<b>Воспитание мультфильмами</b><br>Спросите детей: что они любят больше всего? Где-нибудь между мороженым и катанием на самокате вам обязательно назовут мультики
По существу лучшие отечественные мультфильмы - это маленькие притчи, в которых под короткой занимательной историей спрятан глубокий духовный смысл. Причем многие мультфильмы не просто показывают "положительных" кукол и зверей, но и дают программу воспитания в себе качеств настоящего человека.
Например, довольно старый (1975 год) мультфильм "Волшебный мешочек" (реж. А. Полушкин, "Куйбышевтелефильм"). Сюжет узнаваемый: у благовоспитанного медведя Спиридона растет внук Ивашка, который больше всего на свете любит озорничать и делать то, что хочется. Звери жалуются, дед переживает и наконец решается на педагогический эксперимент: "Раз тебе хочется озорничать - озорничай! Ни слова от меня не услышишь. Но сначала наполни этот мешочек камешками". Ура! Да здравствуют проказы! Но оказывается, камешек можно положить в мешочек, только если сделаешь доброе дело. Ивашка немного скисает, но - делать нечего. Сначала он с большим трудом находит какое-то полезное приложение своих медвежьих сил, потом видит вокруг все больше и больше возможностей помочь кому-то. Мешочек, висящий на дереве, постепенно становится все тяжелее. Неизвестно, сколько времени прошло, но он наконец-то стал полным. Долгожданная свобода: "Эх, и развернусь я теперь!" Но увидел вдруг юный медведь, как лиса беспомощно чинит забор. "Ну ладно, с завтрашнего дня буду делать, что захочу" - и помчался помогать лисе. В другие дни тоже нашлись разные неотложные дела, так что время проказ больше не наступает.
Есть известный духовный закон: когда нет в тебе любви и милосердия, твори дела милосердия и постепенно воспитаешь свое сердце. В "медвежьем" педагогическом приеме интрига и опасность заключалась в том, что дед разрешил внуку озорничать после. Он рисковал. Но духовный закон сработал. Конечно, мы не должны помнить о добрых делах, которые совершаем (не "класть камешек" себе в зачет). Но если сердце не воспитано - надо же с чего-то начинать?
* * * Бывает, что "подсчет своих камешков" становится привычкой и чертой характера, которую называют тщеславием. Как объяснить это ребенку, если он действительно старается сделать что-то хорошее, но - исключительно из надежды на похвалу?
Тут очень помог бы способ "от противного", когда опасная черта "окарикатуривается" и выглядит явно смешно и неприглядно. Маленькую прививку от тщеславия обеспечит мультфильм "Самый маленький гном" (реж. М. Каменецкий, "Союзмультфильм"). Он тоже - о воспитании сердца, о том, как самый маленький гном по имени Вася учится делать добро, в каждой из нескольких серий выручая из беды героев сказок: Красную Шапочку, семерых козлят, трех поросят... Есть в этом мультфильме замечательный образ одного "спасателя". В вечно сказывающейся сказке лиса постоянно уносит петушка - золотого гребешка за темные леса и другой сказочный ландшафт, а спасает петушка его друг - кот. Заслуг у кота накопилось очень много. Когда гном Вася прибегает звать его на помощь, кот лежит на постаменте "Спасителю петуха" и диктует мыши-секретарю мемуары: "Последний раз я спасал петуха зимой. Жара страшная..." На этот раз спасать петушка от лисы кот отказался: сколько можно? Да и некогда. И место на постаменте могут занять, пока бегаешь.
Кстати, мультфильм этот хорош не только тем, что в нем есть положительный Вася, который побеждает волка, а тем, что Вася при этом - самый-самый маленький! А значит, если кому-то нужна помощь, "малый рост" - не помеха.
* * * Вообще в мультфильмах, как и в жизни, самыми добрыми и отзывчивыми чаще всего оказываются не большие и сильные, а маленькие и слабые (если иметь в виду мускулы). Про это рассказывает мультфильм "Самый большой друг" (реж. П. Носов, "Союзмультфильм"). Из родных широт он переносит нас в загадочную Африку, где живет злой крокодил и африканская девочка с друзьями - щенком, цыпленком, колокольчиком и бегемотом. На титул самого большого друга претендует, естественно, бегемот.
Ну, злому крокодилу вся эта дружба поперек горла стала. Девочку, конечно, он решил съесть: нет человека - нет проблемы. Не очень крупные друзья ее все время выручали, а вот бегемот в критический момент поступил по-свински: отбежал подальше и стал кричать испуганным голосом: "Я бы рад тебе помочь, но я не могу: крокодил может схватить меня, и тогда у тебя не будет такого большого друга!"
Мультфильм (который кончается, конечно, хорошо) очень доходчив даже для самых маленьких. В конце девочка "на пальцах" объясняет бегемоту: "Посмотри, какие они маленькие, а все они мои большие друзья. А ты такой большой - и бросил меня в беде! Значит, ты мне совсем не друг, и у-хо-ди!"
Для этого "ты мне не друг, и у-хо-ди!" найдена какая-то совершенно чудесная интонация - не злая и не обидная, а - детская, подслушанная в песочнице. Взаправдошная. Ну и бегемоту ничего не остается делать, как плакать в три ручья. Зато мы все поняли, кто здесь самый большой друг и как вообще нужно дружить.
* * * Ну, хорошо, с этим все понятно: друзьям надо помогать. И еще за слабых заступаться и спасать их, как гном Вася. Но как быть, когда в беду попадает как бы... враг? Ну, то есть совсем крокодил?
Крокодил, кстати, довольно "разработанный" герой мультфильмов. Еще один крокодилий характер есть в мультфильме "Птичка Тари" (реж. Г. Сокольский, "Союзмультфильм"). У этого крокодила, как полагается, все было страшное: страшный хвост, страшная пасть и очень страшные зубы. А еще он никогда никому не сказал доброго слова, поэтому как к нему относились - можно не объяснять.
"Но самое страшное (зрители напрягаются) было то, что он один во всей Африке не чистил зубы". Зря смеетесь. Когда у крокодила разболелись зубы, он страдает так реалистично, что вздрагиваешь от воспоминаний собственных "зубных" историй: и из воды-то он до неба подпрыгивает, и в песок закапывается, и причитает жалобно, и большие крокодильи слезы текут по его несчастной морде.
Джунгли счастливы, звери смеются: страшный крокодил наказан! И вот прилетает птичка Тари и дает первый урок. "Как вам не стыдно! - возмущается она. - Ему больно, он плачет!" Страшный, неприветливый, но какое это имеет значение, если ему больно?
"Да он сам виноват! Он не чистит зубы!" - галдит африканская фауна. А крокодил-то зубы не чистил потому, что лапы у него коротки. "Вот если б кто- нибудь мне почистил зубы!" (Звери: "Дураков нет!") Может, поэтому крокодил и был такой злой? Ведь стоило отважной и доброй птичке Тари вычистить скопившийся в крокодиловой пасти мусор (ракушки, страусиные перья, мячик, больной зуб...), и крокодил впервые в жизни сказал доброе слово: "Большое спасибо тебе, добрая птичка Тари!" Все только рты разинули.
* * * Птичка Тари в общем-то сильно рисковала. И для ребенка это еще один важный момент в познании мира: есть, оказывается, в жизни такие вещи, которые важнее твоей безопасности и даже жизни. Причем мультфильм может рассказать об этом не пугая (а значит, не отпугивая) ребенка, а, наоборот, привлекая сердце к таким героям веселой и доброй сказки. Такой, например, как "Лоскутик и облако" (реж. Р. Страйтмане, "Экран"). Вообще-то, эта сказка сначала была книжной, написала ее Софья Прокофьева, но мультфильм все же - дело другое. Кроме того что в мультфильме все "как живое", в нем есть еще и запоминающиеся веселые песенки (кстати, на стихи классика ХХ века Д. Самойлова). Уже и мультфильм забудется, растворится в душе, а песенка про кашу: "Молоко кипит в горшочке, соли надо бы, дружочки!" - вспомнится и вытянет за собой всю эту сказочную историю.
Лоскутик - это девочка, живущая в засушливом королевстве, где вода принадлежит королю и продается за деньги. А облако прилетело сюда по своим личным делам. Лоскутик и облачко подружились. Облако было довольно беспечное и легкомысленное, попадало в разные истории и совершенно себя не берегло: по пути чуть не погибло, потому что напоило бездомных собак, ворону, засохшее картофельное поле... Так оно и разбазаривает себя, а в конце проливается веселым дождиком.
Лоскутик тоже умеет самоотверженно дружить и жертвовать собой, не задумываясь о последствиях. Лишний раз убеждаешься, что добрые удивительно нерасчетливы.
Но Лоскутик иногда отказывала облаку в помощи. Когда для фокуса с превращениями облачку нужно было поплакать, оно попросило девочку: "Огорчи меня! Скажи, например: "Я тебя не люблю". Для дела ведь нужно! Но на половине фразы Лоскутик сломалась и заупрямилась: "Я не могу". - "Но это же понарошку!" - "И понарошку не могу". И ведь не потому, что Лоскутик - патологически правдивая девочка: чтобы спасти облако, она обманула и королевского повара, и добрую Барбацуцу. Просто есть слишком нешуточные слова, которые не выговариваются даже в шутку.
* * * Воспитание мультипликацией - тема, по-моему, неисчерпаемая. Ужасно хочется вспомнить еще и мультфильм "Про лень", и "Нехочуху", и любимый "Пони бегает по кругу". И "Каникулы Бонифация" Ф. Хитрука ("Союзмультфильм") - одну из самых пронзительных и глубоких мультипликационных историй-притч. Ею и закончим.
События мультфильма происходят опять в Африке. Для мультипликации Африка - излюбленное место действия: она создает необходимую для притчи отстраненность от текущего момента. И вот мы отвлекаемся от самих себя, чтобы вернуться и подойти к себе с неизвестной стороны.
Кто не помнит, Бонифаций - это лев, которого за образцовую работу в цирке впервые отпустили на каникулы. Куда ехать на каникулы, как не к бабушке? И Бонифаций поехал к бабушке, в Африку. Он надеялся, что там исполнится его мечта, и он поймает маленькую золотую рыбку.
Когда после трогательной встречи с бабушкой Бонифаций, взяв сачок, направляется к озеру, то по дороге он встречает маленькую африканскую девочку. И показывает ей цирковой фокус. Девочка никогда не видела цирк. Как и другие африканские дети, с которыми она вскоре догоняет Бонифация на пути к озеру. Бонифацию так и не удалось поймать рыбку ни в этот день, ни в следующие, потому что он каждый день с рассвета до вечера давал представления детям. Но стоило ему на секунду задуматься - и перед глазами опять возникало озеро с золотой рыбкой, которое ждало его в каких-то двух шагах, но так и не дождалось.
Каникулы, как всегда, кончились внезапно. Бабушка Бонифация и влюбленные в него дети провожают его на пароход. Засмотревшись на них, Бонифаций шагает мимо палубы, но - цирковая школа! - ловко выбирается из воды на корабль. А из-под связанного бабушкой свитера вдруг достает... золотую рыбку. И отпускает ее в море.
Почти бессловесная сказка вмещает в себя столько важного - и о призвании, и о способности жертвовать самым дорогим ради других, и о том, что наше свободное время - совсем не наше, и о том, чего искать в жизни прежде всего, а что - приложится само.
Все чувствуют, что есть большая разница между нашими старыми мультфильмами и "западными" (от американских до японских). По мнению детского психолога, члена Союза писателей, председателя международного общества арт-педагогов и арт-терапевтов, автора (совместно с Т. Л. Шишовой) методики "куклотерапии" Ирины Яковлевны Медведевой, за этим различием стоят глубокие расхождения в картине мира.
- В выборе мультфильма надо быть в десять раз осторожнее, чем в выборе книги, потому что зрительные образы воздействуют на ребенка гораздо сильнее. Если говорить о "советских" мультфильмах, то они хороши тем, что в них отражается нормальная для ребенка, рожденного в России, картина мира. В основе своей она православная, потому что зло в этой картине мира не онтологично, не предвечно, оно паразитирует на добре, а вечно - добро. И в эту добрую картину мира вкрапливается какой-то маленький клочок зла в виде отрицательного персонажа. Этот отрицательный персонаж, как правило, тоже легко перевоспитывается. И оказывается вдруг, что он такой злобный только потому, что с ним никто не дружил, его никто не любил, никто ему не сочувствовал. Очень важно, что в "советских" мультфильмах злой персонаж подавался в юмористической форме, что уравновешивало его "злодейскую" сущность. Такая картина мира гармонизирует психику ребенка. Поэтому мультфильмы эти полезны детям нездоровым или ослабленным какой-то душевной травмой. Для детей с проблемами общения (которых сейчас очень много) они дают правильные модели поведения: как заводить дружбу, как быть хорошим товарищем, как помогать другим.
О "западных" же мультфильмах я не могу сказать, что они для ребенка полезны. Как клинический психолог, я часто сталкивалась с фобиями (патологическими страхами), вызванными "западными" и японскими мультфильмами. Формально в них все то же: есть положительные и отрицательные герои, положительные побеждают. Ну, а что же не так?
Прежде всего, в этих мультфильмах абсолютно другая картина мира. Мир, фон, на котором происходят события мультфильма, безнадежно лежит во зле. И только жалкие крупицы добра в виде каких-нибудь ниндзя-черепашек стараются со злом сразиться. Причем зло, как правило, уничтожается физически, что абсолютно не привычно для нашего образа действия в сказках, где со злом старались бороться другими способами: его пытались перехитрить или уговорить. У нас разве что Змею Горынычу отсекали головы. Такого, чтобы в мультфильмах кровь лилась рекой, не было никогда.
Но самое главное, что злодей в зарубежных "мультиках" - Шредер в "Ниндзя-черепашках", все эти киборги - это современное воплощение дьявола. Для русской культуры это нетипично, потому что в Православии всегда был очень строгий запрет на близкое соприкосновение человека с нечистью. А, например, для западного европейского романа это давняя традиция. Поэтому, вероятно, у западных детей это не вызывает запороговых страхов, а у наших детей вызывает, потому что в их генетической памяти нет многовековой культурной прививки.
Представители добра в "западных" мультфильмах довольно уродливы - эти черепашки или супермены, которые запросто могут в следующей серии превратиться в представителей зла. Добро и зло очень легко меняются местами. У нас таких оборотней нельзя себе представить: не может Иван Царевич в следующей серии мультфильма стать Змеем Горынычем, а Василиса Премудрая - Бабой-ягой. Я думаю, что насаждение таких безобразных (в значении безобразных) героев очень вредно, потому что если наша жизнь, в том числе и жизнь ребенка, дана нам для того, чтобы мы от образа восходили к подобию, то когда образ отнимается, затрудняется и путь к подобию.
А вообще, детей не надо перекармливать никакими мультфильмами. Я думаю, что хороший мультфильм должен быть наградой, праздником. Полезно использовать мультфильмы как инструмент поощрения и наказания (лишить ребенка мультфильма, если он плохо себя ведет). На самом же деле ребенок всегда предпочитает телевизору общение, и если взрослый с ним общается, то ребенку кино или мультфильм не так уж и нужны, а иногда и не нужны вовсе.