К большому сожалению, в действительности встреча Зигмунда Фрейда и Клайва Льюиса не состоялась. Хотя их диспут мог бы стать для нас крайне интересным, ведь философия этих гениев является оплотом современности. Профессор клинической психологии Арман Николи решил «осуществить» их «знакомство» в своих лекциях.
В самом начале своей преподавательской карьеры психолог Арман Николи был ярым последователем работ великого Зигмунда. Он начал читать курс лекций по Фрейду еще работая в Гарвардском университете. Однако вскоре студенты взбунтовались: лекции были целиком и полностью посвящены материалистической теории Фрейда. Хотя они находили эту теорию крайне интересной, возмущения были вызваны, прежде всего, ее однобокостью. Сам Николи вспоминает: "Мои студенты все время интересовались, существует ли оппонент у Фрейда, который был бы достоин великого философа… И в то же время отстаивал бы религиозное мировоззрение обывателей, критикуемое «королем психологии».
Кто же, в принципе, мог поспорить бы с Зигмундом Фрейдом? Ответ на этот вопрос Арман Николи искал очень долго, но все-таки нашел…
Он вспомнил свою настольную книгу, книгу, которая в буквальном смысле изменила его жизнь. Еще будучи молодым, начинающим врачебную карьеру специалистом, Арман нашел в больничной библиотеке оставленный кем-то томик. В то время его мучили ужасные боли, которые и заставили бросить свою практику. «Страдания» Клайва Льюиса Николи читал надеясь превозмочь собственные страдания. Да, он не стал лечащим врачом, но переборол недуг. Неудивительно, что Арман Николи надолго запомнил имя своего «книжного спасителя» Льюиса.
«Вначале я воспринял простоту и ясность книги Клайва Льюиса за поверхностность работы, но лишь по прошествии значительного времени понял ее силу и глубину».
Попробуем сравнить двух антагонистов двадцатого века – Зигмунда Фрейда и Клайва Льюиса. Сделать это будет непросто, но мы постараемся.
Зигмунд Фрейд – человек удивительно сложной судьбы, наполненной массой трагических событий. Он родился в семье еврейского адвоката, причем был третьим ребенком в семье. В середине девятнадцатого века семья из-за финансовых проблем перебралась в Австрию (Вену), где будущий первооткрыватель и прожил большую часть своей непростой жизни. У него было шесть детей и любимая жена, дочь Анна стала продолжательницей его учения (разработала систему детского психоанализа). Его многие недолюбливали.
В тридцатые Фрейду стало очень тяжело – в ходе гонений Третьего Рейха на евреев он потерял множество близких. Не стоит забывать и о том, что с 1923 года Фрейд серьезно болел – рак неба и 33 операции может перенести далеко не каждый… Но Зигмунд терпел и до самого конца проводил свои бесконечные исследования. В 1938 году начались гонения нацистов на самого Фрейда. Его поддержали многие влиятельные люди, американский президент Рузвельт и кипрская принцесса Мари Бонапарт, которые заплатили за него невероятно огромную по меркам того времени сумму – 4 тысячи долларов. Он бежал в Лондон, но болезнь ударила еще сильнее. Тогда Зигмунд Фрейд решил прибегнуть к модной в то время эвтаназии. Его друг вколол ему тройную дозу морфина. И великий философ заснул вечным сном… Он был кремирован – похоронен, как того хотел сам, без лишних почестей.
Наверное, большинство из нас не задумывается о том, что эго, невроз и психоз – термины Фрейда. Он всегда был безбожником, недаром многие называют его «величайшим атеистом XX века». Его философия привлекает чуть ли не больше внимания в настоящее время, чем основные труды по психоанализу. Зигмунд внес невероятный вклад в обмирщение общества. Секуляризация, безбожие нашего общества сложно представить без его ценностей. Он всегда критиковал религию, считая ее, по меньшей мере, бессмысленной. «Если человек верит необъяснимым и непонятным религиозным тезисам, то не стоит удивляться его глупости».
