Ни для кого не секрет, что проблем в мире православной литературы – множество. Но в чем именно они заключаются? Какие из них наиболее серьезны? И можно ли их как-то решить? Вопросы, вопросы... Но кому их задавать? Тут нужен человек, который видит ситуацию в целом. Вот почему мы решили побеседовать об этом с руководителем известного православного издательства «Даръ» Георгием ГУПАЛО.
СПРАВКА:Георгий Михайлович Гупало родился в 1965 году, окончил исторический факультет ЛГУ, с 1990 года издает и реализует православную литературу. В 2005 году благодаря издательству «Белый город» создал православное издательство «Даръ». Женат. Награжден орденом преподобного Сергия Радонежского III ст. и многочисленными церковными грамотами.
Православная, но не литература
– Георгий Михайлович, сегодня часто звучат термины «православная» и «христианская» литература. Что же это все-таки такое? – Многие думают, что это только литература, напрямую говорящая о Боге и Церкви. Но это очень поверхностный взгляд. Христианским отношением к жизни может быть проникнуто и произведение, в котором ни слова не сказано о Христе. Возьмем, к примеру, русские народные сказки. Большинство из них учат любви, смирению и взаимопомощи – христианским ценностям! Есть совершенно изумительные книги, которые абсолютно точно можно назвать христианской литературой. Сегодня много споров вокруг Толкина. Но и он, и Клайв Льюис – бесспорно христианские авторы, все их творчество пронизано верой. То же самое можно сказать о Пушкине, Бунине, Солженицыне и многих других. Я сознательно называю столь разных авторов, живших в разные эпохи. Но всех их объединяет христианская культура, в которой они были воспитаны. К сожалению, сейчас нередко за христианскую литературу (и шире – за христианское искусство) принимают довольно примитивный суррогат. По-моему, прекрасной иллюстрацией такого творчества может служить один немецкий протестантский мультфильм, который я недавно видел. Живет себе семейство мышей. Вдруг неожиданно появляется кот и тянет к ним лапу. Мыши в страхе ждут гибели, но одна из них в последний момент заявляет: «Я знаю, как нам спастись! Нужно призвать имя Иисуса!» Они начинают славить Бога – и кот в страхе убегает. Не знаю, как в Германии, но у нашего человека такая примитивная форма проповеди ничего, кроме недоумения, не вызывает. Уж слишком она топорная, примитивная и убогая. Тем не менее, ее авторы уверены, что именно это и есть христианское творчество, – то есть оно должно напрямую говорить о Боге. И чем больше, сказано слово «Бог», тем фильм или книга считается более православной. У нас в России православная христианская культура существует тысячу лет. Но никогда ранее подобного примитива не было. К сожалению, сейчас появляется и у нас. В некоторых современных русских детских книжках доходит до того, что всякие зверушки поучают детей, ездят как богомольцы по монастырям, молятся и чуть ли не причащаются. По-моему, эти книги не просто плохо написаны, но вдобавок и кощунственны. А в литературе для детей – это вредно и с педагогической точки зрения. Если ребенку в детстве на примере зверушек объяснять, что от всех несчастий спасают «волшебные слова» «Слава Богу!» – не факт, что из него в результате вырастет христианин, а не фарисей.
– И в то же время существует серьезная литература, напрямую говорящая о Православии… – Безусловно! Это очень серьезный пласт культуры, который призван рассказать нам непосредственно о нашей вере. Я имею в виду духовную литературу: сочинения святых отцов, историю христианской церкви, рассказы о жизни святых... Все это крайне важно, все это дает людям представление о Православии. Но скажем прямо: такие книги привлекают далеко не всю читающую публику, а лишь тех, кто проявляет определенный интерес к религии. Потому и издание духовной литературы развивается не столь стремительно, как светский книжный бизнес. Но сегодня, когда Церковь получила определенную свободу, начали открываться монастыри и храмы, потребность в подобных изданиях становится особенно актуальной. Дорога к Богу – очень сложный путь, и для многих он пролегает через книгу. Значит, человек должен иметь возможность покупать книги, в которых можно прочесть правду, изложенную доходчивым и понятным ему языком. Ведь, к сожалению, многие из наших сограждан, даже те, кто регулярно ходят в храм и ведут православный образ жизни, никогда не читали святоотеческой литературы.
