«...Умом Россию не понять...» — эта крылатая фраза как нельзя лучше отражает менталитет русского народа. У какого еще народа можно встретить такую безграничную способность к выражению чувств — «Любить — так любить! Гулять— так гулять!»— широкая душа у русского человека! А классическое русское «авось»! Разве могут его понять старая чопорная Европа или рассудочная Америка, с их прагматическим складом ума? Ведь наше русское «авось» это не что иное, как надежда на выход из любой критической ситуации вопреки всем законам логики. В каждом русском человеке всегда есть надежда на везение, на чудо, на сказку — тесно ему в рамках рационализма, потому что живет он не рассудком, а сердцем.
Подтверждением тому служит чудесное возрождение православия в нашей стране, будто и не было возведения материализма и «научного» атеизма в основу идеологии советского общества — потянулся русский человек к Богу всем своим нутром, душой, тысячелетней «генетической памятью», уходящей своими корнями во времена Православной Руси. Чего сегодня не хватает Русской православной церкви, так это образованности рядовых верующих в вопросах веры. До сих пор актуальны слова Лескова, сказанные им еще в XIX веке: «...Русь когда-то была крещена, но не была просвещена... у русского народа Бог за пазухой…» Да и откуда этой просвещенности взяться, если на протяжении семи десятилетий в нашей стране все чудесные явления, связанные с православием, для обычного человека были либо закрыты «за семью печатями», либо гневно оспаривались советскими учеными. Да и вся динамика цивилизации, с ее нивелировкой и стандартизацией жизни, с ее развлечениями и увлечениями, планами и энтузиазмом захватывали человека целиком, не давали ему времени остановиться и подумать о смысле окружающего его мира.
Сейчас мало кто хорошо знает Новый Завет, что уж говорить о Ветхом Завете— зачастую он воспринимается как сказочное предание или миф о прошлом. Но так ли это? Возьмем, к примеру, изложенную в Ветхом Завете историю о Всемирном потопе и Ноевом ковчеге. В ней рассказывается о том, что Бог явился к праведному Ною и предупредил его о том, что скоро наведет на землю водный потоп, чтобы очистить ее от нечестивых людей. И повелел Он Ною построить ковчег — большое судно, в котором бы поместились вся его семья и животные — «каждой твари по паре, а чистых (жертвенных) животных — по семь пар». При этом Ною были даны точные размеры корабля: 300 локтей длины, 50 локтей ширины и 30 локтей высоты (150x25x15 метров). Для того времени такая постройка являлась фантастической.
Как ни странно, первые подтверждения реальности истории Ноя ученые нашли именно в мифологии — у различных народов, территориально не связанных между собой, были найдены очень близкие по содержанию предания о потопе и спасении избранных людей. Второе подтверждение историчности всемирного потопа дала современная геология, обнаружившая в окаменелых породах свидетельство этой всемирной катастрофы. Но неоспоримым подтверждением всемирному потопу и истории Ноя мог стать только сам Ноев ковчег.
В Библии сказано, что ковчег остановился на горах Араратских (Большой Арарат в наше время — это гора высотой 5165 метров, вершина которой почти на километр покрыта льдом). Исторические летописи хранили в себе различные упоминания о ковчеге. Так, например, в III веке до нашей эры вавилонский историк писал, что в курдских горах Армении лежит древний ковчег, и с него люди отдирают смолу, чтобы использовать ее как противоядие или для создания амулетов.
В XIX веке также было несколько сообщений о людях, видевших остатки ковчега, а турки рассказывали даже, что побывали внутри корабля, который имел отсеки, большинство из которых заполнено льдом. В 1916 году русский авиатор Росковицкий видел ковчег, пролетая около вершины горы.
Совсем недавно были раскрыты секретные материалы советской разведки, в которых свидетельствуется, что еще; в 40-е годы XX века один из летчиков, пролетая над горой Арарат, заметил на ее вершине остатки колоссального корабля, вмерзшего в высокогорное озеро. С начала 50-х годов альпинистами предпринималось несколько попыток отыскать Ноев ковчег, но из-за снежных бурь эти попытки окончились неудачно.
Обнаружить ковчег удалось французскому альпинисту Фернану Наварре в 1955 году. Он нашел ковчег вмерзшим в лед горного озера на высоте 5 тысяч метров. Наварра сфотографировал его, а также вырезал кусок обшивки корабля, радиоактивный анализ которого, проведенный в нескольких странах, подтвердил возраст постройки — около пяти тысяч лет. Не только Наварре удалось своими снимками и научными исследованиями наглядно подтвердить существование ковчега. После него на Арарат поднималось еще несколько экспедиций, приносивших новые свидетельства существования ковчега. Находка ковчега неоспоримо подтвердила факт не только потопа, описанного в Ветхом Завете, но и чуда явления Бога к благочестивому Ною, для его спасения.