Клайв Льюис умер на 26 лет позже еврейского австрийца. Он был на поколение младше Фрейда, придерживался его философии и зачастую пользовался аргументами открывателя теории сновидений. Клайв Льюис до поры до времени был атеистом. Однако, в отличие от своего будущего антагониста, его все-таки настигло религиозное «просветление». Философия Клайва Льюиса стала формироваться после общения с известным ныне писателем Толкиеном (да-да, именно он написал сагу о хобиттах, ставшую особенно известной после экранизации фильма «Властелин колец»). Продолжительные беседы с Толкиеном сделали свое дело. Как вспоминал Льюис в своей книге «Настигнут радостью»: «Когда мы с Джоном отправлялись в зоопарк на мотоциклах, я не верил в Бога, но как только мы приехали, я твердо знал – Иисус – сын Божий».
Арман Николи решил использовать в курсе своих лекций интересный ход – представить Клайва Льюиса оппонентом Зигмунда Фрейда. «Вспоминаю первую лекцию. Студенты были крайне оживлены – ведь сама задумка была настолько необычна… Каждый хотел активно поучаствовать в обсуждении, все были вовлечены в эту игру».
Николи приобрел широкую известность как раз в связи с этим интересным ходом, его семинары стали пользоваться огромным успехом у студентов. Арман Николи считает, что обсуждаемые на практических занятиях философские проблемы крайне важны для студентов медицинских университетов. Ведь каждый из них в будущем врач, и поэтому он должен понимать психологию пациента, которого мучает один-единственный вопрос: «Почему же Бог со мной так поступил?»
Арман Николи сам живет данной проблемой на протяжении долгих лет. По материалам семинарских дискуссий профессор написал книгу «Проблема Бога: полемика К.С. Льюиса и Зигмунда Фрейда о Боге, любви, сексе и смысле жизни». Он построил книгу в довольно интересной форме – на каждый аргумент Фрейда он предлагает контраргумент антагониста. Также в этой книге Николи пытается дать ответ на вопрос – кто же счастливее из них, кто больше доволен своей судьбой, кто большего постиг за свою жизнь. Ответ на первый вопрос, пожалуй, очевиден – именно Клайв провел более счастливую жизнь. А вот ответы на другие вопросы дать совсем не так просто… Да мудрый профессор Николи и не пытается взять на себя роль последней инстанции. Он старается не давать твердых ответов, но стремится подвести к ним читателя. После прочтения книги «Проблема Бога: полемика К.С. Льюиса и Зигмунда Фрейда…» у любого возникнет масса вопросов и мыслей, требующих скорейшего разрешения. А муки поиска ответа – самая полезная умственная работа, как известно!..
Студенты часто спрашивают Николи о том, чьей позиции придерживается он сам. Многие из них считают, что он обязан быть материалистом ввиду своей профессии. Другие, не склонные к подобной однобокости и придерживающиеся духовной картины мира, занимают противоположную точку зрения. Быть может, это и вовсе вечный спор?.. Сам Арман считает, что его задача – привить студентам умение здраво мыслить и быть объективными во всех ситуациях.
Литературный критик Кен Геверц очень высоко оценивает труды Клайва Льюиса. «Зигмунд Фрейд всегда считал набожность явлением, тождественным невежеству. Он думал, что только недостаточно образованные и неумные люди могут смириться со всеми «несостыковками» религии. Льюис же собственным примером показал, что образованный человек может верить в Бога. Ведь сам Льюис стал верить уже в зрелом возрасте, на основе полученных знаний. Он внимательно изучил Новый Завет, писанный на греческом языке (им он овладел в студенчестве). После крайне трудоемкого периода сбора данных и долгих лет серьезных размышлений, Клайв Льюис пришел к окончательному выводу: Иисус был именно Тем, за Кого Себя выдавал.
Книга Армана Николи вызвала широкий массовый отклик. Все это очень скоро привело к тому, что по мотивам книги был снят четырехсерийный фильм. А совсем недавно в Америке вышел в свет спектакль «Последний сеанс Фрейда», в котором Клайв и Зигмунд встречаются перед самым началом Второй Мировой Войны. Как пишет в своем блоге епископ Серафим: «Очень трудно разыграть на театральной сцене дискуссию о Боге, очень непросто сделать из такой философской темы драму. Так интересно наблюдать за борьбой двух непримиримых позиций… И все же, если у Человечества есть будущее, то этот конфликт все-таки должен разрешиться».
Мы уверены, что спектакль и книга Армана Николи вызовут массу споров и размышлений у читателей и зрителей. Может быть, кто-то из них найдет в них для себя нужные для дальнейшего развития вопросы, и, как следствие, нужные ответы на них.
По материалам сайта "Православие и мир", статья А. Даниловой
"О чем спорили Фрейд и Льюис?"