Привычный и знакомый нам образ священнослужителя предполагает участие во многих сферах человеческой жизни. Священник Александр Дьяченко уже знаком читателям по своим рассказам, совсем недавно в издательстве Никея вышла книга «Плачущий ангел». А теперь немного подробнее о самом авторе.
Вся жизнь Николая Дьяченко постоянный поиск смысла человеческого бытия, он довольно долго шел к теперешней своей цели и принял крещение только в 30 лет, еще через 10 лет был рукоположен и стал служить священником в подмосковной глубинке в простом провинциальном храме. Писать стал в возрасте пятидесяти лет. Но чтобы понять закономерность прихода в церковь стоит внимательнее ознакомиться с жизненным путем отца Александра. Его рассказы основаны на жизненном опыте, здесь много сокровенных мыслей, с которыми хотелось поделиться с думающими людьми. Как с точки зрения современной церкви видится публикация в светском издании, который доступен пользователям сети Интернет, здесь, как правило, собирается довольно разнообразная аудитория? Соответствует ли творчество священнослужителя ее запросам и потребностям, вызывает ли интерес и в чем особенность подачи информации?
Стоит понимать, что большинство читателей виртуальной сети люди, которые если и посещают церковь, то делают это почти неосознанно, лишь периодически подчиняясь душевным порывам. Издателям еженедельника «Моя семья» приходится учитывать эти объективные особенности, но благодаря такому живому общению эти люди впервые задумались о многих духовно важных вопросах. В своем интервью с Николаем Бреевым отец Александр отметил, что к нему потоком пошли письма, которые довольно явно свидетельствуют о недостатке такого важного общения между отдельной личностью и священником. И просто ответить на них довольно сложная работа, настоящий священнослужитель не может отказать в совете никому, в этом его основное предназначение направить человека на его жизненном пути. Иногда, для этого достаточно направить в храм, который находится в местности постоянного проживания или упомянуть в своих ежедневных молитвах. В том что сложилась такая ситуация и людям не хватает живого общения с церковью есть часть вины и самих священников. Людей в первую очередь волнуют житейские проблемы – семья и взаимоотношения между ее членами, детьми супругами, родителями. Другая часть читательской аудитории, которая уже пришла к Церкви задает свои, соответствующие вопросы и здесь предстоит работа в первую очередь над самим собой, так как возникает необходимость оправдать ожидания и оказать необходимую помощь.
Следующий вопрос, освящавшийся в состоявшемся интервью - степень заинтересованности современных виртуальных читателей, их духовные потребности и здесь интернет может выступать в роли духовного источника самообразования, а не просто интересного, но порой бесполезного времяпровождения. Даже если человек познакомиться с мыслями изложенными священником для широкого числа пользователей он может с чем-то не согласиться или пообщаться из естественного человеческого любопытства, но в любом случае эффект несомненен, так как обязательно сохраниться положительное впечатление и полезная информация. Да и сами священники не останутся в стороне о тех проблем, которые по-настоящему волнуют современное общество. И здесь особенное значение имеет созданный аккаунт в Живом Журнале, хотя и сам создатель этого средства информации вначале просто не знал о существующей потребности, и здесь именно молодое поколение указало на такую необходимость. Ежедневная практика каждого священнослужителя насчитывает большое количество довольно сложных жизненных историй, где совет духовного наставника оказал свое решающее значение. А издавая их в интернете, есть возможность оказать помощь большему числу нуждающихся найти душевное равновесие в самом себе. Именно поэтому никакого заранее запланированного проекта не было, все решила сама жизнь, и кто-то другой все спланировал и направил, значит таков Промысел.
Интересно было бы знать отношение Отца Александра к пользователям Интернет, которые в первую очередь приходят на современный сайт для развлечения в виде общения, в том числе любовного и не является ли это своего рода попыткой избежать проблем и жизненных трудностей. На этот вопрос священник ответил, что не пытался так широко ставить вопрос, он просто оказывает помощь непосредственно тем, кто в ней нуждается и ищет пути решения. И общее движение можно направить, только работая с каждым человеком в отдельности. В современном мире на самом деле трудно найти того кто способен просто выслушать и поговорить откровенно, не боясь выглядеть слабым и ранимым. Книга «Плачущий ангел» наполнена именно живыми и реальными образами. Так оно есть в действительности, все герои имеют реальных прототипов и именно потому, что священник не видит себя в роли профессионального писателя, хотя и пользуется некоторыми литературными приемами. Всегда хочется немного приободрить читателей и немного приукрасить реальную жизнь, поэтому некоторые действующие лица живут и здравствуют, тогда, как в жизни финал мог быть несколько иным. Главное это довести до сознания некую важную мысль, правильно и понятно ее изложить, лишь немного отступая от реальности.
Исторически сложилось мнение, что священник-писатель это что-то необычное и ранее представителей такого литературного жанра насчитывались единицы, но именно в настоящее время священники почувствовали необходимость искать новые способы общения с читателем, и можно сказать развилось новое литературное направление. Священнослужитель-писатель насколько необходимо такое направление в первую очередь самим священникам?
Это сугубо индивидуально и исходит и душевных потребностей, служа Церкви через определённый период, каждый священник чувствует необходимость провести своеобразную черту и переосмыслить свою деятельность, насколько она была востребована окружающими и производила ли ожидаемой воздействие. И Отец Александр не исключение, в свои 50 лет период духовной зрелости эта потребность имеет значение в первую очередь для себя самого и творческая деятельность своеобразное подведение итогов, без которых просто невозможно двигаться дальше. Писателей священнослужителей в действительности немного и насколько их творчество необходимо можно будет судить только по откликам читателей.
Имеет ли священник - писатель какие-либо преимущества перед светскими представителями творческой профессии? Именно священники наиболее подходят на роль наставников, перед которыми можно безбоязненно обнажить свою душу и именно у священников появляется уникальная возможность получить психологический опыт, необходимый в дальнейшем ежедневном служении, что позволяет психологически точно показывать характеры в писательской деятельности. Профессиональные писатели-священники получаются, как правило, из тех, кто до своего церковного обращения уже имеет некоторый опыт творчества и их немного, их имена широко известны. Среди общественных деятелей пишущих на церковную тему есть мастера слова, но они в большинстве случаев освещают лишь определённые события, не оказывая большого влияния на человеческую духовность. Это нельзя считать недостатком, прежде чем влиять на общественное духовное развитие и направлять людские души опыт обязательное условие, а его нельзя накопить за один день, это процесс десятилетий, только если священник готов к такой деятельности, это не возможно не заметить в его произведениях.
Писатели уже отвыкли пользоваться бумагой и черкать черновики десятками. Экран монитора объединил всех представителей этой профессии, и священники не стали исключением. Но здесь тот же творческий процесс сначала пишешь, потом через несколько дней переосмысливаешь, вносишь исправления и уже готовый исправленный вариант отправляешь в издательство. И даже в готовом виде изданная книга зачастую вызывает желание все переделать и переписать заново.
Многие сюжетные линии произведения «Плачущий ангел» не остались в стороне от рассмотрения таких острых проблем современного общества как бездуховность, пьянство и ужасающее падение нравственности. Каждый писатель по-своему видит проблему и ее причины.
Бездуховность - следствие отсутствия жизненных целей и бессмысленности существования.
Отцу Алексею был задан вопрос и о состоянии современной деревни, каковы особенности жизни за пределами Московской кольцевой дороги в первую очередь в плане духовности.
Как священник несущий свою службу в дальнем, но Подмосковье он отметил, что основную часть жителей его прихода составляют москвичи, выезжающие на свои дачные участки. Если иметь в виду только постоянных жителей, то это довольно небольшая община верующих людей, именно они особая гордость священника, с ними приятно жить и в их окружении можно закончить свое земное существование. Для того чтобы спасти деревню, вывести ее на новый путь, в первую очередь нужно обратить внимание на ее духовное исцеление. Но есть ли еще для этого время?
Без возрождения духовности вообще нет никакого движения вперед. Если у народа нет веры, не будет ориентира направляющего его движение, и куда в таком случае можно прийти? Но численность населения в селах стремительно сокращается и времени что-либо изменить практически не остается, нужно действовать уже сейчас. Патриарх и священнослужители делают все, что от них зависит и даже больше, но этого все равно недостаточно. Именно нам, сельским священникам, необходимо начать движение навстречу и самим стучаться в каждую дверь и каждую душу, только так и можно успеть, и начать в первую очередь необходимо именно с молодого поколения. Именно они еще не испорчены и открыты миру. Отсутствие закостеневшего равнодушия во многих юношах и девушках внушает надежду на успех. И творчество священника может стать тем индивидуальным ключиком к сердцу и душе, в каждом рассказе можно почерпнуть что-то свое очень личное и нужное. Центром возрождения должны стать сами сельские православные общины. Духовное сообщество, возглавляемое священником, может объединить и сплотить жителей деревни. В этом будущее.
Чем на сегодняшний момент так привлекает интернет? Здесь вы не чувствуете себя одиноким и ненужным, в общем все то что способно дать сообщество духовно близких людей.
Интересно былo выслушать мнение о современной любви и утрате истинного ее смысла. Такое светлое и возрождающее чувство, которое носит фундаментальный характер для дальней жизни. В действительности любви, казалось бы, достаточно, но здесь необходимо очень четко разграничить характер любви. Настоящее чувство подразумевает в первую очередь любовь к окружающему миру, а не к своей персоне, настоящая любовь призывает жертвовать, возможно, даже собственной жизнью для истинной цели.
«Бог и есть любовь», что подтверждается Его гибелью на кресте во имя человечества, которое возможно этой жертвы и недостойно. Чтобы иметь возможность любить, нужно обладать для этого духовными способностями, без признаков эгоизма и именно эта любовь крайне редкое и поэтому особо ценное сокровище. И тому, кто просто стал свидетелем такого природного дара, уже повезло хотя бы порадоваться и от этого тоже стать чуточку счастливее. Ведь истинная любовь не только радует тех, кого одарила своим вниманием, но создает светлую атмосферу вокруг себя.
По материалам сайта "Православие и мир", статья священника Александра Дьяченко "Дефицит любви"