Впервые радио «Град Петров» вышло в эфир в 2000 году. Появлению православного радиоканала способствовали русские эмигранты первой волны, основавшие в Париже в 1978 году радио «Голос Православия». Главным редактором «Града Петрова» митрополит Владимир назначил петербургского священника о. Александра СТЕПАНОВА, настоятеля храма св. Анастасии Узорешительницы. Радиостанция работает каждый день на средних волнах — частота вещания 1323 кГц (225 м) — и охватывает территорию С.-Петербурга и окрестностей, общее время вещания — 350 часов в месяц. На канале — ежедневный «Пастырский час» в прямом эфире (в нем задействовано более десяти священников), просветительские программы, трансляции богослужений. Передачи о жизни приходов, социальной деятельности Церкви. Программы общекультурного характера. Новости.
Однообразное разнообразие
— О. Александр, когда вы создавали свою радиостанцию, у вас не было мысли, что при таком обилии и разнообразии других радиостанций вас никто не будет слушать? — Не было, хотя в петербургском эфире в одном только FM-диапазоне работает около 30 станций. Но большинство из них представляет разные направления музыкальной эстрады («музыкальные шкатулки») с краткими новостными вставками. Из «разговорных» я могу вспомнить только две — «Эхо Москвы» и «Радио России». Поэтому при всем музыкальном разнообразии радиоэфира он очень однообразен по своему содержанию. Слушателям интересна не только музыка, они хотят еще и обсуждать волнующие их вопросы: исторические, социальные, философские и духовные. Подтверждение — наша аудитория каждый год увеличивается на треть. Наша станция принципиально разговорная, хотя в ней звучит довольно много духовной и классической музыки. В разговорном формате есть свои сложности. Хотелось бы сделать радио для вдумчивого слушателя без мелкой «нарезки», характерной для современного вещания, когда три минуты длится разговор, потом следует музыкальная вставка или реклама, и все время этот подстегивающий ритм. Нас не устраивает поверхностное скольжение по те ме. Но, выбирая крупный формат передач, мы теряем привычную для современного уха динамику эфира и отсекаем ту часть аудитории, которая настроена на короткие, энергичные информационные сообщения. Поиск баланса идет постоянно.
— С какими программами вы выходите в эфир? — Ядро вещания — религиозные передачи (их примерно 50 процентов). Остальное — программы общекультурного характера. Три выпуска новостей каждый день: новости религиозной жизни, новости культуры и городской жизни (социальной — пустили новый маршрут трамвая, закрыли на ремонт мост и т.д.). Много программ на исторические темы — к ним неизменно высокий интерес, философия, музыковедение, программы о кино. Христианский взгляд на литературную классику: «Перечитывая заново». Конечно, программы о Петербурге: мы любим свой город, его дух, традиции. Программы для детей и молодежи с их участием и т.д. В общем, все, что интересует и волнует современного человека. Я думаю, «православность» той или иной программы определяется не предметом, а точкой зрения на него. В этом смысле, наверное, все наше вещание православно. Сейчас у нас накопился огромный архив — около 5 тыс. программ, и при таком объеме мы можем позволить себе отдавать предпочтение качеству, а не количеству новых передач. В Петербурге очень много интересных авторов, но в будущем мы планируем приглашать и москвичей.
— «Про политику» что-нибудь есть? — Для официальной религиозной радиостанции это, как вы понимаете, очень деликатная тема. К тому же наблюдение за политической жизнью как бесконечной чередой интриг (что мы в основном видим на TВ) — не христианское увлечение. С другой стороны, обходить молчанием то, что волнует общество, тоже невозможно: если мы не предложим свой взгляд, его предложат другие. Мы стараемся взглянуть на политическую проблему не с позиций сиюминутных событий, но в более глубокой перспективе, скажем, исторической. Например, Чечня — сложная, болезненная тема. Мы сделали цикл программ с известным петербургским писателем, историком, главным редактором журнала «Звезда» Я.А. Гординым, который написал замечательную книгу о Кавказской войне России XIX века. Мы видим, что российская власть делала тогда, чтобы завоевать Кавказ. Почему русская армия, разгромившая миллионную армию Наполеона, 60 лет не могла справиться с разрозненными дикими племенами горцев. И что все-таки обеспечило победу? К сожалению, ошибки, сделанные тогда, в XIX веке, были повторены теперь один в один. Это становится очевидным. К чему это привело, знают все. Такую программу не назовешь политической, мы абсолютно не касаемся сегодняшних событий, но она объясняет много и о сути происходящего, и о нашей власти.
Кто они — радиослушатели?
— Кто слушает сегодня радио? — Прежде всего, те, кто ездит в автомобиле и стоит в пробках. И, кстати, большим дефицитом здесь является именно разговорный жанр. Вторая группа — пожилые люди, домохозяйки, инвалиды. Молодежь преимущественно настроена на FM, а это прежде всего высокое качество звука. Молодежь не привыкла прислушиваться. В этом смысле очень жаль, что мы выходим на средних частотах, а не в FM-диапазоне. Но пока финансовых возможностей что-то изменить нет.
— Когда, на ваш взгляд, будет создано православное авторадио? — Проблема только финансовая. Городской эфир забит FM-передатчиками, поэтому невозможно получить лицензию. А на расстоянии 30-50 километров от города FM-эфир практически пуст. Вышки в районных центрах есть, на них надо только поставить передатчики, но это стоит денег. Если человек долго едет по трассе и у него кроме музыкального авторадио есть еще и «говорящее» радио, например церковное, мне представляется вероятным, что многие бы слушали.
— Тем не менее вы знаете — кто вас слушает и каков их возраст? — На выставке «Русь Православная» (два раза в год проходит в Петербурге. — Прим. авт.) мы постоянно проводим анкетирование посетителей (раздаем по несколько сотен анкет). Результаты опроса показывают, что 70 процентов наших слушателей — люди от 30 до 60 лет, и по 15 процентов — те, кто моложе 30 и старше 60 лет. Две трети из них — люди с высшим образованием. Судя по анкетам, каждый год число наших слушателей увеличивается на треть. Значительная часть аудитории слушает наше радио постоянно на протяжении всего дня.
— Насколько актуальна потребность человека в неком звуковом фоне, чтобы на кухне или в комнате постоянно что-то звучало? — Я думаю, это общая потребность людей, занятых механической работой. Для них выбор невелик: либо учиться творить Иисусову молитву, стараясь концентрировать на ней свою мысль, либо занять ум чем-то еще, какой-то информацией.
— Может ли в этом случае радио заменить телевизор? — Они дополняют друг друга, поскольку всегда есть ситуации, когда человек не может смотреть, но может слушать. В отличие от России, в США тех, кто слуша ет радио, — больше, чем тех, кто смотрит телевизор. Американцы много времени проводят в машине, слушая радио или аудиокниги. Кстати, на Западе совершенно немыслима такая картина однообразия эфира. Там при 30 радиостанциях — 25 разговорных, и очень разных, а пять — музыкальных, с четко выраженным жанровым содержанием.
Цензура с первого слова
— Бывают у вас в прямом эфире «круглые столы»? Какие темы вы там рассматриваете? Случается ли, что в эфир идет то, с чем вы не согласны? — На «круглых столах» чаще всего затрагиваются, пожалуй, исторические темы, но обсуждалась, например, в цикле программ и социальная концепция РПЦ, и актуальные проблемы церковной жизни, и церковно-государственные отношения с приглашением представителей власти — в общем, всякое. Жанр «круглого стола» подразумевает разные мнения, в частности и те, с которыми я могу полемизировать. Но совсем одиозные суждения на нашем радио неуместны, ведь мы епархиальный орган. Прямой эфир для нас представляет некоторую проблему. Наш владыка ВЛАДИМИР — не любитель прямого эфира. В любой момент он может позвонить на радиостанцию и внести свои замечания или предложения. Но, как главный редактор, я понимаю, что, отказавшись от прямого эфира, мы потеряем половину аудитории, радио будет мертвым. Поэтому я осуществляю цензуру, но не в смысле всего, что говорится, а в смысле того, кого мы пускаем к микрофону. С новыми авторами я обычно беседую, чтобы представить себе, что от них можно ожидать. — Неверующих экспертов приглашаете на «круглые столы»? — В основном участники дискуссий — люди церковные или симпатизирующие Православию. Но если мы приглашаем представителей власти (депутатов, чиновников), то здесь мы не спрашиваем, верующие они или нет; ведь речь идет не о них лично, а, например, о социальных проблемах. Православное радио для всех
— Вы решили проблему: как сделать, чтобы православное радио было интересно не только православным? — Решаем. Стараемся говорить о том, что интересует всех людей. Берем вечный круг тем — жизнь и смерть, любовь и верность, положение человека в обществе, что такое моя страна. Наша задача — с христианской точки зрения охватить все стороны жизни человека. У нас есть передачи и для тех, кто находится на пути в храм. Они могут быть не слишком интересны для давно воцерковленных людей. Но мы должны делать передачи для слушателей разного уровня церковности. Издателям книг в этом проще: одна книга — для начинающих, другая — для подготовленных читателей. Каждый покупает то, что ему нужно. Нам сложнее, нас слушают одновременно все категории. Это уже вопрос построения программы. Но и те и другие передачи должны быть сделаны на высоком качественном уровне. Тогда они могут оказаться интересны всем.
— Батюшка, вы ставите перед собой задачу культурного просвещения населения или все-таки главная цель — привести человека к Богу? — Апостол Павел говорит: сначала душевное, потом духовное. Прежде чем сеятель выйдет и начнет разбрасывать семена, почва должна быть подготовлена. Мне кажется, культура очень важная составляющая часть нашей духовной жизни. Духовное базируется на душевном, и, если оно не развито, человек может оказаться глух к восприятию духовного. Русская культура дает благодатную почву для обретения человеком православной веры, потому что вся пронизана религиозной проблематикой.
— Может ли радио быть организатором жизни? — Православное радио может быть хорошим подспорьем в духовной и церковной жизни человека, особенно для людей, лишенных достаточного круга общения из-за своей замкнутости либо из-за физических ограничений. Для них радио — собеседник, член семьи, друг в доме. Значительная часть нашей аудитории слушает радио «Град Петров» весь день — от начала эфира до окончания. Но, разумеется, радио не может заменить полноценной церковной жизни. Конечная наша цель — помочь человеку прийти в храм и обрести живое общение с Богом.
Материал подготовил Алексей ОРДЫНСКИЙ
«Беспроволочный телеграф»: как все начиналось…
Александр Степанович ПОПОВ родился в 1859 году (+1906 г.), в пос. Турьинские Рудники на Урале в многодетной семье священника. Учиться грамоте начал только в 11 лет, но уже с раннего детства удивлял сверстников и взрослых постройкой движущихся «машинок». Окончил Пермскую духовную семинарию, а в 1877 году блестяще сдал экзамены в Петербургский университет (на физико-математический факультет). В 1895 году на заседании Российского физико-химического общества Попов при помощи своего радиоприбора наглядно продемонстрировал передачу сигналов на расстояние 250 м, отправив первую в мире радиограмму из двух слов: «Генрих Герц». Работы Попова были отмечены золотой медалью на Всемирной выставке 1900 года в Париже. Попов постоянно совершенствовал свое изобретение (в 1901 году дальность действия его радиоприемника достигала уже 148 км), и когда работы по применению радиосвязи на кораблях привлекли внимание заграничных деловых кругов, получил ряд предложений переехать за границу. Попов решительно отверг их. Вот его слова: «Я горд тем, что родился русским. И если не современники, то, может быть, потомки наши поймут, сколь велика моя преданность нашей родине и как счастлив я, что не за рубежом, а в России открыто новое средство связи».
Изобретение Александром Поповым радио логично продолжало развитие электрических видов связи — телеграфа и телефона.
Первое военное электротехническое подразделение (гальваническая команда) было сформировано еще по инициативе Николая I в 1826 году. С этого началось широкое применение электричества во всех областях военного дела. Шесть лет спустя русский изобретатель Павел Шиллинг создал первый электромагнитный телеграф, который состоял из передающего и принимающего устройств, соединенных несколькими проводами. С его помощью осуществлялась связь между Зимним дворцом и зданием Министерства путей сообщения в Петербурге.
В 1837 году американец Сэмюэль Морзе сконструировал более удобный телеграфный аппарат и придумал всемирно известную «азбуку Морзе». Его аппарат впервые применили в Крымской войне (1853-1856) союзники турок — англичане и французы. Россия воспользовалась телеграфом в боевых условиях только в русско-турецкой кампании (1768-1774). К этому времени было создано уже шесть военизированных телеграфных парков. Из-за нехватки шестов провода натягивались прямо на казачьи пики. Источником тока служила стеклянная (или фарфоровая) ванна с двумя пластинами, наполнявшаяся электролитическим раствором. Для пере дачи информации применялся аппарат Морзе.
Примечательно, что открывший электромагнитные волны Генрих Герц не видел смысла в существовании радиоприемника-передатчика (см. журнал Elecrotrotechnische Zeitschrift №18, Берлин, 1887 г.). Проживи он на год дольше, то стал бы свидетелем триумфа русского изобретателя. «Беспроволочный телеграф», или радиостанция, доказал свою незаменимость в 1900 году, при спасении броненосца «Генерал-адмирал Апраксин», севшего на мель в районе острова Гогланд в Финском заливе. К началу Русско-японской войны корабельными радиостанциями были оснащены 53 военных российских судна. Японский флот был оснащен аналогичными станциями, но производства фирмы Гульельмо Маркони (1874-1937). Малоизвестен факт, что суда, на которых стояли радиостанции Маркони, были обязаны передавать сигнал SOS не так, как это делают во всем мире, а использовали другие буквы предположительно, инициалы имени матери Маркони). «Титаник» так же был оснащен радиостанцией Маркони. Поэтому первые 40 минут его сигнал о помощи никто не понял. Корреспонденты газет при передаче своих сообщений пользовались телеграфной, а потом и телефонной связью (патент на телефон получен его изобретателем, американцем шотландского происхождения Александром Беллом в 1876 году).
В России сети связи шли через железнодорожные станции, на которых со временем были специально оборудованы переговорные пункты. Вещание первого коммерческого радио на беспроволочной основе началось 2 ноября 1920 года в Питсбурге (США), в Германии на полтора месяца позже, в СССР и Англии — в 1922 году. Первый номер радиогазеты в СССР был передан в эфир в 1924 году. Вещательная («голосовая») радиостанция в России находилась в Москве на Ходынском поле.
С одной из таких радиостанций было передано сообщение о поражении русского флота под Цусимой
Радиостанция «Рейд-И». Активно использовалась при корректировке огня кораблей Балтийского флота для подавления орудий противника, обстреливающего осажденный Ленинград
Автор благодарит ст.науч. сотрудника отдела истории войск связи, к.т.н. В.Е.Мураева за помощь в подготовке материала.