<b>Герои нашего времени</b><br>Какие они, сегодняшние российские семьи? Московский фотограф Владимир МИШУКОВ, возрождая традицию семейной фотографии, сделал попытку об этом рассказать
Его проект «Культ семьи» — это 78 черно-белых фотографий, на которых — обычные семьи наших современников. Кто в носках, кто — во фраках. О том, как появился этот проект, фотограф рассказал корреспонденту «НС» Марине НЕФЕДОВОЙ.
Владимир МИШУКОВ родился в 1969 году в Москве. В 1995 году окончил актерский факультет Российской академии театрального искусства. Член Союза фотохудожников России и Союза журналистов Москвы. Участник различных фотовыставок в России и за рубежом. Несколько раз становился лауреатом премии «Серебряная камера» за лучший фоторепортаж о Москве. Женат, трое детей. Выставка и презентация фотоальбома «Культ семьи» проходила в Москве летом 2006 года в ЦВЗ «Манеж».
Затоптанная фотография «Культ семьи» — это название, которое я придумал в самом начале работы над проектом. Я хотел бы культивировать понятие семьи в наши дни и в первую очередь в самом себе. Мои родители разведены, и понятие семьи во мне подорвано. Когда я начинал эту работу, меня больше всего волновало положение семьи в мире. Мне было очень важно об этом каким-то образом рассказать. Я еще не знал, что из этого получится. Бывает, живешь своими проблемами — и вдруг задумаешься: интересно, а как живут другие люди? Четыре года назад, переходя в метро с одной станции на другую, я увидел затоптанную ногами картонку. Остановился, посмотрел — это была семейная фотография двадцатых годов. Как она попала туда — не знаю. Но я понял, что надо делать. Люди, которых я снимал, для меня являются героями нашего времени. Сначала я сфотографировал семью наших друзей — у них тогда было четверо детей, потом стал снимать семьи знакомых, потом незнакомых. Сначала я ориентировался на разность профессий. Потом по ял, что меня привлекают семьи, в которых много детей. Кто-то давал мне телефоны таких семей, я звонил, объяснял, кто я и чего хочу. Все спрашивали, сколько это стоит; когда я говорил, что нисколько, начинались подозрения. Нужно было людей убедить, что я не маньяк, который хочет пробраться в квартиру. И какие-то мои слова срабатывали, люди доверяли, соглашались, чтобы я приехал и сфотографировал их. Например, я говорил: есть у вас семейная фотография на стене? Почти ни у кого не было. В конце я каждому дарил фотографии их семьи. Эти люди, которых я сфотографировал, стали мне очень близки. Меня спрашивали перед съемкой: что мы должны делать, как одеваться? Я говорил: одевайтесь как хотите и делать ничего не нужно, просто сидите. Я не проводил никаких постановочных съемок. Мог немного посоветовать, как лучше встать, чтобы лицо в темноту не попадало. Меня спрашивают: а почему люди в носках? А вы в чем дома ходите? Кто в носках, кто в трусах. Кто-то фотографируется во фраке. Это его представление о том, как надо входить в вечность. А кто-то входит вот так, в майке, с грязными руками, потому что только что из машины вылез…
Водопроводчики-капитаны Семья сантехника, семья менеджера… Когда я задавал вопрос «кто вы по профессии?», большинство людей не могли себя самоидентифицировать. Потому что, например, у человека два высших образования, а он работает охранником или реставратором мебели. Оказалось, что в основном все мужчины работают не по профессии. Чего только люди не делают! «Семья механика по заправке ксерокса». Да такой профессии раньше не существовало, а оказывается, она кормит семью. На самом деле это серьезная и большая ответственность — быть главой семьи. Самое интересное — семья не состоится, если нет любви. Бывают разные периоды в жизни, но без любви разваливается все. Когда муж становится главой семьи, он пытается быть капитаном корабля, где все карты потеряны. И куда плыть, определяет интуитивно. А жена может быть в роли гребца. Это не буквально надо понимать, это к тому, что роли определены и каждому есть чем заниматься. Для вас важно было в детстве, кто ваш папа по профессии? Самое важное было — что он папа. Как и мама. Это большие, серьезные и существенные понятия. Семья депутата, семья менеджера, семья электромонтера — в момент, когда ты смотришь на фотографию, ты понимаешь, что это важно только для того, чтобы разрушить твой собственный стереотип о том, что водопроводчик — это дядя Вася с цыгаркой, небритый и пьяненький. И если вы найдете здесь семью водопроводчика, то меньше всего подумаете, что он водопроводчик. Когда человек любит, когда он хочет уберечь семью, он может заниматься чем угодно. Значение героя нашего времени не умаляется от того, кем он работает.
Лицо с обложки Нет людей, которые не могли бы не быть интересны. Каждый человек достоин внимания, и каждый человек может быть на обложке глянцевого журнала. Мы видим на обложках героев нашего времени, что ли? Портреты большинства из сфотографированных в моем проекте людей никогда в жизни не оказались бы напечатанными в книге или выставленными в Манеже. А мне хочется сказать, что герои нашего времени — вот эти люди. В Манеж на открытие выставки «Культ семьи» пришло много известных людей, привычных к камере, и они увидели, что основное внимание направлено не на них, а на тех, чьи портреты здесь были представлены (я своих героев позвал на открытие). Есть такой жанр — семейный портрет в интерьере. Обычно такая фотография постороннего человека взволновать не может. Это люди делают для себя, чтобы посмотреть через много лет и сказать: «Смотри, ты вылитый дедушка. А ты похожа на бабушку». Сейчас эти традиции практически утрачены. А вообще нам не дано предугадать, как наше фото отзовется. Для меня ценно высказывание одной девушки в интернете: «Была на выставке Володи Мишукова. Проплакала всю дорогу, захотелось родить ребенка. И не одного, а сразу троих. Спасибо». Если после моей выставки хотя бы одна девушка в мире, где со всех сторон трубят про другое, говорит, что она захотела родить троих детей… Можно сказать: миссия выполнена.
Детское определение любви У меня в проекте не было такой задачи — изменить мир к лучшему… Изменить мир к лучшему ты можешь только внутри своей собственной семьи. Когда ты входишь в семью, где четверо и больше детей, и видишь радостные лица, то думаешь про свои проблемы — «да ерунда все это». Я, помню, пришел в семью почтальона, у него сейчас одиннадцать детей. Они меня накормили, мы сидели все вместе, и у меня такое благостное ощущение возникло: «Господи, я обязательно хочу еще детей». У нас почему-то часто думают: как же я прокормлю… Если ты любишь, если ты искренен, то все каким-то образом будет устраиваться. Посмотрите вокруг: иностранные машины, евроремонты… Это часто необжитое, незаполненное пространство любви. Когда люди строят огромные дома — это замечательно. Но надо понять, что это пространство следует заполнять любовью. Почтальон, которого я фотографировал, рассказывал, как они жили с пятью детьми в 13-метровой комнате. Он говорил искренне, улыбаясь: «Ничего, была любовь…» Она и сейчас есть. Если есть любовь, то люди живут и на квадратном метре. А если нелюбовь, они на двухстах метрах не уживутся, со всеми условиями, с прислугой. Вот мы видим на фото разные интерьеры. У кого-то евроремонт, у кого-то рваные обои. И понимаем, что все это несущественно. Почему сейчас так часто распадаются семьи? Потому что нет любви. Той самой, которая «долготерпит, милосердствует… никогда не перестает» (см. 1 Кор. 13, 4, 8). То есть тот человек, который говорит: «Я когда-то любил, у меня была любовь», он ошибается. Вот это почти детское определение любви, которое дает апостол Павел в своем Послании к Коринфянам, эти слова о том, что любовь никогда не перестает, говорят о том, что если это «прошло», то это была не любовь. Значит, ты не потрудился на этой почве и не постарался что-то сделать, а легко отмахнулся от этого. Но у каждого человека есть шанс.
Владимир Мишуков: «Я не ставил задачу — раскрывать образ, характер. Вот такие люди, какие они есть. Здесь моя роль — минимум самовыражения. Одной фотографии недостаточно, чтобы что-то понять. Каждая фотография интересна в контексте проекта»
Семья предпринимателя
Семья менеджера по маркетингу телекоммуникаций
Семья учителя
Семья дизайнера книг
Семья прораба
Семья крестьянина
Семья художника
Семья художника-дизайнера
Семья главного экономиста отделения Центрального банка
Семья администратора сайта спортивных болельщиков
Семья почтальона
Семья финансового директора научно-производственной компании