– Но часто книги, о которых Вы говорите, написаны как раз совершенно недоступным для нашего современника языком... – Когда младенец появляется на свет, его кормят сперва молочком, а потом кашкой. Никто не дает ему сразу жареного мяса. Так же, как школьнику не дают сразу учебник по высшей математике, а учат сначала элементарной арифметике. То же самое и с духовной литературой. Опыт Церкви огромен, но для его серьезного изучения нужно обладать определенными базовыми знаниями. Не стоит сразу хвататься за самую серьезную и умную книгу. Лучше сперва подготовиться, почитать что-то более простое, написанное миссионером-популяризатором, и только потом, накопив определенные знания, подходить к более серьезным вещам.
В книжном море нужен лоцман
– Почему же в церковном книжном магазине от православных продавцов такого совета не услышишь, да и квалифицированной помощи зачастую не получишь? – Это – самая серьезная наша проблема. Понимаете, дело ведь не только в том, что малознакомый с Православием человек приходит в магазин и не знает, что выбрать, поскольку слабо представляет себе, какая вообще существует духовная литература, что хорошо, а что плохо. Беда, что этого часто не знают и церковные люди, даже те, кто профессионально занимаются книгоизданием и книготорговлей. У нас в России сейчас множество издательств выпускает православную литературу. По разным оценкам, их от 50 до 150. Одни из них – действительно православные издательства, специализирующиеся именно на этой тематике, у других в основном светская направленность, а православные книги они издают от случая к случаю. Книг все они издают множество – и богословских, и исторических, и популярных, и художественных, и детских... Как во всем этом разобраться? Как оценить качество? Неизвестно. Сейчас этим практически никто не занимается. Равно как и просвещением книготорговцев. В итоге никто не знает, что у нас реально издается и что стоило бы издавать, что у нас хорошо, а что плохо. Поэтому и продавец зачастую не может ничего подсказать, а если и дает советы, то, случается, оказывает покупателю «медвежью услугу», подсовывая абсолютно ненужные ему книги, в которых тот, в лучшем случае, ничего не поймет. Увы, отношение к духовной литературе у современных православных, включая церковнослужителей, оставляет желать лучшего. Это наша серьезнейшая беда, с которой вряд ли удастся справиться в ближайшее время. Давайте говорить честно: церковным лавкам гораздо выгодней торговать утварью и свечами. Книги не приносят такого дохода, зато мороки с ними очень много и помимо всякой разъяснительной работы с потенциальным покупателем. Поэтому продавцы церковных лавок и те, кто на приходах отвечают за закупку для них товаров, зачастую стремятся любыми средствами «отбрыкаться» от предложений книготорговцев. А если что и берут, то только популярную литературу и «православные бестселлеры», которые наверняка разойдутся на «ура». Зато сочинения отцов Церкви и книги по истории приходится искать, потому что их почти нигде нет. Ведь сейчас сложнее не качественно подготовить и издать серьезную книгу, а объяснить и уговорить какую-нибудь не очень образованную «Пульхерию Семеновну», торгующую при храме свечками и цепочками так же, как раньше торговала рыбой на базаре, взять на реализацию творения того или иного святого. Мы, например, издали собрание сочинений митрополита Антония (Храповицкого). Сейчас происходит важное событие – объединение расколотой гражданской войной Русской Православной Церкви. А владыка Антоний был первым главой той части Церкви, которая оказалась за границей России. Казалось бы: первое издание творений великого архипастыря, более двух тысяч страниц, многие сочинения публикуются в России впервые... Но это издание вы можете купить в одном-двух магазинах в Москве. Слишком «умная» книга для книжной торговли. «Нам бы чего попроще и с картинками». Конечно, есть и приятные исключения. Например, в Москве при Сретенском монастыре прекрасный магазин «Сретение» – низкие цены, отличный выбор, прекрасное обслуживание. Но это очень редкое исключение. При многих других монастырях или храмах такого не найдешь. И виноваты здесь мы, те, кто сегодня занимаются миссионерством и просвещением от имени Церкви. Мы недооцениваем эту проблему, а если и признаём ее важность, то ограничиваемся грустными сентенциями – вместо того, чтобы постараться сделать что-то позитивное.
– Значит, человеку, решившему побольше узнать о Церкви и пришедшему купить для этого какие-то книги, обязательно нужен поводырь? – Увы, да. И не потому, что покупатель наивен, а потому, что сегодня наш рынок буквально наводнен псевдоправославной литературой, дух которой не имеет ничего общего с христианством. В основном это «заслуга» светских издательств, которые периодически выпускают «книги на православную тематику». Понимаете, серьезный православный издатель, даже если он коммерсант, обязательно проконсультируется со священноначалием, спросит мнения Церкви об издаваемой им духовной книге, удостоверится, что в ней нет ошибок и она рассказывает именно о Православии, а не пропагандирует идеи какой-нибудь иной конфессии. А вот человек, чья основная задача – получить прибыль, будет смотреть исключительно на показатели продаж, а не на потенциальный духовный вред или пользу. Вот такие люди и наполняют наши церковные лавки контрафактной продукцией, молитвословами, больше похожими на сборники заговоров, истерическими черносотенными книгами и прочей макулатурой. Ставят на обложку иконочку, подписывают именем какого-то духовного лица – и готово. Но тут, конечно, и нашей вины хватает. Тому, что перед продажей на многих приходах не удосуживаются хотя бы пролистать книгу, нет никакого оправдания.
– Выходит, даже если на книге стоит гриф «Издается по благословению», это еще ни о чем не говорит? – Однажды мы ради эксперимента связались с епископом, чье «благословение» стояло на очень сомнительной книге. Оказалось, что он ее никогда не видел и понятия о ней не имел. Пираты просто поставили этот гриф, чтобы легче было пролезть со своим изданием в церковные лавки. Причем в нашем правовом поле за такие «коммерческие ходы» привлечь человека к суду почти невозможно. Именно поэтому последним фильтром остается человек, стоящий за прилавком. Он должен быть внимателен и не доверять всевозможным грифам и печатям, а самостоятельно проверять книги, которые ему предстоит продавать.
Ложка меда
– А есть ли возможность изменить ситуацию к лучшему? – Я думаю, что она уже меняется. Правда, в народе до сих пор пользуются популярностью всякие полушаманские молитвословы, состоящие на самом деле из языческих заговоров, приправленных православной лексикой. Вот вам конкретный пример. Несколько лет назад вышла книга с красивым названием «Молитвенный щит». Это сборник молитв на разные случаи жизни. Подготовлена книга отвратительно. Молитвы никто не вычитывал, не проверял, непонятно даже, откуда их взяли. Но книга разошлась огромным тиражом, ее охотно брали многие церковные лавки. А недавно некие горе-издатели из Воронежа выпустили «Дополнение к молитвенному щиту». Там приведены... молитвы от облысения, молитвы при переломах, молитвы при появлении прыщей и так далее. Разумеется, это полнейшая ерунда, в Православии таких молитв нет и быть не может. Кстати, именно на эту книгу и налепили подложное епископское благословение. Но в то же время агрессивно-националистической литературы в православных книжных лавках становится значительно меньше. Если в 90-е годы откровенно фашистские издания пользовались большой популярностью, то сегодня сами издатели начали активно ее отфильтровывать, да и читатель подобной печатной продукции превратился в маргинала. Он больше не играет значительной роли в обществе, что говорит об определенном социальном выздоровлении. Да и в приходских лавках не все так плохо. Сегодня появляется все больше приходов, где настоятели уделяют особое внимание продаваемой литературе, рекомендуют своим прихожанам хорошие книги, лично продвигают важные издания.
– И все-таки это носит скорее разовый характер. Может, стоит упорядочить контроль за духовной литературой и создать цензурный комитет, как это было до революции? – Думаю, что это преждевременно. Что такое цензурный комитет? Это крупная структура, состоящая из людей с серьезным светским и духовным образованием, достаточно компетентных, чтобы создавать списки рекомендованной Церковью духовной литературы. Причем если сегодня Издательский Совет Московской Патриархии, фактически выполняющий эту функцию, визирует лишь часть выпускаемых книг, то цензурный комитет обязан будет ставить свой штамп на все, что будет лежать в церковных лавках. Давайте посмотрим правде в глаза: где мы найдем достаточно сотрудников для выполнения такой работы? Дело ведь не только в финансировании, помещениях, организационных вопросах... Самое главное – для этого нужно очень много грамотных православных людей с академическим образованием, для которых такая работа стала бы основным занятием. А это для нас пока из области фантастики. Вот потому-то архиереи порой и благословляют сомнительные издания – из-за нехватки времени они просто полагаются на проверенных издателей. Им, равно как и их помощникам, некогда читать все это множество книг. То же самое – и с приходскими батюшками. У нас сегодня в деревнях иногда по одному священнику на восемь-десять храмов. Нехватка людей – катастрофическая. Так где же взять еще целую армию цензоров? Безусловно, цензурный комитет в перспективе мог бы, конечно, во многом помочь Церкви. Но это не панацея. Тут та же ситуация, что и с тюрьмами: они никого, естественно, не перевоспитывают, зато особо опасных помогают изолировать от общества. Так же и цензоры помогут человеку, которого действительно интересует православное вероучение, сориентироваться, ограждая его от особо вредных книг. Разумеется, такие книги все равно будут появляться, светским издателям никакой цензурный комитет не указ. Но, по крайней мере, людям будет понятно: Церковь подобную литературу не признает. Однако это не единственный доступный нам способ. По-моему, не меньшую роль должно играть просвещение. Всеми доступными способами. К примеру, наше издательство «Даръ» совместно с издательством «Белый город» создали интернет-портал «Православная книга России» (www.pravkniga.ru). Действует он немногим более полугода. Там мы собираем информацию, во-первых, обо всех православных книгах, которые издаются в России сейчас и издавались ранее. Во-вторых, о книжных магазинах, где эти книги можно купить, и о библиотеках, в которых их можно найти. В-третьих, обо всех издательствах, выпускающих православную литературу. При этом мы ставим задачу обеспечить обширные возможности поиска. Например, задался кто-то вопросом: а какие вообще выходили в России книги о преподобном Амвросии Оптинском – и получает полный список. Конечно, это не просто информационный сайт. Наша цель – чтобы любой человек, зайдя на наш ресурс, не только нашел сведения о конкретной книжке, но и увидел бы все богатство православного книжного мира, узнал бы новости православного книгоиздания. Поэтому у нас там довольно много материалов общего характера: рецензий, критических статей, интервью. Мы приглашаем известных людей – писателей, актеров, ученых, государственных деятелей, чтобы они высказались о проблемах православной (и не только православной) книжной культуры. Надеюсь, со временем таких проектов станет больше, и они станут популярнее. Но одними интернет-порталами проблему не решить. Так или иначе, все упирается в организацию работы православных книжных магазинов, большинство которых действуют при храмах или монастырях. И тут очень многое зависит от настоятеля. Если он сам человек книжный, то вокруг него собирается группа таких же любителей книг, и книжная лавка начинает работать как следует. Особенно если священник еще и призывает свою паству читать, рекомендуя те или иные книги в своих проповедях. Опыт показывает, что эту литературу буквально сметают с прилавков и просят еще и еще. Так что все по известной поговорке: «каков поп, таков и приход». ■