Множество чудесных знаний хранит в себе и Новый Завет, вместивший в себя истоки христианства — от самого рождества Христова, когда зимней ночью две тысячи лет назад в пригороде небольшого городка Вифлеема в полутемном хлеву родился Младенец. Мычали коровы, ослы беспокойно ворочались на своих соломенных подстилках... Мать, спеленав Младенца, положила его в кормушку для скота и с любовью склонилась над новорожденным. Неожиданно двери хлева отворились, и в дорогих запыленных одеждах в него вошли три восточных царя (волхва) с богатыми дарами в руках. В дар новорожденному они принесли с собой золото, ладан и смирну: золото — Царю, ладан — Богу, смирну — Человеку…
Эта история Рождества Христова известна любому православному христианину, но мало кто знает, что эти дары волхвов Матерь Божия берегла всю жизнь. А незадолго до Своего Успения Она передала эти дары, вместе со Своим Поясом и Ризой в Иерусалимскую Церковь, где они и хранились до 400 года, пока византийский император Аркадий не перенес эти дары в Константинополь. После падения Византии в 1453 году сербская царица Мария перевезла дары волхвов на Афон, где и поныне они находятся в монастыре святого Павла. Золото — двадцать восемь небольших пластин разной формы — трапеции, треугольники, многоугольники... На каждой из них— тончайший филигранный орнамент, ни разу не повторяющийся. Ладан и смирна — небольшие, величиной с маслину шарики, их около семидесяти. Ценность даров, не только духовная, но и историческая, неизмерима, поэтому хранятся они с особым тщанием в небольших ковчегах — мощевиках. От даров и сейчас исходит удивительное благоухание. Иногда дары выносят из монастырской ризницы для поклонения паломникам, и тогда благоуханием наполняется вся церковь. Монахи - святогорцы заметили, что дары исцеляют людей, одержимых нечистыми духами.
Начало третьего тысячелетия от Рождества Христова все чаще знаменуется удивительными открытиями, подтверждающими реальное существование Богочеловека и творимых им чудес. Недавно Генрих Пфейффер, профессор из Ватикана обнаружил знаменитый «Платок Вероники», таинственным образом исчезнувший 400 лет назад из собора Святого Петра. Такими белыми платками размером 24 х 17 сантиметров женщины древней Иудеи прикрывали свои лица. Согласно преданию, Вероника дала его Иисусу, несшему под палящим солнцем Свой тяжелый крест на Голгофу. Он вытер этим платком пот, заливавший глаза и отдал его назад доброй женщине. На ткани остались следы не только пота, но и крови, обильно струившейся по лицу Богочеловека, жестоко избитого стражниками. На этом куске материи, при определенном положении, проявляется Лик молодого мужчины с изможденным лицом, длинными волосами и скорбной складкой между бровями. В IV веке «Платок Вероники» оказался в Ватикане, и именно перед ним в последний раз преклоняли колени рыцари-крестоносцы, уходившие в земли язычников на защиту Гроба Господня. В средние века «Платок Вероники» был помещен в хранилище огромного Ватиканского собора, откуда он в 1608 году бесследно исчез.
Профессор Пфейффер, после 12 лет активных поисков, обнаружил его в крохотном монастыре близ горной деревушки Монопелло в Аппенинах. «Платок Вероники», запаянный между двумя венецианскими стеклами, в обрамлении дубового оклада, отделанного золотом и серебром, находится там, рядом с алтарем. В строго определенное время, когда узкий луч света из бокового окна церкви падает на этот кусок вроде бы обыкновенной ткани, на полотне возникает скорбный Лик Спасителя. Но настоящее чудо происходит на Пасху и в день Успения Пресвятой Богородицы, когда в присутствии служителей монастыря и прихожан во всем храме возгорается большое количество восковых свечей. В их трепещущем свете на «Платке Вероники" внезапно и ярко проявляется Лик Христа, который Сам начинает излучать яркое сияние, а глаза образа наполняются живительной силой, после чего присутствующие на службе больные люди чудесным образом исцеляются, а старики чувствуют себя моложе на несколько лет.
При фотографировании «Платка Вероники», на снимках действительно проявляется характерное удлиненное лицо с длинными волосами и морщинкой между бровями. Оно удивительным образом похоже на Лик, запечатленный на знаменитой Туринской плащанице, в которую завернули окровавленное тело, снятого с Креста Иисуса Христа. Разве это не чудо?
Между тем чудо есть не нарушение, а наоборот — действие высших и вечных законов бытия в нашем преходящем мире. И законы эти действуют среди законов мира материи так же просто, обычно, как и остальные, только люди почему-то не хотят заметить их, или, отметив что-то «необъяснимое», в повседневной своей суете быстро забывают. А ведь и нужно-то каждому из нас лишь на миг остановиться в том безумном ритме жизни, в котором проходит наша сегодняшняя жизнь, и подумать - зачем пришли мы в своем рождении на землю? Надо лишь открыть глаза души своей, приучить свой слух слышать, и тогда станет ясно, что мы окружены чудесами, необъятный мир чудес обволакивает нас, стучится к нам, даря нашей жизни новый яркий смысл и радость!
Галина Баскова
Статья подготовлена на основании материалов книги «Непознанный мир веры», изданной Сретенским монастырем по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия.