Страстной седмицей является неделя перед Пасхой, которая посвящается последним дням жизни Иисуса Христа среди нас, Его страданиям, распятию, смерти и погребению. К этой неделе у церкви отношение особое потому, что в течение этой седмицы происходили события особые. Первые христиане, желавшие неотступно следовать со Христом в Его последние дни, в страстную седмицу усиливали молитвы, усугубляя подвиги поста, были добрее и снисходительнее к братьям своим и творили дела милосердия, считая невозможным допускать осуждение в дни оправдания падшего человечества беспримерными страданиями Господа, Его кровью, и прекращали в эти дни споры, тяжбы и наказания.
Каждый из дней Страстной седмицы - святой, и в каждый из них в церкви совершаются службы особо величественные, украшенные возвышеннейшими песнопениями, чтениями и рядом знаменательных обрядов.
Что было предсказано о последних днях и часах Спасителя в Ветхом и изображено в Новом заветах - в Богослужениях страстной недели раскрывается в едином величественном образе. В Богослужениях этих дней прослеживается каждый шаг крестного пути Христова до момента искупительных страданий за наши грехи на кресте и до торжества Воскресения. Приблизить людей ко Христу, сделать возможным духовное созерцание нами таинства искупления направлено содержание служб страстной седмицы. Три первых дня недели посвящаются особым приготовлениям ко страстям Христовым. Богослужения в эти дни особо продолжительны, на часах Святой Церковью прочитывается все Четвероевангелие в стремлении собрать мысли и внимание верующих на всей истории воплощения Богочеловека, Его служения нашему роду. В течение этих первых трех дней в песнопениях раскрываются беседы Христа с учениками после входа в Иерусалим, также вспоминаются разные знаменательные события, имевшие очень непосредственное отношение к страданиям Христовым.
И таким образом, в эти дни мы, ведомые Святой Церковью, неотступно следуем мы за Богочеловеком и Учителем, за Его учениками, в храм, к народу, к мытарям и фарисеям и слышим те же слова, которые слышали от Иисуса и они.
Печаль о греховности нашей придается Богослужениям этих трех дней.
После вечернего Богослужения среды песнопения плача грешной человеческой души сменяются песнопениями плача иного - от созерцания страшнейших мучений Самого Божьего Сына. Однако и радость о спасении и благодарность Божественному Искупителю грехов человеческих переполняют душу верующих христиан. Оплакивая горькими слезами невинно страдавшего и распятого нашего Спасителя, мы также радуемся от сознания, что и погибающих нас распятый Спаситель с Собою совоскресит.
На этой неделе мы должны оставить все мирское и суетное и сердцем последовать за Спасителем.
Во время служб многое может ускользнуть от вас при чтении Евангелия, поэтому эти места желательно прочитывать дома, внимательно, сердцем сопереживая Христу, пытаясь как можно живее представить страдания Христа - как Его предали и судили, нес крест, был распят...
Важно задавать вопрос - ради кого и ради чего столько вынес Тот, кто не имея греха, мог, будучи Сыном Бога, вечно пребывать в блаженстве? И что нужно от меня, чтобы смерть нашего Спасителя была не напрасной?