С 28 ноября по 1 декабря в Вологде проходил III открытый кинофестиваль неигрового и анимационного кино для детей и юношества «Фрески Севера» имени режиссера Юрия Половникова. О документальном конкурсе фестиваля рассказывает корреспондент "НС" Андрей Кульба.
"Не свет, не тьма, а что-то между"
Трудно быть молодым, если кто забыл. "Не свет, не тьма, а что-то между" -- как говорит о своей жизни герой фильма "Угольная пыль". И во всех фильмах фестиваля у молодых героев полно невзгод. Судьба "тяжелой рукавицей прививает любовь", как поет в одном из фильмов Егор Летов, а вместо мировоззрения у большинства -- горсть осколков.
На фоне такой "осколочной" панорамы позиция над схваткой, занятая фильмом Квирикадзе "Святой Георгий", показалась жюри достойной Гран-при фестиваля (или приза губернатора Вологодской области). Эта работа известного сценариста свидетельствует о том, что святого великомученника Георгия считают покровителем как христиане, так и в мусульмане. Сам автор фильма трезво оценивает решение жюри " Всё время, пока я жил в Грузии, волей-неволей святой Георгий меня сопровождал. С самого раннего детства, с первых моих воспоминаний. Я помню бабушку, которая меня водила в церковь, помню стояние около иконы святого Георгия. А потом я повёл изрядно бурную жизнь, отвернувшись от всего того, что я сейчас перечислил, но все равно я к этому святому вернулся. Совершенно неожиданно замечательная студия «Православная энциклопедия» предложила мне написать сценарий к фильму о житии святого Георгия. Потом встал вопрос о том, кто будет снимать. Я десять с лишним лет назад ушёл из режиссуры и пишу сценарии. Не знаю, хотелось ли мне вернуться в режиссуру, большой промежуток всегда делает человека бессильным - он боится взобраться на ринг. И в этот момент святой Георгий что-то со мной совершил. Я рискнул, бросился в атаку, и два месяца снимал в Англии, в Грузии, в России, в Италии (в одном из эпизодов у нас -- Тонино-Гуэрро). А когда вошёл в материал, узнал, что в мусульманских странах святой Георгий такой же покровитель. Может быть, он станет объединяющим началом в нашем растерзанном мире. Когда мы снимали, он незримо присутствовал. И я понимаю, мой фильм победил только потому, что святой Георгий -- он Победоносец."
Самым интересным из фильмов о трудной жизни молодых оказался фильм, который получил 1-ый приз, -- "Угольная пыль" студентки последнего курса ВГИКа Марии Миро. Эта лаконичная работа рассказывала о жизни шахтеров в г.Копейске Челябинской области. Здесь каждому через 10 лет работы под землей гарантировано заболевание легких. Городок шахтеров постоянно подтапливают грунтовые воды, прямо под досками пола под домами стоит вода; если ее не откачивать, город поплывет. В 90-х, когда были задержки с зарплатами, «многие кончали самоубийствами, не выдерживали и прыгали в ствол». В 2006г у главного героя фильма, молодого шахтера, зарплата была 2650 руб, у его отца и деда еще меньше. Переменить что-то в судьбе никто не решается, неизвестно, не станет ли хуже. Правда, трагическому монологу в картине противоречил сам видеоряд. По экрану проходили мужественные люди, эффектные планы на поверхности сменялись динамичной съемкой в шахте(невольно приходилось задумываться, сколько оборудования нужно было затащить на глубину, чтобы так красиво осветить все сцены). В конце фильма было дано посвящение деду, горному спасателю, что неожиданно придало фильму дополнительное измерение. Почему посвящение в конце, а не в начале? ": "Я не хотела делать акцент на том, что это и моя личная история, -- ответила корреспонденту "НС Мария Миро. -- Хотя Копейск -- родной город моей мамы, я много раз там бывала в детстве и жила среди рассказов о шахтерских буднях".
Кустарь Митрич
Колокольни Спасо-Прилуцкого монастыря немного наклонены. "Это в недавно восстановленных обителях, вроде Свято-Никольской в Переславле, все прямо, ровно -- средневековое "евро".А у нас все настоящее, северорусское, чуть неровное, -- говорит иеромонах Александр, бывший учитель физкультуры, а теперь насельник монастыря. "Это похоже на северорусский характер -- немного угловатый, медленный. Сначала не поднимешь, а поднимешь -- не положишь".
В Вологде почти каждую, даже самую невзрачную улочку или переулок , венчает храм. Вид на Ильинскую церковь (построена в 1698 г.). Фото Дмитрия Шеварова
Архитектурный лад невысокого центра Вологды нарушают штифты новостроя. «Был дом с мезонином, а стал с магазином» -- комментирует отец Александр. Лен для знаменитых вологодских кружев (правда, не для тех, что здесь предлагают на каждом углу) привозят из Франции. Резной палисад -- из старого хита -- с подлинными вологодскими изводами в городе всего один. Но все-таки что-то важное здесь сохранилось. Треугольные пирожки, подобные тем, что можно увидеть на одном из средневековых образов в местном музее (ими патриарх Авраам потчует трех Ангелов), продают на вологодских улицах. На звоннице Вологодского кремля 25 -- полный набор -- колоколов. У кое-кого из жителей все еще непередаваемый северный говорок и манера пересыпать речь прибаутками: «Вера не в бревнах, а в ребрах» (через е), "Ищи жену не в хороводе, а в огороде". Здесь благодатный воздух, из-за чего окрест рождаются или поселяются поэты и художники. И Ферапонтово -- в двух часах езды на автобусе. А там фрески Дионисия -- лазурь, свет и высота.Дионисий. Фреска Ферапонтова монастыря
" Вологда – это православный город. У нас принято в воскресение в храм. И там мы не захожане, а прихожане, -- говорит один из соучредителей кинофестиваля "Фрески Севера", глава вологодского департамента культуры Валентина Васильевна Рацко. -- Святитель Василий Великий сказал: «Не великие дела угодны Господу, а великая любовь, с которой они делаются». Когда мы организовывали наш фестиваль, мы надеялись, что он будет объединять людей, которые умеют делать свое дело с искренней любовью. Вот Митрич такой был".Зимняя Вологда. Вдали виднеется колокольня Гавриило-Архангельского храма (1759 г.). Фото Дмитрия Шеварова
Все дни фестиваля можно было услышать это имя -- Митрич. Так в Вологде называют вологодского кинодокументалиста Юрия Половникова, автора фильмов -- о вдовах ("Годовые кольца"), о монахах ("Остров спасения", главный приз фестиваля "Золотой витязь 2000 г.), о сельских учителях из Кадуйского района ("Чайка"). Корреспондент "НС" попросил рассказать о нем вологжанку киноведа Наталью Серову: "Митрич принадлежит к тем русским людям, к которым хорошо подходит американская формула «self-made man» – человек, который сделал себя сам. Он -- сирота, безотцовщина, очень рано потерял мать. Но видимо, Господь был милостив к нему, как-то очень рано Митрич прикипел к кино. У него была очень путаная и очень-очень трагическая жизнь. Но он быстро создал студию «Романтик», где объединил ребятишек, таких, как он, стал у них неформальным лидером. Есть выражение: «художник вышел из народа». Вот Митрич был художником, который никуда из народа не выходил. Как он был частью народа, так ею и остался. Потому что, закончив ВГИК – (отдельная история, как он туда попал, у него не было даже законченного среднего образования, его взяли за талант, который был очевиден в его любительских фильмах) - он выучился, стал настоящим, великолепным профессионалом. Но идея создания студии «Вологдафильм» оказалась трагической для него, потому что кино – это фабрика. Сделать фабрику в провинциальном городе невозможно. Он работал кустарем, а так работать очень тяжело. Но что удивительно – когда вы будете смотреть его фильмы, вы увидите, -- Митрич был всегда с самыми бедными, несчастными, незащищёнными . Можно было найти выигрышных героев -- людей, заметных, готовых заплатить. А он всегда был верен тем, кому хуже: брошенным учителям в школе, ребятишкам в колонии. Он был среди тех, кто ребятишек, у которых были приводы в милицию и даже колония за спиной, собирал и по-мужски водил в походы. И в этих походах, у костров они буквально оттаивали -- об этом фильм Митрича «Костры нашего детства».Это очень редкий тип русского художника. И умер он так трагически рано от того, что всего себя истратил. Не осталось никакого ресурса".