Знакомство А. Блока с актерами театра В. Ф. Комиссаржевской произошло в 1906 году, и его внимание привлекла молодая актриса Наталья Николаевна Волохова. Любовное увлечение поэта выразилось в создании драматического произведения «Незнакомка», продолжением стали сборник лирики «Снежная маска» и «Земля в снегу» -
Вьюга пела,
И кололи снежные иглы.
И душа леденела.
Ты меня настигла.
Ты запрокинула голову в высь.
Ты сказала: «Глядись, глядись,
Пока не забудешь
Того, что любишь».
И указала на дальние города линии,
На поля снеговые и синие,
На бесцельный холод.
И снежных вихрей поднятый молот
Бросил нас в бездну, где искры неслись,
Где снежинки пугливо вились.
Какие-то искры,
Каких-то снежинок неверный полет…
Как быстро – так быстро
Ты надо мной
Опрокинула свод
Голубой…
Метель взвилась,
Звезда сорвалась,
За ней – другая…
И звезда за звездой
Понеслась,
Открывая
Вихрям звездным
Новые бездны.
В небе вспыхнули темные очи
Так ясно!
И я позабыл приметы
Страны прекрасной –
В блеске твоем, комета!
В блеске твоем, среброснежная ночь!<…>
Возможно, именно внутреннее состояние сказалось на поэтическом мастерстве поэта, которое особенно виртуозно нашло свое отражение в «Снежной Маске». А. Блок получает большое количество восторженных откликов любителей поэзии, его аудитория постоянно расширяется.
Его жена Любовь Дмитриевна пережила на тот момент большую утрату - смерть своего отца Д.И.Менделеева, который оставил ей некоторые средства, что дает возможность оплачивать частные уроки актерского мастерства. Сбывается мечта ранней юности. В 1908 году ей предоставляется возможность выйти на сцену и предстать перед зрителями. В этот период, давно зревший конфликт между В.Ф. Комиссаржевской и В.Э. Мейерхольдом закончился полным разрывом, и режиссер покинул театр, вместе с ним ушла и часть творческого коллектива. Была предпринята попытка создать свой театр. В эту новую труппу и была приглашена Л.Д.Блок и специально для театральной карьеры взяла творческий псевдоним Басаргина. Первые театральные гастроли театра Мейерхольда состоялись в феврале 1908 года.
Любовь Дмитриевна целый год то возвращалась домой, то вновь уезжала, и дело было не только в любви к театру и актерской профессии, но возникшее охлаждение мешало восстановлению семейных отношениях. В 1909 году она родила ребенка – мальчика, которого нарекли Дмитрием. А. Блок был готов к воссоединению семьи и решил признать ребенка, но тот прожил недолго. Чтобы восстановить свое душевное состояние весной Блок отправляется в Италию. Новые впечатления вылились в новых стихах, что привело к созданию целой литературной линии, получившей название «Итальянские стихи». Они вызвали у читателей совершеннейший восторг своей новым отточенным стилем и настроением, точно передающим ощущение иной культуры.
Все, что минутно, все, что бренно,
Похоронила ты в веках.
Ты, как младенец, спишь, Равенна,
У сонной вечности в руках.
Рабы сквозь римские ворота
Уже не ввозят мозаик.
И огорает позолота
В стенах прохладных базилик.<…>
Безмолвны гробовые залы,
Тенист и хладен их порог,
Чтоб черный взор блаженной Галлы,
Проснувшись, камня не прожег.
Военной брани и обиды
Забыт и стерт кровавый след,
Чтобы воскресший глас Плакиды
Не пел страстей протекших лет.
Далеко отступило море,
И розы оцепили вал,
Чтоб спящий в гробе Теодорих
О буре жизни не мечтал.
А виноградные пустыни,
Дома и люди – все гроба.
Лишь медь торжественной латыни
Поет на плитах, как труба <…>
Ритм и музыка латинского стихосложения создает насыщенные и реалистичные образы, созвучные древнеримской истории. При этом иная культура совершенно естественным образом сочетается с нынешней, ничего не теряя, и лишь дополняя друг друга. К культуре современной на тот момент Европы Блок испытывал противоречивые чувства. Он искренне восхищался ее многовековой историей и испытывал сожаление по поводу надвигающегося культурного кризиса. Этот мотив очень явно прозвучал в строках –
Умри, Флоренция, Иуда,
Исчезни в сумрак вековой!
Я в час любви тебя забуду,
В час смерти буду не с тобой!<…>
Хрипят твои автомобили,
Твои уродливы дома,
Все европейской желтой пыли
Ты предала себя сама!
Но совместная поездка помогла восстановить психологическую гармонию и Блоку и его жене. Любовь Дмитриевна продолжала служить в театре и по-прежнему не отказывалась от гастрольных поездок, но в личной жизни период бурных эмоций сменился на тихое и мирное течение семейной жизни. Брак был сохранен.
«Ночные часы» следующий пятый поэтический сборник вышел в свет в 1911 году. В это время в России и не только развивались сильные революционные течения, в скоро наступившем угасании, которых основная часть прогрессивно настроенной интеллигенции и А. Блок в их числе видели свое поражение. В следующих словах передаётся ощущение безысходности и грядущего торжества зла
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века –
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь – начнешь опять сначала,
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
Это стихотворение написано
На сегодняшний момент историческими исследованиями Россия 1912 года признана экономически быстро развивающимся государством и годы предшествовавшие началу первой мировой войны считаются лучшими за все предшествовавшее столетие… Причины мрачного и гнетущего состояния скрываются в самом поэте. В этот период он создал значительно меньше произведений, но все они по-прежнему идеальны.
В 1911 году с началом лета Блок снова отправляется в продолжительную поездку по Франции, Германии и Голландии. Исколесив значительную часть Европы, Блок вновь обрел вдохновение, выразившееся в создании очередного творения «Роза и крест». Это драматическое произведение вначале задумывалось как балет-жизнеописание трубадуров из провинции Прованс, предполагалось использование музыки А.К.Глазунова. Но в процессе работы из балета сложилась драма. Главной нитью сценария стало мистическое учение розенкрейцеров, их символы роза и крест ассоциировались с жертвенностью и земными страданиями. Сюжет построен на отношениях любовного треугольника. Музыкальное разнообразие, в ритмах которого постепенно вырисовывается главная идея музыкальной драмы – главная сцена песня Гаэтано наполнена трагизмом и мистическими предчувствиями. Постарайтесь почувствовать и вы наверняка услышите <…>
Сдайся мечте невозможной,
Сбудется, что суждено.
Сердцу закон непреложный –
Радость-Страданье одно!
Путь твой грядущий – скитанье,
Шумный поет океан.
Радость, о Радость-Страданье, –
Боль неизведанных ран!
Всюду беда и утраты,
Что тебя ждет впереди?
Ставь же свой парус косматый,
Меть свои крепкие латы
Знаком креста на груди!
Ревет ураган,
Поет океан,
Кружится снег,
Мчится мгновенный век,
Снится блаженный брег!
Общее настроение подхватывает и увлекает за собой.
Со своим последним любовным увлечением А. Блок познакомился в марте 1914 года. Любовь Александровна Андреева-Дельмас предстала перед ним в роли Кармен из музыкального произведения Ж. Бизе с таким же названием. Все сильные душевные переживания этого периода нашли свое отражение в любовной лирике.
Как океан меняет цвет,
Когда в нагроможденной туче
Вдруг полыхнет мигнувший свет, –
Так сердце под грозой певучей
Меняет строй, боясь вздохнуть,
И кровь бросается в ланиты,
И слезы счастья душат грудь
Перед явленьем Карменситы.
Поэтический сборник «Кармен» и часть произведений «Арфы и скрипки» А. Блок создал под влиянием чувств к актрисе. С Л.А.Дельмас связывается и произведение «Соловьиный сад», созданное в 1914-1915 г.г. здесь использован мифологический прием, основной сюжет которого заключается в истории пленения главного героя колдуньей и его героическом спасении из плена. И одним из основных источников стала древняя легенда об Одиссее, на основе данной сюжетной линии создано и либретто из оперы «Парсифаль» Вагнера, основные действующие лица, главный герой и волшебница Кундри, встречаются в таинственном саду.
В начале 20 века особой популярность пользовалась поэма «Лилит», автор М.Лохвицкая, основанная на библейских преданиях, сюжет повествует о богине любви и смерти, которая своей роковой силой сбивает странников с пути и приводит в волшебный сад, где они обречены на вечное заточение. Это мистическое повествование с разнообразными вариантами сюжетов нашли свое отражение в произведениях Гумилева и Сологуба. Но у Блока хозяйка волшебного сада окружена плотной завесой таинственности и ее намерения остаются скрытыми. Она даже готова отпустить героя на свободу, он сам делает свой главный выбор и предпочитает свободу и борьбу за существование сладкой и чарующей праздной жизни в волшебном саду.
Расставание с садом у Блока означает его личное прощание со свободой творчества и своей индивидуальной манерой. У поэта период мрачных и депрессивных настроений, истоки которых кроются не в творчестве, которое на этот момент отличалось совершенством, а глубоко личными переживаниями. Его преследуют мысли о том, что именно творческое совершенство является основанием отказа от продолжения работы над новыми произведениями, так как создать что- либо еще более значимое вряд-ли возможно. Только кардинальные перемены в себе самом или окружающем мире способны изменить ситуацию и подтолкнуть поэта в дальнейшей работе. Его работа над поэмой « Возмездие» так и осталась незавершенной. В ноябре 1909 года Блок выехал в Варшаву и здесь поэта настигает известие о смерти отца. Его личные переживания переплетаются с тревожными мыслями о грядущей судьбе России.
Сюжет «Возмездия» в предисловии описан довольно смутно, но на фоне всего остального творчества выглядит как признание своих ошибок и необходимости серьезных изменений всего образа жизни. Эти внутренние переживание и привели к признанию оправданности революционных процессов. И всеобщее понимание России для Блока нашло свое отражение в строках –
Грешить бесстыдно, непробудно,
Счет потерять ночам и дням,
И с головой от хмеля трудной
Пройти сторонкой в Божий храм.
Три раза преклониться долу,
Семь – осенить себя крестом.
Тайком к заплеванному полу
Горячим прислониться лбом.
Кладя в тарелку грошик медный,
Три да еще семь раз подряд
Поцеловать столетний, бедный
И зацелованный оклад.
А воротясь домой, обмерить
На тот же грош кого-нибудь,
И пса голодного от двери,
Икнув, ногою отпихнуть.
И под лампадой у иконы
Пить чай, отщелкивая счет,
Потом переслюнить купоны,
Пузатый отворив комод.
И на перины пуховые
В тяжелом завалиться сне…
Да, и такой, моя Россия,
Ты всех краев дороже мне.
Стихотворение отражает всю глубину переживаний за судьбу свое страны, он готов принимать ее настоящую, даже в самые сложные и противоречивые исторические периоды развития. Блок предстает перед нами истинным патриотом свое родины. Многие демократические преобразователи, как в прошлом, так и в настоящем времени предпочитают обличать пороки общества и любить только идеальный образ России, созданный искусственно, гораздо сложнее любить подлинную реальную страну со всеми ее проблемами и недостатками. Именно стихи о России занимают в творчестве Блока центральную позицию.
Блок действительно пытался бросить поэзию. Для этого он поступил на военную службу и провел почти год на строительстве позиций под белорусским городом Пинск. Блок служил табельщиком с июля 1916 года по март 1917 года.
Революционные февральские события вызвали восторженный отклик всего образованного общества, но последующие кровавые события посеяли растерянность и испуг. Блок же напротив испытал душевный подъем и прилив вдохновения, которое носило поистине мистический характер.
Блок ощутил свою гениальность после публикации поэмы «Двенадцать». Но насколько это ощущение было оправданным, именно в этом случае литературные критики не определились до сих пор. Блок ведь сам считал, что он слишком хорош и его профессионализм и талант не подлежит никакой критике. В какой-то мере создание поэмы «Двенадцать» можно считать движением вперед, если принимать за правило, что поэзия должна «двигаться вперед». Здесь присутствуют совершенные литературные формы, мастерски применяются разнообразные и богатые формы. Блок попытался привнести в поэзию разговорный язык своей современности. Но если язык поэзии и должен пользоваться новыми формами. То еще можно поспорить о том, насколько это оправданно и в какой степени необходимо. Большое историческое значение данного произведения – и это признанный факт. Но по настоящий день найдется ограниченное число истинных ценителей поэзии, которые читали «Двенадцать» для удовольствия. Поэма как предвидение, это высказывание тоже крайне спорно. Несомненно, каждое художественное произведение предполагает возможность широкого толкования, которое даже будет противоречить позиции автора. Блок надеялся присутствовать при рождении нового мира и ошибся. Образ Христа, возникающий в конце поэмы все же довольно значителен. Блок пишет: «Религия – грязь. Страшная мысль этих дней: не в том дело, что красногвардейцы «не достойны» Иисуса, который идет с ними сейчас; а в том, что именно Он идет с ними, а надо, чтобы шел. Другой» (Собр. соч. в 6-ти тт. Т. 5. С. 239). Под Другим, вероятно, предполагается Антихрист. Но участи стать Царством зла России удалось избежать, не помогли никакие карательные меры и ухищрения пришедших к власти. И даже временным господством над разумом значительной части населения истребить вековую христианскую сущность не удалось. Атеизм провозглашался на собраниях, христианским законам истинные последователи предпочитали следовать в душе, не выставляя напоказ. Здесь Блок оказался настоящим пророком, даже сам того не подозревая. Именно так воспринимал поэму «Двенадцать» московский архимандрит Сергий (1899-1977) настоящих подвижник благочестия, удостоив ее своими многочисленными положительными высказываниями.
В это время выходит в свет известная статья «Интеллигенция и Революция», автором тоже был Блок. Статься поражает своей наивностью, автор ставит абсолютно невыполнимые и оттого нереальные задачи. Он желает: «Устроить так, чтобы все стало новым; чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, веселой и прекрасной жизнью» (Блок А.А. Собр. Соч. 8-ми тт. Т. 6. С. 12). Если бы такие пожелания высказал неопытный молодой поэт, это было бы понятно и оправданно, но зрелый и опытный человек, обладающий развитым умом и образованностью, в такой ситуации выглядит несколько странно. Нельзя не понимать, что каждый человек может пытаться изменить только свою судьбу и ни в коем случае не посягать на право другого человека все решать для себя самостоятельно. Для кого-то жизнь лживая и скучная, для кого-то совершенная и логичная. Кардинально противоположное понимание жизни у палача и его жертвы, у волков и овец. Жизнь для одних и ужин для других. Кто как не Блок должен был в этом разбираться. Скорее всего, дело тут именно в кризисе личности, попытках переосмыслить свою жизнь. В этот момент поэту особенно была необходима вера в положительное преображение окружающего мира, на это хотелось опереться, что бы получить возможность двигаться дальше.
Нередко атеистические высказывания Блока сопровождаются глубокими христианскими переживаниями по поводу постигших страну бедствий, которые воспринимаются как заслуженное возмездие. Узнав, что революционно настроенные крестьяне разорили его родовое поместье, он пишет следующие строки: «…демонизм есть сила. А сила – это победить слабость, обидеть слабого. Несчастный Федот изгадил, опоганил мои духовные ценности, о которых я демонически же плачу по ночам. Но кто сильнее? <…> Я сильнее и до сих пор, и эту силу я приобрел тем, что у кого-то (у предков) были досуг, деньги и независимость. <…> Да, я носил в себе великое пламя любви <…> когда я носил в себе эту любовь, о которой и после моей смерти прочтут в моих книгах, – я любил прогарцевать по убогой деревне на красивой лошади; я любил спросить дорогу, которую знал и без того, у бедного мужика, чтобы «пофорсить», или у смазливой бабенки, чтобы нам блеснуть друг другу мимолетно белыми зубами <…> Все это знала беднота. Знала она это лучше, чем я, сознательный. Знала, что барин – молодой, конь статный, улыбка приятная, что у него невеста хороша и что оба – господа. А господам, – приятные они или нет, – постой, погоди, ужотка покажем. И показали. И показывают» (Собр. соч. в 6-ти тт.) Тяготы времен последовавших за революционным периодом он воспринимал как заслуженное наказание и переносил, терпеливо не жалуясь.
В 1918 году Блок пишет произведение «Скифы» - его пророческий смысл также вызывает споры, но высказывание на основании многолетнего осмысления процесса движения России и довольно серьезные и историко-философские выводы об общественной нравственности заслуживают серьезного внимания.
Мы любим все:
и жар холодных числ,
И дар божественных видений,
Нам внятно все: и острый галльский смысл,
И сумрачный германский гений…
Характер утопии в «Скифах» дает возможность довольно точно оценить кризисные тенденции в европейской культуре. Национальная русская идея как альтернативный вариант западному общественному развитию, чья буржуазная пресыщенность пугала поэта больше чем революционный террор и бойня гражданской войны. И заметив в новых советских условиях, ростки все той же буржуазной направленности Блок вынужден был признать собственное бессилие, что стало началом конца. Творческий взлет 1918 года длился недолго. После окончания революционной эйфории Блок уже не слышал творческого музыкального звучания.
Стихотворение «Пушкинскому дому» в современной поэзии считается своего рода поэтическим завещанием. Это был 1921 год.
<…> Пушкин! Тайную свободу
Пели мы вослед тебе!
Дай нам руку в непогоду,
Помоги в немой борьбе!
Не твоих ли звуков сладость
Вдохновляла в те года?
Не твоя ли, Пушкин, радость
Окрыляла нас тогда?
Вот зачем такой знакомый
И родной для сердца звук
Имя Пушкинского Дома
В Академии наук.
Вот зачем, в часы заката
Уходя в ночную тьму,
С белой площади Сената
Тихо кланяюсь ему.
У Блока развилось серьезное заболевание – воспаление сердечных клапанов. Его состояние осложнялось психическим расстройством, поэт страдал духовно и физически.7 Августа 1921 года сердце Блока перестало биться. Похоронен Блок 10 августа 1921 года в день праздника Смоленской иконы Божией Матери – на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге. И это символическое сочетание. Творчество поэта посвящено пути, и его собственный земной путь окончен под покровом Божией Матери Одигитрии – Путеводительницы, где он обрел пристанище, правда, не вечное. В 1944 году было принято решение о перезахоронении на Волковом кладбище, по свидетельствам очевидцев могила была пуста. Но официальным местом захоронения по настоящее время считается Волково кладбище.
Еще один значимый факт был отмечен в 1921 году. Старец Нектарий Оптинский, когда Надежда Павловна попросила вознести молитву об умершем поэте, предал матери Блока следующее: Будь благонадежна. Александр в раю». (см. об этом: Ильюнина Л. Оптина пустынь и русская культура. – Оптина пустынь. Православный альманах. Вып. 1. СПб., 1996. С. 60)
Подтвердить или опровергать данное событие не может никто. И сыграла ли роль в жизни и судьбе Блока молитва преподобного Нектария тоже неизвестно. Но люди говорят, а кто не хочет, тот не слушает.
По материалам сайта "Православие и мир", статья "Александр Блок. Тишина после музыки"