковь заботясь о духовном и телесном здравии народа установила обычай выносить из царской сокровищницы частицу "Креста" на котором был распят Спаситель на всеобщее поклонение.
В этот день был так же установлен праздник Всемилостивому Спасу Христу Богу и Пресвятой Богородицы в знаменовамие победы князя Андрея Боголюбского над поволжскими болгарами и византийского императора Михаила над сарацинами (1164 г.), отсюда и второе название "Спас". По чину Православной Церкви кроме поклонения Кресту в этот день совершается малое освящение воды и урожая мёда, поэтому в народе Первый Спас называют еще медовым Спасом. По народным повериям в день Медового Спаса пчелы прекращают вырабатывать мёд, "пчела перестает приносить медовую взятку", поэтому после освящения меда в этот день разрешалось вкушать от собранного урожая. И крестьяне, надев тут сапоги и рабочую одежду, защищающую от пчел, могли доставать мед из ульев и освящать его, а потом уже ставить на стол. В благодарность Богу за щедрые дары часть меда раздавали нищим, вдовам и сиротам как милостыню так называемая "вдовья доля", потому и говорят: "Нищий на Спаса и медку попробует".
Традиционно на Медовый Спас освящают "маковый цвет" - букетик из полевых цветов: мяты, барвинка, васильков, руты, чебреца, меллисы (отголоски древнего язычества), злаков и мака. Здесь нужно уделить особое внимание, еще одно название этого праздника - Маковей, хотя к маку оно не имеет никакого отношения. Дело в том, что Церковь в этот день поминает семерых мучеников - братьев Маковеев, их мать Соломею, а так же их учителя - старца Елизара. История описанная во 2 книге Маковеев рассказывает о востании иудеев против царя Антиоха IV Епифания (164 г. до РХ), который будучи большим сторонником языческих традиций поставил в Иерусалиме статую Зевса Олимпийского, и принуждал евреев поклоняться идолу. Многие отказывались совершать поклонение Зевсу и царю, за что и были казнены. Среди них был девяностолетний священник Елизар, готовый принять смерть да веру нежели нарушить "закон". Братья Маковеи следуя примеру учителя приняли страшную мученическую смерть, оставаясь твердыми и непоколебимыми в истине. Соломея же, их мать поддерживала своих сыновей до конца, и не перенеся страданий и горя умерла не совершив идолопоклонства. Церковь помятуя подвиг этих благочестивых иудеев, воспевает великое могущество и славу Единого Истинного Бога известного еще задолго до воплощения Сына Божьего.
И наконец следует особенно сказать,что 14 августа - это первый день Успенского Поста. Этот двухнедельный Пост отличающийся особой строгостью подготавливает христиан к великому православному празднику Успение Божьей матери в котором раскрывается всю полнота христианских добродетелей: смирения, кротости, жертвенной материнской любви, человеколюбия и бесконечной преданности Богу.
И да благословит вас Господь!