Христианская проза
Христианская поэзия
Путевые заметки, очерки
Публицистика, разное
Поиск
Христианская поэзия
Христианская проза
Веб - строительство
Графика и дизайн
Музыка
Иконопись
Живопись
Переводы
Фотография
Мой путь к Богу
Обзоры авторов
Поиск автора
Поэзия (классика)
Конкурсы
Литература
Живопись
Киноискусство
Статьи пользователей
Православие
Компьютеры и техника
Загадочное и тайны
Юмор
Интересное и полезное
Искусство и религия
Поиск
Галерея живописи
Иконопись
Живопись
Фотография
Православный телеканал 'Союз'
Максим Трошин. Песни.
Светлана Копылова. Песни.
Евгения Смольянинова. Песни.
Иеромонах РОМАН. Песни.
Жанна Бичевская. Песни.
Ирина Скорик. Песни.
Православные мужские хоры
Татьяна Петрова. Песни.
Олег Погудин. Песни.
Ансамбль "Сыновья России". Песни.
Игорь Тальков. Песни.
Андрей Байкалец. Песни.
О докторе Лизе
Интернет
Нужды
Предложения
Работа
О Причале
Вопросы психологу
Христианcкое творчество
Все о системе NetCat
Обсуждение статей и программ
Последние сообщения
Полезные программы
Забавные программки
Поиск файла
О проекте
Рассылки и баннеры
Вопросы и ответы
 
 Домой  Статьи / Первый апостольский собор (Деяния 15) Войти на сайт / Регистрация  Карта сайта     Language закон, законничество, собор, заповедь, заветПо-русскизакон, законничество, собор, заповедь, завет закон, законничество, собор, заповедь, заветПо-английскизакон, законничество, собор, заповедь, завет
закон, законничество, собор, заповедь, завет
закон, законничество, собор, заповедь, завет
Литература
Живопись
Киноискусство
Статьи пользователей
Православие
Компьютеры и техника
Загадочное и тайны
Юмор
Интересное и полезное
Искусство и религия
Поиск

Дом сохранения истории Инрог


Интересно:
Рекомендуем посетить:

 
закон, законничество, собор, заповедь, завет
Первый апостольский собор (Деяния 15)
( Игорь Шиповский )

Первый апостольский собор

Подавляющее большинство христиан считает Закон, данный Богом Моисею на Синае, в той или иной степени отменённым. 15 главу книги «Деяния апостолов», в которой описан спор между руководителями первых христианских общин по поводу приёма в церковь язычников, «беззаконники» используют в качестве одного из главных аргументов.

При этом мало кто утруждает себя разбором этого эпизода. Я бы даже сказал, что христианские богословы сознательно камуфлируют и искажают суть тех событий. Первый апостольский собор трактуют пастве с позиций сегодняшних христианских доктрин, а это в корне неверно. Наоборот, христиане должны строить свою доктрину на основании изложенных в Библии принципов.

Давайте посмотрим, что произошло в конце сороковых годов (лет через пятнадцать после казни и воскресения Христа) в Иерусалиме.


«вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого» (Марк 7:8)

За полторы тысячи лет до новозаветных событий Бог поручил евреям великую миссию. Он создал из потомков Израиля народ, который должен был стать священником для всего человечества (Исход 19:5-8). Бог дал евреям Закон и велел распространить его среди всех других народов: «Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Моё простёрлось до концов земли» (Исаия 49:6, Деяния 13:47, 1-е Петра 2:9). Увы, евреи нарушили свою клятву и выполняли возложенную на них миссию не совсем так, как надеялся Господь. Точнее - совсем не так.

С одной стороны, они постоянно нарушали положения Закона Божьего, с другой - постоянно придумывали новые правила и предписания. К новозаветному времени наряду с Танахом («תנך» - это аббревиатура от слов «תּוֹרָה» (Закон), «נְבִיאִים» (Пророки) и «כְּתּוּבִים» (Писания)) у евреев сформировался ещё один свод законов - Мишна или Мишней Тора (устная тора).

Значительный вклад в создание и претворение в жизнь свода человеческих заповедей принадлежит фарисеям. Именно с этой группой, завоевавшей огромный авторитет и уважение в народе, Иисус вёл самые ожесточённые споры. Главный пункт обвинений - «вы устранили заповедь Божию преданием вашим» (Матфей 15:6 и мн. др.). Одним из проявлений фарисейского подхода стало обособление иудаизма. Вместо того, чтобы вести библейскую проповедь среди окружающих народов, евреи отгородились от них. Фарисеи не допускали представителей других народов к участию в иудейских культах, запрещали евреям есть за одним столом с язычниками, вести совместные дела и даже оказывать им помощь (Деяния 10:28 и др.).

На внутренней ограде храма, реконструированного Иродом, «находилась надпись, под страхом смертной казни запрещавшая иностранцам доступ сюда» Иосиф Флавий: «Иудейские древности», книга 15, глава 11, §5). «Такая доска из Иродова храма недавно найдена в Иерусалиме с греческой надписью следующего содержания; “Никакой иноплеменник не имеет доступа внутрь ограды и каменной стены вокруг храма. Кто будет застигнут в нарушении этого правила, пусть сам несет ответственность за смертную казнь, которая за это следует”.» Эрик Нюстрем: «Библейский словарь», статья «Храм Ирода»).


«Время Господу действовать: закон Твой разорили» (Псалтирь 118:126)

Одна из целей миссии Иисуса на Земле заключалась в том, чтобы размотать клубок фарисейских наслоений и вернуть народ к чистоте библейского учения. Иисус напомнил своим единоверцам, что главное в Законе - не церемониал, не обряды и не ритуалы, а любовь к ближнему.

Ещё одной задачей Иисуса была реализация изначального предназначения народа Израиля - распространение Слова Божьего по всей Земле. Апостолам была поставлена задача: «идите, научите все народы» (Матфея 28:19). Иисус вывел понятие ближнего из этнических рамок и распространил его фактически на всех людей (Лука 10:29-37, а также Галатам 3:28, Колоссянам 3:11 и мн. др.). В Иоппии Петру трижды было странное видение (Деяния 10:9-16, 11:4-10), которое он долго осмылял и понял наконец так: «и язычникам дал Бог покаяние в жизнь» (Деяния 15:6, 10:28, 10:34-35 и др.).


Суть вопроса

Фарисейская закваска оказалась очень въедливой. Евреи не хотели расставаться с пониманием богоизбранности как некой исключительности и превосходства. Особенно тяжело приходилось тем христианским общинам, в которых преобладали уверовавшие из фарисеев. Петра, Павла и других апостолов, проповедовавших евангелие среди язычников, обильно критиковали (Деяния 11:2, 13:50, 14:19, 21:21 и др.), а уверовавших из язычников не принимали в общины.

Для того, чтобы уладить это разногласие, апостолы и другие руководители нового иудейского течения и собрались в Иерусалиме (Деяния 15:6). Отметим сразу, что слово «закон» («νόμος» - закон, установление, законоположение), использованное в этом стихе, может означать разный свод установлений. Чтобы понять, о чём конкретно идёт речь, священнописатели часто ставили после слова «закон» дополнения, например:
• закон Моисеев (Лука 2:22, 24:44, Иоанн 7:23, Деяния 13:39, 15:5, 28:23)
• закон Господень (Лука 2:23, 2:24, 2:39)
• отеческий закон (Деяния 22:3)
• закон Иудейский (Деяния 25:8)
• закон царский (Иаков 2:8)
• закон свободы (Иаков 2:12)
• закон дел (Римлянам 3:27)
• закон веры (Римлянам 3:27)
• закон замужества (Римлянам 7:2)
• закон Божий (Римлянам 7:22, 7:25, 8:7)
• иной закон, противоборствующий закону ума (Римлянам 7:23)
• закон греховный (Римлянам 7:23)
• закон греха (Римлянам 7:25)
• закон духа жизни во Христе Иисусе (Римлянам 8:2)
• закон греха и смерти (Римлянам 8:2)
• закон праведности (Римлянам 9:31)
• закон заповедей (Ефесянам 2:15)
• закон заповедей плотских (Евреям 7:16)
• учение фарисейское (Филимону 3:5)

В рассматриваемом нами фрагменте слово «закон» (Деяния 15:5) выступает синонимом слова «обряд» («ἔΘος» - обычай, обряд, обыкновение, привычка) (Деяния 15:1). Часть делегатов «ἀπὸ τῆς αἱρέσεως τῶν Φαρισαίων» (дословно: «из учения фарисеев») настаивала на том, что надо требовать от прозелитов соблюдения всех предписанных для обращающихся в иудейство обрядов и ритуалов.

Обрезание по Моисееву обряду (Бытие 17:10-14, Исход 12:48-49) и клятва на верность закону Моисея (Второзаконие 29:9-15 и др.) - это типичные правила гиюра. Возможно, от прозелитов требовали исполнения других обрядов - острижение, очищение, жертвоприношение и др. (Деяния 21:23-26). До соблюдения этих формальностей кандидата считали язычником и не допускали в собрания (Деяния 21:29-30).

Об обряде обрезания известно, что «оно не от Моисея, но от отцов» (Иоанн 7:22), что оно было дано Аврааму и его потомкам за 450 лет до Исхода (Бытие 15:10). У евреев и арабов обрезание практикуется до сих пор и никем не оспаривается. Но братья из язычников, как можно догадаться, роду Авраама не принадлежат. Т.е., требование обрезания к ним не относится. Следовательно, принявшие христианское учение фарисеи вели речь не столько Законе Моисея, сколько о навешенных ими же самими предписаниях по соблюдению Закона - об устной Торе.

Авторы синодального перевода сочли должным не переводить слово «αἱρέσεως» (Деяния 15:5) словом «учение», как они это делали в других местах (Деяния 26:5, 28:22, 1-е Коринфянам 11:19), а поставить транслитерацию «ересь». Возможно, таким образом они хотели подчеркнуть разницу между Законом Божьим и человеческими учениями.


Участники собора и их позиции по отношению к Закону

Очень любопытен в этой связи стих Деяния 15:10. Пётр, сам всегда и во всём следовавший Закону (Деяния 5:9, 10:14, 11:8), вдруг называет требования законников невыносимым игом и искушением Бога (Деяния 15:10). Не странно ли? Незадолго до этих событий Сам Иисус высказался примерно в том же ключе, но не о Моисеевом Законе, а о фарисейских предписаниях, которыми он оброс (Матфей 23:4, Лука 11:46). Логично предположить, что апостол, следуя своему Учителю, тоже направил критику на заповеди человеческие. Эту мысль подтверждают восторженные слова Петра о Писании (1-е Петра 1:25, 2-е Петра 1:19, 3:2, Деяния 2:14-36) и критика человеческих наслоений (2-е Петра 1:16, 2:1, 2:21, 3:17, Деяния 4:19, 5:29)

Пётр много предостерегал новобранцев (2-е Петра 1:1, 3:1) о пагубности беззакония и необходимости вести праведную жизнь: «берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников» (2-е Петра 3:17), ибо грешники «получат возмездие за беззаконие» (2-е Петра 2:13). Пётр предупреждал об опасности лжеучителей (2-е Петра 2:1), которые проповедуют свободу (2-е Петра 2:19) и критиков Священного Писания (2-е Петра 3:3-4). Он привёл в качестве примера судьбу нечестивцев: согрешивших ангелов, растлившийся допотопный мир, жителей Содома и Гоморры, алчного Валаама (2-е Петра 2:4-6, 15), учил проверять всех новоявленных пророков на предмет соответствия Танаху (2-е Петра 1:19).

Пётр много раз демонстрировал слабоволие (Матфей 14:28-31, 16:23, 26:40, 26:74-75 и др.), но гораздо чаще он доказывал свою твёрдость в вере и преданность Иисусу (Матфей 4:20, 16:15-19, Иоанн 6:8, 18:10 и др.).

Пётр апеллировал к посланиям Павла. По его словам, во всех посланиях Павел призывает христиан быть «неосквернёнными и непорочными» (2-е Петра 3:14). Пётр назвал письма Павла сложными, выразил обеспокоенность тем, что беззаконники пользуются этим и извращают их в свою пользу, призвал собратьев не заблуждаться на этот счёт - возрастая в познании Христа, оставаться твёрдыми в своих убеждениях (2-е Петра 3:15-18).

Павел - непорочный в Законе, еврей от евреев, ревностный фарисей, воспитаннык известного раввина Гамалиила (Деяния 22:3, Филиппийцам 3:5-6) - тоже принял участие в собрании (Деяния 15:12). Он неоднократно выступал в Синедрионе, перед первосвященниками, царём Агриппой и другими знающими Закон людьми. Каждый раз он доказывал, что, как и Христос, в своём учении ни на йоту не отступил от Закона (Деяния 23:1, 23:9, 24:14, 25:8, 28:23 и мн. др.). Павел сохранил преданность «отеческому закону» до конца дней. В своих посланиях он называет его духовным, святым, праведным, добрым (Римлянам 2:13-15, 3:31, 7:12, 7:14, 7:16, 13:8-10, Галатам 5:14 и др.).

В прениях участвовал Варнава - принявший Иисуса левит (Деяния 4:36). Приняв Евангелие, он вместе с Павлом везде и всюду проповедовал Слово Божие (Деяния 13:7, 13:14-42, 15:35-36 и др.).

Ещё один участник собора - Иаков, брат Господень, ортодоксальный иудей, ставший главой иерусалимской христианской общины. Иаков - автор одного из посланий, включённых в канон. Оно является чуть ли не одой Закону. Иакову принадлежат афоризмы:
«... вера без дел мертва» (Иаков 2:20, 2:26, 2:17)
«Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут» (Иаков 2:19)
«Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?» (Иаков 2:24)
«Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чём-нибудь, тот становится виновным во всём» (Иаков 2:10)
«... кто вникнет в закон совершенный, [закон] свободы, и пребудет в нём, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет ...» (Иаков 1:25)
«Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, - хорошо делаете» (Иаков 2:8)
«Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы» (Иаков 2:12)
«Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить ...» (Иаков 4:12)

Спустя несколько лет после собора Иаков напомнил Павлу о том, что его постановление касалось только обрядовой части - еврейских обычаев и традиций, которые не носили обязательного характера для представителей других народов. Иаков предложил Павлу доказать, что он сам придерживается всех предписанных правил и ритуалов. (Деяния 21:18-25)


Вернёмся к сути вопроса

Мы не имеем права считать Иакова лицемером (Иаков 1:8). Значит, он не мог говорить на соборе что-либо против Закона. Предполагать, что Пётр хулил Слово Божие, мы тоже не можем. Считать, что на соборе Павел отвергал Закон, невозможно. Неужели против Закона выступали иудеохристиане, «ревнители закона» (Деяния 21:20)? Конечно, этого не мог делать ни один из участников собора. Увы, автор Деяний опустил имена и аргументы уверовавших «из фарисейской ереси» (Деяния 15:5), сразу перейдя к выступлению Петра. Поэтому судить о том, соблюдения каких конкретно предписаний они требовали от прозелитов, мы можем лишь по двум стихам:
«должно обрезывать [язычников] и заповедывать соблюдать закон Моисеев» (Деяния 15:5)
«если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись» (Деяния 15:1)

Очевидно, что на первом апостольском соборе обсуждался не Закон, а обряды, предписанные согласно фарисейскому учению для обращающихся из язычников, - правила гиюра.

Пётр высказал мнение, что для Бога нет никакой разницы между обрезанными и необрезанными, что обращение к Богу не требует соблюдения каких-либо формальностей. Главное - вера. Апостолы рассказали собранию о многих фактах излияния Святого Духа на необрезанных. Правильность своей мысли они подтвердили словами Танаха. (Деяния 15:7-17, Амос 9:11-12)

Требовать от прозелитов клятву на верность Закону просто бессмысленно: если у евреев дело законничества было поставлено «от древних родов по всем городам» (Деяния 15:21), то представители прочих народов не имели возможности изучить Закон.

Приняв аргументы апостолов, собрание согласилось, что никакой обряд, в том числе обрезание, не влияет на спасение, что спасение даётся «благодатию Господа Иисуса Христа» (Деяния 15:11). Посему было принято решение рекомендовать всем братьям не обременять прозелитов бессмысленными обрядами и клятвами, принимать их в общину без лишних формальностей (Деяния 15:19-20, 15:28-29, 21:25).

Решение первого апостольского собора ни коим образом не касается Закона, записанного Моисеем. Закон был дан Самим Богом (Исход 20:1, Левит 18:4, Второзаконие 4:1, 11:1 и мн. др.). Решение о поблажках для прозелитов было принято людьми - апостолами и пресвитерами (Деяния 15:6, 15:22). Представим себе, что какой-нибудь Президент издал указ. Кто мог бы его отменить? У кого есть соответствующие полномочия? Может быть, Совет Министров? Абсурд! Он обязан исполнять указы Президента, а не наоборот. Точно так же у апостольского собора нет и не может быть компетенции отменять Закон, установленный высшим органом.

Соблюдение Закона для всех, обратившихся к Богу, обязательно: «у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их» (Лука 16:29, а также: Матфей 13:40-42, 5:17-19, 19:16-19, Марк 10:17-19, Лука 18:18-20, Иоанн 14:1-31, 15:10, Екклесиаст 7:17, 8:5 и мн. др.)


Post Scriptum

Современные традиции и представления скрывают от нас, сегодняшних, образ мысли, мотивы поведения и движущие силы библейских героев. Незнание исторических, культурных, географических, лингвистических и прочих особенностей того времени искажает восприятие текстов Священного Писания. Усугубляет ситуацию изменение лексикона и семантики многих слов и выражений, произошедшее за 2000 лет, а также недоступность оригиналов вследствие незнания языков Писания.

Если мы действительно хотим выяснить для себя волю Бога, у нас нет другого выхода - мы обязаны отрешиться от своего восприятия и беспристрастно вникать во все детали библейского повествования, искать именно тот смысл, который закладывали в свои тексты пророки.


© Игорь Шиповский, апрель 2013

2013-04-12 13:31:33


Источник: http://holyscripture.ru/forum/viewtopic.php?p=2793#p2793


закон, законничество, собор, заповедь, завет Статьи. Новое в данном разделе.
А на небе всё по-другомуА на небе всё по-другому
ЗмееловЗмеелов
православные cтатьи,христианство,литература,искусство,религия,христианский журнал,литературный журнал,
православие культура  Смайлики
За горы, за горизонтыЗа горы, за горизонты
православные cтатьи,христианство,литература,искусство,религия,христианский журнал,литературный журнал,
православие культура  Богоявление
православные cтатьи,христианство,литература,искусство,религия,христианский журнал,литературный журнал,
православие культура  Эуа!
ЧасыЧасы
Терпи хорошееТерпи хорошее
Обмен (рассказ)Обмен (рассказ)
Пункт Б (повесть)Пункт Б (повесть)
Шторм (рассказ)Шторм (рассказ)
Сила тяготения (рассказ)Сила тяготения (рассказ)
Самое лучшее (рассказ)Самое лучшее (рассказ)
Горение (рассказ)Горение (рассказ)
Буду любить его всегда (рассказ)Буду любить его всегда (рассказ)
Безгрешная машина (рассказы)Безгрешная машина (рассказы)
Чудесная причина (рассказ)Чудесная причина (рассказ)
Слезы на том берегу (рассказ)Слезы на том берегу (рассказ)
Трудная дорога к морю (повесть)Трудная дорога к морю (повесть)
Темная комната (повесть)Темная комната (повесть)

Домой написать нам
Дизайн и программирование
N-Studio
Причал: Христианское творчество, психологи Любая перепечатка возможна только при выполнении условий. Несанкционированное использование материалов запрещено. Все права защищены
© 2024 Причал
Наши спонсоры: