"Принес Моисей от горы Синайской Закон, а не Благодать, тень, а не Истину." {Слово о законе и благодати. Первый русский митрополит Илларион, 1050 г}
Часть I. Лёгкий очерк Повести временных лет
Россия. "Из мрачной глубины веков ты поднималась исполином"...
Россияне об этом подъёме могут узнать лишь из "Повести временных лет", в основе которой лежит Ипатьевская летопись, датированная примерно 1113 годом. Написана она монахом-черноризцем Киево-Печорского монастыря. А начинается она словами из Торы Моисея (Ветхий Завет):
*[Ип.] "..После потопа трое сыновей Ноя разделили землю: Сим, Хам, Иафет." [Ип.]*
Читая сию изторыю, невольно чувствуешь погружение своего сознания в мрак, всё дальше уходя от света истины.
*[Ип.] "Въ Афетови же части седить русь, чюдь и вси языце: меря, мурома, весь, мордва, заволочьская чюдь, пермь, печера, ямь, югра, литва, зимигола, корсь, летьгола, либь. Ляхове же, и пруси и чюдь приседять к морю Вяряскому." [Ип.]*
Прим:
"Языце" (Язы^те). Не те ли это язы (языги*) по-Птолемею, упоминаемые им в составе племён Сармат, т.к. "языки" (народов) употребляются в ПВЛ по прямому назначению.
Или это т. н. язычники, т.е. те народы, которые ещё не приняли христианство? Впрочем, нет. Славян: словен, полян, бужан, северян, кривичей, вятичей- автор не называет словом "языче". Вятичи и кривичи, к тому времени, были точно не крещёны.
*[Ип.] "По сему же морю седять варязи семо къ вьстоку до предела Симова, по тому же морю седять къ западу до земли Агаряньски и до Волошьскые." [Ип.]*
Перевод:
По сему же морю (речь идёт о Балтийском, но в зап. источниках того времени оно называется Восточным) сидят варязи [1] отсюда к востоку до предела Симова (нижн. Волга- Каспийское море), по тому же морю (автор не упоминает здесь "того" моря, однако, ниже, по тексту ПВЛ, называет его Хвалийским [2]) сидят (о варягах) к западу до земли Агаряньски (мусульманской/арабской, из Библии- Агарь, мать Исмаила) и Волошьскые (до района Подунавья, см. волохи/валахи [3]).
Прим:
1- Варязи> Вари^язи > Водные язы ("вари"- вода, санскр; "язи" - язы/языги). Язы те же, но с жизнедеятельностью на воде. В Приуралье на карталинском наречии слово "варь" (см. словарь П.С.Палласа, стр. 261) означает "бить/ударить". С учётом двух значений: Варязи- водные боевые/ударные Язы.
2- "Ис того же леса потечеть Волга на въстокъ и вътечет седьмьюдесятъ жерелъ в море Хвалийское".
3- Волохи, см текст: "Словеньску же языку, якоже ркохом, живущю на Дунаи, придоша от скуфъ, рекше от козаръ, рекомии болгаре, и седоша по Дунаеви, населнице словеномъ беша. А посемъ придоша угре белии и наследиша землю словеньскую, прогнавше волохы, иже беша прияле землю словеньску."
Из этого текста следует, что варязи "седять". А сидят варязи у Варяжского моря и к востоку (где, как не по Волге) до того моря, и к западу от того моря (Хвалийского, Хазарского), т.е. на территориях хазар, аж до турок и среднего Подунавья.
*[Ип.] "Афетово же колено и то: варязи, свеи, урмане, готе, русь, агляне, галичане, волохове, римляне, немци, корлязи, венедици, фрягове и прочии, приседять от запада къ полуденью и съседятся съ племенем Хамовомъ." [Ип.]*
Прим:
Перечисляя народы Европы, автор ставит варягов на первое место (заказ), вновь включая и Русь в этот список не среди "прочих". Возможно и то, что в рядах варягов (викингов) могли быть представители перечисленных племён.
*[Ип.] "Ис того же леса потечеть Волга на въстокъ и вътечет седьмьюдесятъ жерелъ в море Хвалийское. Темьже из Руси можеть ити по Волзе в Болгары и въ Хвалисы, и на въстокъ доити въ жеребий Симовъ, а по Двине въ Варягы, а изъ Варягъ и до Рима, от Рима же и до племени Хамова. А Днепръ втечет в Понтеское море треми жералы, иже море словеть Руское, по нему же училъ святый апостолъ Андрей, братъ Петровъ." [Ип.]*
Перевод:
Из того же леса течёт Волга на восток и втекает "седьмьюдесять жерель" (70 руслами) в море Хвалийское (Хазарское). "Темьже" (т.е. течением Волги) "можно ити" из Руси в Болгары (город волжских булгар, данников хазар) и в Хвалисы (Хазары велеречивые), и на востоке достичь рубежей Симовых, а по Двине (из того же леса) в Варяги (на варяжскую территорию), а из Варяг и до Рима (огибая побережье западной Европы), а от Рима и до племени Хамова. А Днепр течёт в Понтийское (Черное) море тремя руслами, и это море "словеть" (слывёт) Руское, по нему учил святой апостол Андрей, брат Петра.
Прим:
От ал-Мас`уди: “Мы привели это сообщение, чтобы опровергнуть тех, которые утверждают, будто Хазарское море соединяется с Мэотис (Азовским морем) и через Мэотис и Понт — с Константинопольским проливом. Если бы это было так, русы нашли бы выход, потому что Понт — их море, как уже упоминалось." ("Россыпи золота", 943 г.)
Очевидно, что во времена написания "Повести" русла рек назывались словом "жерель" и что Русь находится где-то в верховьях Волги, но, ко всему прочему, ещё и Чёрное море кое-кто называет "руским", которое греки в те времена называли эвксинским Понтом. Возможно, что и по побережью Чёрного моря водились племена народа Русь так же, как и в русле нижнего Дуная (до волохов).
Да, но с чем связана трансформация названия русла реки? Знать по "жерелям" рек Русь всё-таки ловила себе рабов. Рус^ло(вит). И не только с помощью грубой силы, но и применяя более пикантное оружие - обнажённые женские прелести как бы купающихся одиноких дев (ловля на живца). Рус ^ алки. Мужик и ног русалок, стоящих по колено в воде, рассмотреть не успевал, как тут же оказывался в мешке. В словаре Даля "алкать" -хотеть, жаждать чего-то. А чего мужик хотел и так понятно.
*[Ип.] "На Беле озере седять весь, а на Ростове озере меря, а на Клещине озере седять меря же. А по Оце реце, кде втечеть въ Волгу, языкъ свой — мурома, и черемиси свой языкъ, и мордва свой языкъ. Се бо токмо словенескъ языкъ в Руси: поляне, деревляне, новъгородьци, полочане, дьрьговичи, северо, бужане, зане седять по Бугу, послеже же волыняне." [Ип.]*
Перевод:
На Белом озере сидят Весь, а на Ростове озере (озеро Неро) Меря, а на Клещине озере (Переславское) сидят Меря тоже. А по Оке реке, где впадает в Волгу, язык свой- Мурома, и у Черемисы свой язык, и у Мордвы свой язык. Вот только словенский язык в Руси: поляне, древляне, новгородцы (словены), полочане, дреговичи, северяне, бужане, что сидят по Бугу, после же (пришедшие после остальных) волыняне".
Прим:
В этом тексте, вначале, перечислены финно-угорские народы с привязкой их к важным водным объектам руси на Волге: Белоозеро, Ростовское озеро и Клещино озеро. Кстати, там же "седять варязи семо къ вьстоку до предела Симова". Язы`ци на земле, а вари`Язы в основном по жерелям. Под словенским языком следует подразумевать славянский, т.к. иного языка у этих племён мы не знаем.
*[Ип.] "И се суть инии языце, иже дань дают Руси: чудь, весь, меря, мурома, черемись, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимегола, корсь, нерома, либь: си суть свой языкъ имуще, от колена Афетова, иже живуть на странахъ полунощныхъ." [Ип.]*
Перевод:
И эти суть иные "языце" (языги, не славяне), они же дань дают Руси: чудь, весь, меря, мурома, черемись, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимегола, корсь, нерома, либь: эти суть свой язык имеют, от колена Афетова, которые живут в странах северных.
Прим:
До завоевания ранее перечисленных племён славян, данниками руси были уже почти все финно-угорские народы северо-восточной Европы. Знать водные мобильные отряды руси (варяги) постарались.
*[Ип.] "Словеньску же языку, якоже ркохом, живущю на Дунаи, придоша от скуфъ, рекше от козаръ, рекомии болгаре, и седоша по Дунаеви, населнице словеномъ беша. А посемъ придоша угре белии и наследиша землю словеньскую, прогнавше волохы, иже беша приял; землю словеньску. Си бо угри почаша быти пр-Ираклии цесари, иже ходиша на Хоздроя, цесаря перьскаго." [Ип.]*
Перевод:
Словенские же языки, как уже говорили, живущие на Дунае, пришедшие от скифов (из земель сармат), по-иному от хазар, прозываемые болгаре, и осевшие на Дунае (племена Аспаруха, 668 г.), наследниками славян были. А потом пришли угры белые и населили землю славянскую, прогнали волохов (которые отошли выше по Дунаю), они же "беша прияле" (захватили) землю славянскую. Эти вот угры "почаша" (часто) были (союзниками) при царе Ираклии, они же ходили на Хосрова, царя персидского(с 622г., походы имп. Ираклия в союзе с хазарами и народами Кавказа против персов).
Прим:
"Они же (угры белые) захватили землю славянскую. В то же время становится понятным ранее прочитанный текст - "седять къ западу до земли Агаряньски и до Волошьскые". Русы, они же "угры белые", это те угры (остаточное - Угорская Русь Подкарпатья, т.н. Русины), что прогнали волохов (валахов) с устья Дуная и они же "родственники" хазар, бывшие в те времена и на восточном Кавказе. В доказательство угры-русь текст из Никоновской летописи: [H]"И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли Аскольда на горе, которая называется ныне Угорской [Н]"!
"Рассказывают также, что Рус и Хазар были от одной матери и отца. Затем Рус вырос и, так как не имел места, которое ему пришлось бы по душе, написал письмо Хазару и попросил у того часть его страны, чтобы там обосноваться. Рус искал и нашел место себе. Остров не большой и не маленький, с болотистой почвой и гнилым воздухом; там он и обосновался. Место то лесистое и труднодоступное, и никогда ни один человек не достигал того места, разве что Гуштасф по приказу отца своего Лехрасфа в то время, когда Кей-Хосров (царь Персии) его послал к хазарам и аланам, и об этом будет сказано в своем месте, если захочет бог." (Текст о русах из сочинения "Моджмал ат-таварих", 1126 г.)
*[Ип.] "Поляномъ живущимъ о себе, якоже ркохомъ, сущии от рода словеньска и наркошася поляне, а деревляне от словенъ же и нарекошася древляне; радимичи бо и вятичи от ляховъ. Бяста бо два брата в лясехъ: Радимъ, а другый Вятко, и, пришедша, седоста: Радимъ на Съжю, и прозвашася радимичи, а Вятко седе своимъ родомъ по Оце, от него прозвашася вятичи. И живяху в мире поляне, и древляне, и северо, и радимичи, и вятичи и хорвати. Дулеби же живяху по Бугу, кде ныне волыняне, а уличи, тиверци седяху по Бугу и по Днепру, и приседяху къ Дунаеви. И бе множество ихъ, седяху бо по Бугу и по Днепру оли до моря, и суть городы ихъ и до сего дне, да то ся зовяху от Грекъ Великая скуфь." [Ип.]*
Перевод:
Поляне живущие особо, как рассказывали, сущие от рода словенского (славянского) и назвались поляне, а древляне от словен (славян) же и назвались древляне; радимичи "бо" (будто,- неопределённость) и вятичи от "ляховъ" (поляк). "Бяста" (были/говорят, -имперфект- несовершённое, несовершенное) будто два брата в "лясехъ" (лесах, а не "ис" либо "от" ляховъ): Радим, а другой Вятко, и, пришедши, сели: Радим на Сожи, и назвались радимичи, а Вятко сел со своим родом по Оке, от него прозвались вятичи. И живут в мире поляне, и древляне, и северяне, и радимичи, и вятичи и хорвати. Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне(?), а уличи, тиверцы сидят по Бугу и по Днепру, и соединяются с Дунайцами (в Оковском лесу, с вятичами). И было множество их: сидящих будто по Бугу и по Днепру "оли" (то ли) до моря, и существуют города их и до сего дня, да так и сейчас зовутся Греками Великая скифь.
Прим:
"Множество" славянских племён усадил наш монах на Буг и Днепр, а в конце взял и заретушировал их всех двумя словами - "Великая скифь", в отличие от дотошного описания северных финно-угорских племён. По отношению к радимичам и, в особенности, к вятичам даже сказку сказывал, выводя их из Польши. Вытащил из какого-то леса Вятко со своим племенем и усадил на р. Оку (а почему не на р. Вятку?). А вместо дулебов затащил на Буг волынян.
"В сороковых годах Х в., лет за сто до составления Повести временных лет, писал о восточных славянах араб Масуди в своём географическом сочинении "Золотые луга". Здесь он рассказывает, что одно из славянских племён, коренное между ними, некогда господствовало над прочими, верховный царь был у него (Кробат), и этому царю повиновались все прочие цари; но потом пошли раздоры между их племенами, союз их разрушился, они разделились на отдельные колена, и каждое племя выбрало себе отдельного царя. Это господствовавшее некогда славянское племя Масуди называет валинана (волыняне)". {Ключевский В.О.} Волыняне - vulgari^s (лат)- вольный народ, свободный; записанный у греков как - б(в)улгары.
Вятичи- племя булгар-асов (котраги) Подонья и Поочья, которые вынуждены были мигрировать из Великой Булгарии (р-н Предкавказья и Причерноморья, ранее Сарматия) от хазар на север, в то время (вторая половина VII века) когда другое племя булгар (с Аспарухом) ушло за Дунай. Ещё одно племя булгар (Батбаяна) захватили хазары и расселили на левобережье Волги (волжские булгары).
*[Ип.] "А радимичи, и вятичи и северо одинъ обычай имяху: живяху в лесе, якоже всякый звер, ядуще все нечисто, и срамословье в нихъ предъ отьци и пред снохами, и бьраци не бываху в нихъ, но игрища межю селы, и схожахуся на игрища, на плясанья и на вся бесовьскыя песни, и ту умыкаху жены собе, с неюже кто свещевашеся. Имяхут же по две и по три жены. И аще кто умряше, творяху трызну надъ нимь, и посемъ творяху кладу велику, и възложать на кладу мертвеца и съжигаху, и посемъ, събравше кости, вложаху въ <...> ссудъ малъ и поставляху на столпе на путехъ, иже творять вятичи и ныне. Си же обычаи творяху и кривичи и прочии погании, не ведуще закона Божиа, но творяху сами себе законъ." [Ип.]*
Перевод:
А радимичи, и вятичи и северяне один обычай имеют: живут в лесу, как всякий зверь, едят всё нечистое, и срамословят при отцах и при снохах, и браков не бывало у них, но игрища вели меж сёлами, и сходясь на игрища, на пляски и на всякие бесовские песни, и тогда умыкали жёну себе, кто с нею же договорился. Имеют же по две и по три жены. А ещё кто умрёт, творят тризну над ним, и тогда делают кладку великую, и возлагают на кладку мертвеца и сжигают, и потом, собравши кости, вкладывают их в сосуд малый и выставляют на столбах на дорогах, это же творят вятичи и ныне. Эти же обычаи творят и кривичи и прочие поганые, не ведающие закона Божьего, но творят сами себе закон.
Прим:
Ненависти в этом тексте у религиозного "законника" к славянам через край, видно долго не могли завоевать вятичей Поочья варяги. Вот что пишут об обрядах погребения у кривичей и вятичей историки этого региона:
"В VIII-IX вв. на Верхнюю Оку проникают славянские племена. Самым многочисленным славянским племенем здесь были вятичи. На притоках Оки и реках деснинского бассейна поселились кривичи. Более многочисленные славяне ассимилировали носителей мощинской и дьяковской культур. Памятниками, оставленными славянами являются селища, курганные могильники и многочисленные городища. На раннем этапе (8-10 вв.) у кривичей и вятичей прах умершего хоронили: кривичи - в длинных курганах; вятичи - в круглых. Поздний этап (10-13 вв.) характеризуется обрядом трупоположения в курганах круглой формы у обоих племён. А в более позднюю эпоху, умерших стали помещать в неглубокие могильные ямы. Ориентация положения трупов северо-восточное, а позднее - юго-западное".
"..и многочисленные городища". А вот наш учёный монах утверждает, что " живяху в лесе, якоже всякый звер". Кроме того, именно русы имели обычай сжигать своих соплеменников- см. часть 2, "Взгляд с Востока на Русь" ("Заметки", Ибн Фадлан).
*[Ип.]"В лето 6367. Имаху дань варязи, приходяще изъ заморья, на чюди, и на словенехъ, и на меряхъ и на всехъ, кривичахъ. А козаре имахуть на полянех, и на северехъ, и на вятичихъ, имаху по беле и веверици тако от дыма." [Ип.]*
Перевод:
В год 859. Взимали дань варязи, приходящие из заморья (чужих краёв, словарь Даля), с чюди, и со словен, с меря и со всех, кривичей. А хазары взымают с полян, и с северян, и с вятичей, взымая по белке и бобрице (бобёр, греки часто путали букву "в" с "б") от дыма (из трубы).
Прим:
"Буревой (старейшина), имея тяжку войну с варяги, множицею побеждаше их и облада всю Бярмию (в Карелии) до Кумени (р. Кюмень, ю.-в. Финляндии). Последи при оной реце побежден бысть, вся свои вой погуби, едва сам спасеся, иде во град Бармы (Биармии), иже на острове сый крепце устроенный, иде же князи подвластии пребываху, и тамо, пребывая, умре. Варяги же, абие пришедшие град Великий и протчии обладаша и дань тяжку возложиша на словяны, русь и чудь." (В.Н. Татищев, И.Р.) Татищев здесь явно путает русь с меря, т.к. кроме него о дани с руси никто не писал.
На славянском теле появились два "кровососущих" паразита. Варяги с одной стороны, хазары-с другой. В 859 году варяги уже начинают собирать дань и со славян: кривичей и словен. Племя "русь" здесь пока не упоминается, оно ждёт своего часа, сидя по берегах рек, озёр и морей.
*[Ип.] "В лето 6370. И изгнаша варягы за море, и не даша имъ дани, и почаша сами в собе володети. И не бе в нихъ правды, и въста родъ на род, и быша усобице в них, и воевати сами на ся почаша. И ркоша: «Поищемъ сами в собе князя, иже бы володелъ нами и рядилъ по ряду, по праву.» Идоша за море к варягом, к руси. Сице бо звахуть ты варягы русь, яко се друзии зовутся свее, друзии же урмани, аньгляне, инеи и готе, тако и си. Ркоша руси чюдь, словене, кривичи и вся: «Земля наша велика и обилна, а наряда въ ней нетъ. Да поидете княжить и володеть нами». И изъбрашася трие брата с роды своими, и пояша по собе всю русь, и придоша къ словеномъ первее. И срубиша город Ладогу. И седе старейший в Ладозе Рюрикъ, а другий, Синеусъ на Беле озере, а третей Труворъ въ Изборьсце. И от техъ варягъ прозвася Руская земля." [Ип.]*
Перевод:
В год 862. И изгнали варягов за море (пространное выражение), и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было в них правды (из за того, что не дали варягам дани?!) и восстал род на род, и была междоусобица, и воевали сами с собой часто (прямо какое-то "проклятие" варяг). И сказали: "поищем сами у себя князя, который бы владел нами и судил по закону, по праву". Пошли за море к варягам, к руси. Эти будто звались ты варягы русь, как те другие (такие же) зовутся "свее" (свевы?), другие же "урмани" (варяги северных рек; урманы- темный прибрежный лес рек зап. Сибири, символично), англичане, иные и готы (этим промыслом занимаются), так и эти. Сказали руси чудь (в Никоновской летописи- меря), словены, кривичи и все: "Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Да приходите княжить и владеть нами". И избрались три брата с родами своими и взяли с собой всю русь (на халяву), и пришли к словенам вначале. И срубили город Ладогу. И сел старший Рюрик в Ладоге, а другой, Синеус на Белом Озере, а третий Трувор в Изборске. От тех варягов прозвалась Русская земля.
Прим:
Как сказал бы Станиславский в этом случае? Правильно: не верю. Кто-то там не дал дань бедным варягам и бог проклял сей народ, и "не стало у них правды и восстал род на род". Явно чувствуется запах Ветхого завета. А читая вот эти строки: " Идоша за море к варягом, к руси", невольно представляется траурная процессия из поникших чудей, словен, кривичей и всех, идущих за море с угрызением совести за то, что не дали дань ворюгам. А когда обошли море и увидели каких-то людей, то, сразу не угадав, спросили: "это ты варяги русь?".
И на такой явный бред клюнули мужи от истории?! Так другого нет, скажут они. Понятно, "на безрыбье и рак - рыба". От тех изториков и прозвалась русская земля медвежьей страной.
Дополнение из Никоновской летописи (1094 г.):
*[H] "Восташа Словене, рекше Новгородцы и Меря и Кривичи, наВаряги, и изгнаша ихъ заморе, и недаша имъ дани: начаша сами себе владети, и городы ставиши. И не бе в нихъ правды, и воста родъ на родъ, и рати , и пленения, и кровопролития безпрестани. Посемъ собравшеся реша ксебе: поищем меж себе, да хто бы внас Князь был, и владелъ нами; поищемъ, и уставимъ таковаго или отнасъ, или отКазаръ, или отПолянъ или отДунаичевъ, или отВарягъ. И бысть осемъ молва велия, овемъ сего, овемъ другаго хотящимъ; таже совещавшеся послаша вВаряги."[H]*
Перевод:
Восстали Словены, называемые Новгородцы и Меря и Кривичи, на Варягов, и изгнали их за море, и не дав им дани [1]: начали сами собой владеть, и города ставить. И не было в них правды, и восстал род на род, и драки и пленения и кровопролития беспрестанно. Посему собравшись решили сами: поищем меж собою, да кто бы в нас Князь был, и владел нами; поищем, и поставим такого или от нас, или от Хазар, или от Полян или от Дунайцев, или от Варяг. О была о сём молва великая (долгие выборы), выберем сего, выберем другого желающего; однако же посоветовавшись послали к Варягам.
Прим:
1- "Людие же терпяху тугу велику от варяг, пославше к Буривою, испросиша у него сына Гостомысла, да княжит (быть старейшиной) во Велице граде. И егда Гостомысл приз власть, абие варяги бывшия овы изби, овы изгна, и дань варягом отрече, и, шед на ня, победи…" (В.Н. Татищев, "И.Р.")
Вот этот текст наиболее логичен в описании тех далёких событий. Объединились меж собой два племени славян: кривичи и новгородцы (Новгород уже построен), и данники варяг - меря (финно-угорцы). Прогнали обидчиков с помощью Гостомысла и начали строить города. Почему не заладилось дело? Три племени это не одно, в котором выбирали своих старейшин, зная их славные дела. А в этом случае нужно было утвердить незнакомого вождя. Между тем и сами эти три старейшины, возможно, не могли договориться меж собой кому быть главным.
Прогнали Варягов по Ипатьевской летописи в 862 году (дата вызывает сомнение), а это значит, что ещё пять лет по крайней мере(см. ниже) им понадобилось для того, чтобы, пройдя через драки и кровопролития между славянскими родами, решиться на столь унизительный поступок- пойти просить Варягов руководить ими после смерти Гостомысла. Почему выбор пал именно на Варягов, а не на родственных Словенам, к примеру, Полян и Дунайцев (вятичей)? Кривичи и Новгородцы очевидно понимали, что никакой разницы, в этом случае, не будет- те же славяне, как и Гостомысл.
"И въ то время въ Новеграде некый бе старейшина именемъ Гостомыслъ, скончаваетъ житіе, и созыва владалца сущая съ нимъ Новаграда, и рече: «советъ даю вамъ, да послете въ Порускую землю мудрыя мужи и призовете князя отъ тамо сущих родовъ".(Воскресенская летопись).
Нужна была более жесткая рука. К тому же племя Русь ещё недавно прославилось (861 год) своим удачным походом на Царьград, а жестокого нрава им было не занимать.
И ещё. Упоминаемые в летописи Дунайцы- болгары (асы) Поочья, соседи кривичей и полян и меря, а не волжские булгары (гос-во, подвластное хазарам, основано в Г.Джилки в 865 г, Ибн Фадлан: "На царе славян (булгар поволжья) дань, которую он платит царю хазар, от каждого дома в его государстве - шкуру соболя", и уж тем более не далёкое племя потомков Аспаруха за Дунаем на Балканах.
*[H] "ПриМихаиле и Василиi Царема, и придошиi Патриарсе, придоша Словене, рекше, Новгородцы и Меря и Кривичи, Варягомъ реша: земля наша велика и обильна, пойдите владети нами. Ониж бояхусь sверинаго ихъ обычая и нрава, и едва избрашась три браты."[H]*
Перевод:
При Михаиле и Василии Царема, и пришедшем Патриархе, пришли Словены, называемые Новгородцы и Меря и Кривичи, Варягам говоря: земля наша велика и обильна, пойдите владейте нами. Они же, боясь звериного их обычая и нрава, и "едва избрашась" (еле согласились пойти) три брата.
Прим:
"При Михаиле и Василии Царема" - Цари Михаил III и Василий Македонянин (Византийское со-царствие, 866-867 г.г., Константинополь), Патриарх Игнатий "пришёл" в 867г.
Начало владения Русью славянскими землями - 867 год от Р.Х. А почему не 862 год? А потому, что вот эти слова вызывают больше доверия: "ПриМихаиле и Василиi Царема, и придошиi Патриарсе", чем просто дата- "В лето 6370", которую можно было легко исправить.
Соцарствие Михаила III и Василия Македонянина продолжалось всего около двух лет 866-867. Патриарх Фотий I покинул патриаршество в 867 году, а на смену ему пришел Игнатий I в том же году.
*[H] "Пойдоша изНемецъ три браты со всемъ родомъ своимъ: Рюрикъ, Синеусъ, Триворъ. И бысть Рюрикъ старейшина вНовгороде, а Синеусъ старейшина бысть наБеле озере, а Трипоръ воИзборце. И оттехъ Варягов находниковъ прозвашась Русь, и оттоле словетъ Руская sемля, ижи суть Новгородстиi людие и до нынешняго дне. Преже бо нарицахусь Словене, а ныне Русь отъ техъ Варягъ прозвашась; сице бо Варяги звахуся Русью."[H]*
Перевод:
Пришли `изНемецъ`(немец- человек говорящий непонятно, словарь Даля) три брата со всем родом своим: Рюрик, Синеус, Тривор. И был Рюрик старейшина в Новгороде, а Синеус старейшина был на Белом озере, а Тривор в Изборце. И от этих Варягов поселенцев прозвалась Русь, и с тех пор называется Русской землёй, они же суть Новгородские люди и до нынешнего дня. Прежде назывались Словене, а ныне Русь от тех Варяг прозвалась; эти Варяги звались Русью.
Прим:
Старейшина это ещё не князь, старейшину можно и переизбрать за плохое правление, так надеялись новгородцы, я думаю. Однако дальнейшие события в течение пяти лет подвели новгородцев к логической развязке:
*[H] "Влето S`.T.O.B. Убиенъ бысть отъ болгоръ Осколдовъ сынъ. Тогоже лета оскорбишася Новгородцы глаголюще: яко быши намъ рабомъ, и много sла всячески пострадати отъ Рюрика и отъ рода его. Тогоже лета уби Рюрикъ Вадима храбраго, и иныхъ многихъ изби Новгородцевъ советниковъ его."[H]*
Перевод:
Убит был болгарами Оскольдов сын в 872 г. Того же года оскорблённые Новгородцы говорили: сколько быть нам рабами, и сколько зла можно нести от Рюрика и от рода его. Того же года убил Рюрик Вадима храброго, и иных многих избили Новгородцев- советников его.
Прим:
И уже не оставили шансов словенам изменить ход событий. ПЕРЕВОРОТ произошел! И как насмешка в адрес убийцы Рюрика звучат вот эти слова из Степенной книги: "Сказание о святом благочестии Российских началодержец и семени их святого". С убийства началось - убийством и закончилось русское самодержавие.
Часть II. Взгляд с Востока на Русь.
**"Что же касается ар-Русийи, то она находится на острове, окруженном озером. Остров, на котором они живут, протяженностью в три дня пути, покрыт лесами и болотами, нездоров и сыр до того, что стоит только человеку ступить ногой на землю, как последняя трясется из-за обилия в ней влаги. У них есть царь, называемый хакан русов. Они нападают на СЛАВЯН, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен, везут в Хазаран (Хазарию) и Булкар (Булгар, волжские булгары) и там продают. Они не имеют пашен, а питаются лишь тем, что привозят из земли славян. И нет у них недвижимого имущества, ни деревень, ни пашен. Единственное их занятие - торговля соболями, белками и прочими мехами, которые они продают покупателям. Получают они назначенную цену деньгами и завязывают их в свои пояса. Они соблюдают чистоту своих одежд, их мужчины носят золотые браслеты. С рабами они обращаются хорошо и заботятся об их одежде, потому что торгуют. У них много городов и живут они привольно. Гостям оказывают почет, и с чужеземцами, которые ищут их покровительства, обращаются хорошо, так же как и с теми, кто часто у них бывает, не позволяя никому из своих обижать или притеснять таких людей. Если же кто из них обидит или притеснит чужеземца, то помогают и защищают последнего. Мечи у них сулеймановы. И если какое-либо их племя поднимается, то вступаются они все. И нет между ними розни, но выступают единодушно на врага, пока его не победят. И если один из них возбудит дело против другого, то зовет его на суд к царю, перед которым и препираются. Когда же царь произнес приговор, исполняется то, что он велит. Если же обе стороны недовольны приговором царя, то по его приказанию дело решается оружием, и чей из мечей острее, тот и побеждает. На этот поединок родственники приходят вооруженные и становятся. Затем соперники вступают в бой, и кто одолеет противника, выигрывает дело. Есть у них знахари, из которых иные повелевают царем (волхвы), как будто бы они их начальники." (Ибн Русте, "ал-А 'лак ан-нафиса")**
Прим:
У русов царя хаканом не называли, только князем? Так то переводчики постарались. Читайте: "Сии славныи от славныихъ рожься, благороденъ от благородныих, каганъ нашь Влодимеръ.." (Слово о Законе и Благодати, м-т Илларион, 1050 г).
**"Что касается русов, то они живут на острове нездоровом, окруженном озером. И это крепость, защищающая их от нападений. Общая численность их достигает 100 000 человек (цифра явно с потолка). И нет у них пашен и скота. Страна их граничит с страной славян, и они нападают на последних, поедают их добро и захватывают их в плен. Рассказывают, что если рождается у кого-либо из них ребенок мужского пола, то кладут на него меч и говорят ему: "Нет у тебя ничего другого, кроме того, что приобретешь своим мечом". (Мутаххара ибн Тахира ал-Мукаддаси "Китаб ал-бад` ват-тарих", Х в.)**
**"Страна Русов. На восток от нее - горы печенегов (Урал), на юг - река Рута (Рутка, лев. приток Волги), на запад - славяне, на север - ненаселенный север. Это большая страна, и народ ее плохого нрава, непристойный, нахальный, склонный к ссорам и воинственный. Они воюют со всеми неверными, окружающими их, и выходят победителями. Царя их зовут рус хакан. Страна эта изобилует всеми жизненными благами. Ежегодно они платят одну десятую добычи и торговой прибыли государю. Среди них есть группа славян, которая им служит (гребцами и бурлаками). Они шьют шаровары приблизительно из 100 гязов холста, которые надевают и заворачивают выше колена. Они шьют шапки из шерсти с хвостом, свисающим с затылка (наряд как у днепровских казаков!). Мертвого сжигают со всем, что ему принадлежало из одежды и украшений ..." ("Худуд ал-алам", 982 г, пер. В.В. Бартольда)**
**"И был рядом со мной некий муж из русов, и вот, я услышал, что он разговаривает с переводчиком, бывшим со мною. Я же спросил его, о чем он говорил ему, и он сказал: "Право же он говорит: «Вы, о арабы, глупы». Это он сказал: «Воистину, вы берете самого любимого для вас человека и из вас самого уважаемого вами и бросаете его в прах (землю) и съедают его прах и гнус и черви, а мы сжигаем его во мгновение ока, так что он входит в рай немедленно и тотчас»" ("Записка", Ибн Фадлан, 922 г.)**
"Он (Ибн-Фадлан) сказал: я видел русов, когда они прибыли по своим торговым делам и расположились на реке Атиль (Волге). И я не видел (людей) с более совершенными телами, чем они. Они подобны пальмам, румяны, красны. Они не носят ни курток, ни хафтанов, но носит какой-либо муж из их числа кису, которой он покрывает один свой бок, причем одна из его рук выходит из нее. С каждым из них (имеется) секира, и меч, и нож, и он не расстается с тем, о чем мы упомянули. Мечи их плоские, с бороздками, франкские. <...> Они грязнейшие из твари Аллаха, - не очищаются от испражнений, ни от мочи, и не омываются от половой нечистоты и не моют своих рук после еды, но они как блуждающие ослы. Они прибывают из своей страны и причаливают свои корабли на Атиле, а это большая река, и строят на ее берегу большие дома из дерева, и собирается (их) в одном доме десять и двадцать, - меньше и больше, и у каждого скамья, на которой он сидит, и с ними девушки - восторг для купцов. И вот один сочетается со своей девушкой, а товарищ его смотрит на него. Иногда же соединяются многие из них в таком положении одни против других, и входит купец, чтобы купить у кого-либо из них девушку, и застает его сочетающимся с ней, и он (рус) не оставляет ее, пока не удовлетворит свою потребность. И у них обязательно каждый день умывать свои лица и свои головы посредством самой грязной воды, какая только бывает, и нечистой, а именно так, что девушка приходит каждый день утром, неся большую лохань с водой, и подносит ее своему господину. Итак, он моет в ней свои обе руки и свое лицо и все свои волосы. И он моет их и вычесывает их гребнем в лохань. Потом он сморкается и плюет в нее и не оставляет ничего из грязи, но делает в эту воду. И когда он окончит то, что ему нужно, девушка несет лохань к тому, кто рядом с ним, и (этот) делает подобно тому, как делает его товарищ." http://www.hrono.ru/dokum/0900dok/fadlan.php
**"Что же касается ар-Русийи, то они живут на острове. Тот остров занимает пространство в три дня пути в то и другое направление. На острове леса и болота, и окружен он озером. Они (русы) многочисленны и рассматривают меч как средство существования. Если умирает у них человек и оставляет дочерей и сыновей, то все имущество достается дочерям, сыновьям же дают только меч и говорят: "Отец твой добывал себе добро мечом, следуй его примеру. И они народ сильный и могучий и ходят в дальние места с целью набегов, а также плавают они на кораблях в Хазарское море (Каспийское), нападают на корабли и захватывают товары. Храбрость их и мужество хорошо известны, так что один из них равноценен многим из других народов. Если бы у них были лошади и они были наездниками, то они были бы страшнейшим бичом для человечества". (Шараф аз-Замана Тахира ал-Марвази "Таба 'и' ал-хапаван")**
Комментарии:
А.П. Новосельцев ("Восточные источники о славянах и Руси VI- IX вв.")
"В IX в. арабы и другие восточные народы были так или иначе связаны с областями Восточной Европы через Великий Волжский путь. Это и понятно, ибо в условиях покрытой лесами Восточной Европы наиболее удобный путь, естественно, пролегал по большим рекам и прежде всего Волге. Центром, к которому сходились все пути с Востока, был г. Булгар. Отсюда, опять же по рекам и волоком, шли пути в северо-восточные части Европы. Находки восточных монет показывают, что до X в. связь с Востоком имели главным образом северо-восточные районы Европы. Через северную территорию восточного славянства, в IX в. уже заселившего район Новгорода, Пскова и на восток проникавшего, пусть хотя бы частично, в район Ростова и Белоозера, пролегал древний торговый путь с Востока в Прибалтику. Этот путь отмечен обильными кладами восточных монет. Естественно, что именно об областях, лежащих или прилегающих к этому пути, лучше всего знали через купцов арабские авторы IX - начала X в. Лесистая, болотистая местность, а также предметы торговли (пушнина) заставляют искать страну русов где-то на севере Восточной Европы. В пользу этого говорит и факт продажи русами славянских рабов. Они продавали их не как венгры в Византию, а в более близкие к ним Хазаран и Булгар. Косвенным доказательством северного расположения страны русов нашего источника является рассказ о нападении русов на славян на кораблях. Такие набеги логичнее предположить с севера на юг вниз по течению рек. Русы рисуются как воинственный народ, проводящий значительную часть времени в войнах со своими соседями (славянами).
Заслуживают внимательного изучения данные о взаимоотношениях русов и славян. Последние служат объектом нападения русов и источником рабов, продаваемых затем в Булгаре и Хазарии. Очевидно, под этими славянами следует понимать соседние русам славянские племена, им еще не подчиненные. Одновременно какая-то часть славян уже была подвластна русам. Именно о них писал Гардизи: "Всегда 100-200 из них ходят к славянам и насильно берут с них на свое содержание, пока там находятся". Не напоминает ли это известие более поздние рассказы Повести временных лет о полюдье, сборе дани с полу-покоренных земель в первой половине X в.? Эта система взаимоотношений между знатью формирующегося государства и территориями и племенами, включаемыми в его состав, характерна для периода складывания государства".
Часть III. Три столицы народа Русь
Говоря о восточных летописях, нельзя не сказать и о трёх центрах народа Русь, описываемые в них же:
№1.
"И русов три группы. (Первая) группа, ближайшая к Булгару, и царь их в городе, называемом Куйава (Kuyawa), и он больше Булгара. И группа самая высшая из них, называют ас-Славийа, и царь их в городе Салау, (третья) группа их, называемая ал-Арсанийа, и царь их сидит в Арсе, городе их. И достигают люди с торговыми целями Куйабы и района его. Что же касается Арсы, то я не слышал, чтобы кто-либо упоминал о достижении ее чужеземцами, ибо они убивают всех чужеземцев, приходящих к ним. Сами же они спускаются по воде для торговли и не сообщают ничего о делах своих и товарах своих и не позволяют никому следовать за собой и входить в страну свою.
И вывозят из Арсы черных соболей, черных лисиц и олово (свинец) и некоторое число рабов. Русы - народ, сжигающий своих мертвых...
Русы приезжают торговать в Хазар и Рум. Булгар Великий граничит с русами на севере. Они (русы) велики числом и уже издавна нападают на те части Рума, что граничат с ними (?), и налагают на них дань. И булгары внутренние - христиане и мусульмане" (Ибн Хаукаль, "Китаб ал-масалик ва-л-мамалик")
№2.
"Русов три группы. Одна группа их называется рус, и царь их живет в городе Куйаба. Другая группа их называется ас-Славийа. И царь их в городе Славе, и этот город на вершине горы. Третья группа называется ал-Арсанийа, и царь имеет местопребывание в городе Арсе. Город Арса красивый и (расположен) на укрепленной горе между Славой и Куйабой. От Куйабы до Арсы четыре перехода, и от Арсы до Славии - четыре дня. И доходят мусульманские купцы из Армении до Куйабы. Что же касается Арсы, то, согласно рассказу шейха ал-Хаукаля, туда не входит ни один чужеземец, ибо убивают там всякого чужеземца. И не позволяют никому входить с целью торговли в свою землю. Вывозят оттуда шкуры черных леопардов(?), черных лисиц и олово. И вывозят это все оттуда торговцы из Куйабы. Русы сжигают своих мертвых, а не зарывают в землю. Некоторые русы бреют бороду, а некоторые завивают ее, как гриву лошадей. Одежда их - короткие куртки, и одежда хазар, булгар и печенегов - короткие куртки из шелка, хлопка, льна и шерсти". (ал-Идриси, "Нузхат ал-муштак фи-хтирак ал-афак")
№3
"Куйава - город русов, ближайший к мусульманам, приятное место и резиденция царя. Из него вывозят различные меха и ценные мечи. Слава - приятный город, и из него, когда царит мир, ведется торговля со страной Булгар. Артаб - город, где убивают всякого чужестранца и откуда вывозят очень ценные клинки для мечей и мечи, которые можно согнуть вдвое, но, как только отводится рука, они принимают прежнюю форму" (текст из анонимного сочинения "Худуд ал-алам").
№4.
"Русы. Их три группы (джинс). Одна группа их ближайшая к Булгару, и царь их сидит в городе, называемом Куйаба и он больше Булгара И самая отдаленная из них группа, называемая ас-Славийа, и (третья) группа их, называемая ал-Арсанийа, и царь их сидит в Арсе. И люди для торговли прибывают в Куйабу. Что же касается Арсы, то неизвестно, чтобы кто-нибудь из чужеземцев достигал ее, так как там они убивают всякого чужеземца, приходящего в их землю. Лишь сами они спускаются по воде и торгуют, но не сообщают никому ничего о делах своих и своих товарах и не позволяют никому сопровождать их и входить в их страну. И вывозятся из Арсы черные соболя и олово. И русы - народ, сжигающий своих мертвых... и одежда их - короткие куртки... и эти русы торгуют с Хазарами, Румом (Византией) и Булгаром Великим, и они граничат с северными пределами Рума (?), их так много и они столь сильны, что наложили дань на пограничные им районы Рума, внутренние булгары же христиане" (ал-Истахри, "Китаб ал-масалик ва-л-мамалик").
№5
"Русов три группы. Одна группа их называется Равас, и царь их в городе Кукиане. Другая называется ас-Славийа, и царь их в городе Силак, и город этот на вершине горы. Третья называется ал-Арсанийа, и царь их в городе Арсай. Город Арса некрасивый, на укрепленной горе и расположен между Силак и Кукианией, и что касается Арсы, то, согласно шейху ал-Хаукалю, никто из чужеземцев не входит туда, ибо там убивают всякого иноземца. И не позволяют они никому входить для торговли в свою страну. Вывозят оттуда шкуры черных леопардов и черных лисиц и олово. И вывозят это оттуда торговцы из Кукианы..." ( по рукописи РНБ, Новосельцев).
№6
"Русов три группы. Одна группа близко к Булгару, и царь их находится в городе, называемом Ку.а.на, и он больше Булгара. (Другую) группу называют Аусани, и царь их находится в месте, именуемом Арта. (Третья) группа, лучшая из всех, называется Джалаба (Джлба). И торговцы туда не доходят и не ходят дальше Булгара. И в Арту никто не приходит, так как всякого чужеземца, который туда отправляется, убивают. Если они (русы) занимаются торговлей, то не выходят на сушу. Из Арсы вывозят черного соболя, свинец и олово. Русы - народ, сжигающий мертвых и имеющий обычай брить друг другу бороды." ("Книга путей и стран" , Абу-л-Хасан).
Прим:
Восточные описания трёх групп русов по своему построению, по всей видимости, относятся к одному источнику, также как и несколько русских летописей, объединённые в ПВЛ. В двух из них есть прямые ссылки на рассказ Ибн Хаукаля. Если точно следовать предложенной схеме нахождения племени (группы) Руси из этого источника, то, скорее всего, мы попадем в непролазные дебри северо-восточной Европы и там навсегда останемся.
Помня о том, что "на восток от нее (страны русов) - горы печенегов" (Урал), "на юг - река Рута" (Рутка, лев. приток Волги), на запад - славяне, на север - "ненаселенный север", то нам следует искать племя русов севернее озера Ильмень (славяне), среди мест обитания племён с похожим названием: "водь" (с.-в. Эстонии и Ленингр. обл), "весь" (от оз. Ладога до Белого оз. и Онежского), "емь" (сев. оз. Ладога до центр. Финляндии), "сумь" (суоми, западн. Карелия- Финляндия) и "чудь", ареол распространения которых был где-то от Чудского озера до р. Пенеги Архангелькой обл (чудь заволоцкая).
Однако, этот густо населённый финно-угорскими народами регион по линии: Финский залив - юг Ладожского озера - Белое озеро явно не подходит. Необходимо искать ещё севернее, т.е. у "незаселённого севера". Возможно, что это Карелия, с её загадочной страной Биармия. (см. сказ о Буривом у Татищева и на средневековых картах): http://www.kolamap.ru/16.html
1."Что же касается ар-Русийи, то она находится на острове, окруженном озером. Остров, на котором они (русы) живут, протяженностью в три дня пути, покрыт лесами и болотами, нездоров и сыр до того, что стоит только человеку ступить ногой на землю, как последняя трясется из-за обилия в ней влаги"
2."Что касается русов, то они живут на острове нездоровом, окруженном озером. И это крепость, защищающая их от нападений".
3."Что же касается ар-Русийи, то они живут на острове. На острове леса и болота, и окружен он озером".
Русь, но скорее, варяги русов предпочитали местом дислокации выбирать острова (жизнедеятельность на воде). А тексты явно из одного источника, но с разными редакциями или переводами.
Поиск:
А) Арта (Арса, Арда, Артаб, Арсай)- где есть олово [arsa -медведь, перс.]-
Набираем в поиске: "месторождения олова" и получаем ответ: "Следы древних разработок оловянных руд известны в Южном Китае, Боливии, Калбо-Нарымском районе (Рудный Алтай). До революции Россия практически не имела собственной сырьевой базы, за исключением мелких месторождений Питкяранта в Карелии и Онон в Забайкалье". http://heninen.net/pitkaranta/historia.htm
Месторождение Питкяранта расположено на берегу Ладожского озера. На Ладожском озере около 660 островов общей площадью 435 км;. Из них около 500 сосредоточено в северной части озера, в так называемом шхерном районе, а также в составе Валаамского (ок. 50 островов, включая острова Байевые) и Западного архипелагов, и группы островов Мантсинсаари (ок. 40 островов). Самые крупные острова — Риеккалансари (55,3 км;), Мантсинсаари (39,4 км;), Кильпола (32,1 км;), Тулолансари (30,3 км;) и Валаам (27,8 км;). В Ладожское озеро впадают 35 рек, Нева — единственная река, вытекающая из Ладожского озера.
"В скальдических стихах IX-XII вв. Русь представлена только своим самым ранним древнескандинавским наименованием Gardar, а также обозначением Ладоги (озера, т.к. "городище" в те времена ещё не построили - В.Т.), и это позволяет думать, что в силу известной консервативности скальдические стихи зафиксировали топонимию самого раннего периода пребывания скандинавов на нашей территории, когда ими еще только осваивался путь по Волхову до Новгорода. Даже скальды XI в., бывавшие на Руси со своими конунгами, не использовали ничего, кроме традиционного и очень древнего обозначения Руси.. Gard (индоевр.)- укрепление, двор" (Т. Н. Джаксон, "Austri i Gordum").
http://www.ulfdalir.narod.ru/literature/Jackson_T_Austr/p4.htm
Автор восточного первоисточника, скорее всего, записывал названия центров русов со слов, т.е. так, как слышал их звучание, а не с документов. Множественное число "укреплённых дворов"- Garda, по аналогии "темень-тьма". Иноземец первый звук слова мог и не расслышать: "Г- Арда". При произношении созвучия "га" слышно только звук "а"; та же метаморфоза возможна и со звуками "д" и "т".
(Задача: найти перса и попросить его записать произнесённое слово "гарда/гарта")
На карте Олауса Магнуса (1539 г), на восточном берегу Ладожского озера там, где есть месторождение олова (последн. назв.- Питкяранта) можно увидеть место, обозначенное как "Varta" (V-Arta).
http://www.kolamap.ru/img/1539/1539_.html
На английском языке "Холъмгард" (Holmgarдr, др. сканд.)- укреплённый/огороженный речной островок- Holm^garth. Что уместно и для озера.
Если населить все острова Ладожского озера русью или её варягами, то и получиться страна городов- "гардарики"- древнее скандинавское название русского государства, известного викингам в средние века. "Гарда-рики"- более позднее в хронологическом плане название, постепенно вытеснившее в письменных источниках первоначальный топоним.
Можно с уверенностью "поселить" главного хакана русов Рюрика на остров Валаам (место мифической силы, да и самый подходящий) и назвать этот остров по-скандинавски Холъмгардом.
Восхитительное озеро. Лад(о)- красивый/гармоничный/ладный. Ага,- "Город Арса красивый..." (ал-Идриси).
Тридцать шесть рек позволяли варягам отплывать на ладьях (ладья - лодка Ладоги) в любом направлении. Думаю, что в первоначальной летописи (пра-источнике ПВЛ) автор сделал непростительную ошибку либо увеличил значимость варягов по их заказу, назвав вместо Ладожского озера Балтийское море Варяжским. Варяжское (Ладожское) озеро. В этом случае слова ПВЛ "изгнаша варягов за море" приобрели бы более точный смысл, особенно для новгородцев, как и реальная необходимость постройки первой столицы- городища "Ладога"- Рюриком, в начале своего правления:
"Рюрикъ пришёлъ изъ-за Ладожского озера, моремъ имяновавшагося, то есть изъ Финновъ, или Финляндiи." (И.П Елагин, "Опыт повествования о России" стр.167, 1790 г).
После "призвания" славянами у варяг не было нужды опасаться за свою жизнь. Пришла пора "выйти из воды" и показать своё истинное лицо.
Однако "ненаселенного севера" и от этого места мы не находим. Продолжим поиски.
Б) Славия (Салау,Слава,Силак)
В "Слове о полку Игореве" два слова "славiй - соловiй" встречается четыре раза, меня друг друга, вот один пример из них: "Щекотъ славiй успе; говоръ галичь убуди.. Галици помлъкоша, сорокы не троскоташа" (Щёкот славий умолк; говор галок утихает..Галки умолкли, сороки не трещат). "Дятлове тектом путь къ реце кажутъ. Соловiи веселыми песьми светъ поведаютъ». (Дятлы стуком путь к реке показывают. Соловьи весёлыми песнями утро встречают).
Древнеславянским словом "славия" в "Слове" называется соловей. Сегодня мы подразумеваем под этим словом Славу, как некую популярность . Соединяя значения двух понятий одного слова, получим "соловьиную славу" Соловья-разбойника, о котором мы знаем из русских народных сказок: "Брал Илья (Муромец) злодея (Соловья-разбойника) за кудри жёлтые". Соловая масть лошадей – желтоватая, со светлым хвостом и гривой (словарь В. Даля).
Прим: Rossignol (фр.)- соловей, боцманский свисток. Звучит по-русски как "рос^сигнал" (сигнал росов).
"Эта земля – остров. Ране они его не примечали. Имени ему не было. Назвали остров по малой птице. Соловьём зовут. В наших лесах не живет"- так закончил Владимир, помолчал, а потом добавил: "на картах они теперь Соловецкие. Поморское название Соловец ране карт. Монахов тоже соловянами прозывали. Все по птице. Сказ мой твердый. От дедов идет" (К. Гемп "Сказ о Беломорье"). Читайте: http://ec-dejavu.ru/s/Solovki.html
"Самое хорошее, что есть на Соловках— это здешние болота и торфяники. Часть этих образований—гипновые, но большинство—сфагновых. Нет вы не знаете сфагновых болот. Прежде всего, это- сплошь покрытое перинами и подушками. Идешь -и почти проваливаешься в мягкую, упругую массу" (Павел Флоренский).< Сравнить> "Остров, на котором они (русы) живут, покрыт лесами и болотами, нездоров и сыр до того, что стоит только человеку ступить ногой на землю, как последняя трясётся из-за обилия в ней влаги" (Ибн Русте).
"В 1971 году археолог А.А. Куратов проводил раскопки аналогичных “валунных насыпей” на острове Анзер, того же Соловецкого архипелага. В результате были обнаружены остатки захоронений по обряду трупосожжения: фрагменты пережженных человеческих костей и погребальный инвентарь в виде отщепов и скребков. Оружие представлено дротиками, ножами, топориками различных видов, наличие больших и малых стрел говорит о знании простого лука. Видимо, процветала охота на птицу, мелкого сухопутного зверя, возможно – северных оленей, а также морского зверя – тюленя, нерпу, белуху. С уверенностью этих людей можно назвать “морскими кочевниками” – они используют легкие переносные жилища и живут морем. Наличие якорей (на лодке их обычно два – кормовой и носовой) говорит о приблизительной вместимости лодок – до 5-6 человек, или грузоподъемности – около 400 килограмм ( Кодола О.Е.).
До "призвания" новгородцами варягов посадим на Соловках дружину "вице-кагана" Тривора [Tри(жды)^вора], т.к. слово "вор" на марийском языке- sоlо. До руси на славянском языке вором назывался "тать".
Назвать "севером ненаселённым" земли севернее Соловецких островов пока рука не поднимается, поэтому- "плывём" дальше на север.
В)Куйава (Куйаба,Kuyawa,Кукиан).
Куйва — персонаж эпоса народа саами, легендарный великан, обитающий в Ловозерской тундре (в иных локациях не замечен). В древние времена предки саамов пришли в долину Ловозерской тундры (Кольский полуостров) и встретили злого великана Куйву, который напал на них. Была большая битва, Куйва брал верх, убивая людей и творя различные мерзости. Тогда саамы призвали своих богов, те увидели последствия учиненного Куйвой погрома, разгневались и поразили его молниями. Великан превратился в скалу, стал сейдом, сохранив свои исполинские размеры. (Википедия, "Легенда саамов").
Сейдозеро располагается в самом центре Кольского полуострова, в районе, традиционно именуемом Русской Лапландией. С запада в озеро впадает горная река Эльморайок, на востоке вытекает Сейдъяврйок (Мотка) и впадает в Ловозеро. В самом конце ХХ века Сейдозеро оказалось в центре внимания многих исследователей истории нашего Отечества. Именно здесь были обнаружены остатки древнейшей в истории человечества цивилизации. Горы, закрывающие озёрную долину от северных ветров, создали на Сейдозере свой неповторимый микроклимат, поэтому здесь природа несколько отличается от типичной приполярной. В этом районе встречаются крайне редкие растения. С этим озером связано множество сказаний, мифов, а также аномальных явлений. На северо-западном отвесном склоне «замковой» скалы исследователи обнаружили целую группу нарисованных и выбитых в камне божеств. Наиболее известен «старик». Поверхность камня разбита трещинами, образующими подобие человеческой фигуры. На Сейдозере была обнаружена древняя обсерватория, похожая на Стоунхендж, сориентированная по звездам. А еще на скалах были найдены метровые иероглифы, которые частично удалось перевести, используя древнеиндийский язык. http://www.runitsa.ru/publications/publication_143.php
На скандинавской карте 1567 г (то же за 1539 г) в Кандалакшском заливе (lacus albus - неверное название), примерно на середине длины северо-восточного берега (р. Умба), обозначено место со странным названием "Starigur" (Cтари^гур [ь]). http://www.kolamap.ru/img/1567/1567_.html
Гурь- гурьба, гурьбой (ср. с Дионисием: "Пираты всей гурьбой с корабля поскакали в священное море"). "Gur`ati" по-словенски - ходить, путешествовать. Исходя из этого, можно предположить - Starigur- это либо "Древний путь", либо "Старый город", следы которого искала экспедиция доктора от философии Дёмина: "Мы надеялись найти следы того самого затопленного города, который еще в 1887 году искала финская научная экспедиция, опираясь на шаманские предания и какие-то тайные сведения." (Дёмин В.Н.) http://www.magic-karelia.ru/mp_seidozero/
Кый (саам.) - вода, река. А Кыява или Кыев? Город на реке? "[Город] ар-Русийа [стоит] на большой реке, текущей к нему с горы Кукайа" (ал-Идриси). А Умба действительно горная, порожистая река с быстрым течением. Канул в лету и один из диалектов Карелии- "куя(р)вский" (михайловский).
"Откроем самый знаменитый первопечатный сборник русских былин и песен, собранных Киршей Даниловым. Первой здесь помещена былина о Соловье Будимировиче, плывущем в Киев на Соколе-корабле из заморских неведомых стран:
Из-за моря, моря синева,
Из глухоморья зеленова,
От славного города Леденца,
От того-де царя ведь заморскаго,
Выбегали-выгребали тридцать кораблей,
Тридцать кораблей един корабль,
Славнова гостя богатова,
Молода Соловья сына Будимировича.
Леденец, значит,- Ледяной. Город с таким названием не может находиться на юге. Это же подтверждает и поморский вариант старины, приводимый Б.В.Шергиным, где прямо поется: "Из-за моря, моря Студенного", имеется в виду Северный Ледовитый океан."
("Остров Туле, грек Пифей и Соловей Будимирович", В. Репин)
См. "Биармию" на карте Магнуса и населенный пункт в Кандалакшском заливе обозн. как "Berga" (Berg- Ледяная гора, англ.) "Леденец". http://www.kolamap.ru/16.html
Куйва, скорее всего, было неким главным "святилищем" русов (см. описание Дёмина), куда доступ чужеземцам был просто ни к чему. "Есть у них знахари (волхвы), из которых иные повелевают царем (каганом), как будто бы они их начальники." (Ибн Русте "ал-А 'лак ан-нафиса"). Потому и убивали там чужеземцев, опасаясь осквернения иноверными своего "храма".
На трон скалы Куйвы Сейдозера более всего подходит Сине^ус (усы посинели от холода).
Далее на север- "север ненаселённый".
Прим:
После выхода варягов из "беловодья" сел "старейший Синеусъ на Беле озере" . Почему? А вот и ответ: "Белоозеро -обширная область, одно из северных русских княжеств, расположено поблизости от огромного озера, от которого получило название и оно само, и город, и кремль. Титулом этого княжества пользуется великий князь Московии. На этом озере есть неприступный Кремль, укрепленный самой природой, в котором государь Московии обычно прячет свои сокровища и сюда же бежит как в убежище, при нашествии врагов. Отстоит Белоозеро на сто миль от Московии и на столько же от Новгорода Великого. Область почти вся покрыта болотами и лесами, и доступ в нее для путешественников нелегок и неудобен, если только не построены мосты или не скованы льдом воды." (А. Гваньини, "Описание Московии", 1570 г).
- Привычка, знаете.
Противоречия (восточных текстов о трёх группах Русов):
1) "Город Арса красивый и (расположен) на укрепленной горе между Славой и Куйабой" (источн. №2) <сравнить> "Город Арса некрасивый, на укрепленной горе и расположен между Силак и Кукианией (источн. №5).
2) Расположение русских городов от Булгара к северу (по источникам №№ 1-6):
О чём говорят эти противоречия? Скорее всего о небрежном цитировании первоисточника. Между тем прослеживается то, что в нём Арта, изначально, была в центре, а Куява (уже предположительно) находилась ближе к Булгару. Однако это не значит, что автора первоисточника мы должны обожествлять, зная о том, что он писал свой рассказ со слов восточного купца. Человек не Бог, и он может ошибаться. Моя же версия: Арта- Славия- Куява, иначе: Валаам- Соловки- Сейдозеро. И легенда саамов косвенно подтверждает данную версию: "..согласно рассказу шейха ал-Хаукаля, туда не входит ни один чужеземец, ибо убивают там всякого чужеземца". <Сравнить> "Куйва брал верх, убивая людей".
Вывод:
На севере Ладожского озера находилась основная дислокация "водных" воинов (варягов) с их Каганом. На Сейдозере же сидел главный Волхв, которого почитали не менее Кагана, а Соловки были своеобразной заставой (подобием хазарского Саркела) со своим вице-Каганом (разбойником-Соловьём). Прочий гражданский люд находился на "большой земле" и верно звали ту землю- "Биармией" (второй армией). Однако следует признать, что места своих центров, до призвания славянами, вожди племени Русь выбирали по неведомым нам эзотерическим принципам. Места-то необычные!
"Таким образом славяно-русская колонизация вместе с княжеской властью идёт сначала от Новгорода на восток великим Волжским путём и достигает нижнего течения Оки". (Иловайский Д.И.)
Немного поправлю, не "славяно-русская колонизация", а колонизация русами славян, и вот результат:
"В настоящее время доля славян-ариев гаплогруппы R1a1 в Литве 38%, в Латвии 41%, и Белоруссии 40%, на Украине от 45% до 54%. В России славян-ариев в среднем 48%, за счет высокой доли угро-финнов на севере России, но на юге и в центре России доля восточных славян-ариев достигает 60-75% и выше." (Клёсов А.А.)
Часть 4. "Руотси" -страна скал, страна озёр - "родина медведей"
Bearma (Биар`ма)- медведей мать (вear- медведь, англ; ma - мать, сокр.).
"Нетрудно догадаться, что слово медведь можно реконструировать на основе метатезы (то есть взаимной перестановки звуков или слогов в словах, например, ведмедь — медведь) санскритского rksha, латинского ursus в виде основы RUS. Значит, медведь в архаичные, древнейшие времена мог называться РУСОМ, откуда легко выводятся слова русы, Русь, руский, русские — медвежий народ...На Европейском Севере белый медведь до сих пор зовется ошкуем." (Леонтьевы А. и М.) http://www.rohistory.ru/roshists-9-2.html
Прим:
"Ушкуйники" как явление, в достаточной степени представляют собой в условиях Руси местную практику разбойничьих набегов, известную также у варягов и викингов, для захвата земель на Севере и торгово-разбойничьих экспедиций на Волгу и Каму. Возродившееся явление в XIV веке среди вольных (новых) русских - новгородцев не забыло тотем своих предков- URSсов; изменился лишь "цвет шерсти" с бурого (rus`set- англ.) на белый. Оружием и деньгами ушкуйников снабжали богатые новгородские бояре. Бояре (больно^ярые помощники князя) новгородские в те времена, в основном, были из русов.
Во второй половине девятого века пришли "из-за моря" племена Русь на славянскую землю: "И избрались три брата с родами своими и взяли с собой всю русь, и пришли к словенам вначале. И срубили город Ладогу. И сел старший Рюрик в Ладоге, а другой, Синеус на Белом Озере, а третий Трувор в Изборске." (Ипатьевская летопись).
Откуда пришла "вся Русь"? Судя по Никоновской летописи- "Изнемецъ", т.е. от тех людей, которые говорили непонятно для славян.
В скандинавских сагах искать их места расселения до призвания славянами бессмысленно. Нет в них никаких упоминаний о простых русах (не варягах) до X века. Однако, не может быть так, что вся Русь, как один человек, ушла за варягами с одной земли на другую и не оставила за собой никаких следов.
Есть правда маленькая зацепка в виде сопроводительной записки к "Сравнительным словарям всех языков и наречий" его составителя- П.С. Палласа, адресованной Екатерине II: " О Финских наречиях присланы из разных стран словари из коих оные под названием языков Варяжского и Чудского; я из всех их выбрал все отличия, какие только мне встречались. Равным образом на Карельском, Черемисском и Вотяцком языках присланных из разных стран словари хотя несколько между собой и различаются."
Что из этого следует? Существовал словарь Варяжского и Чудского языка, слова из которого несущественно отличались от слов языков: Карельского, Черемисского и Вотяцкого. Все упомянутые языки П.С. Паллас относил к финским наречиям (финно-угорским), отделяя их от славянского языка.
"Буревой, имея тяжку войну с варяги, множицею побеждаше их и облада всю Бярмию (Биармию) до Кумени" (В.Н.Татищев).
На скандинавских средневековых картах 1500-х годов страной Биармией обозначен лишь Кольский п-ов, а Карелия- своим именем. Однако, к тому времени, прошло уже более пяти веков как Русь ушла из прежних мест обитания. В этой статье, ранее, были упомянуты места дислокаций варягов (воинов)- на островах озера Ладога, на Соловках и Кольском полуострове. А как далеко от них могли находиться их семьи? Да где-то рядом, возможно, часть с варягами- на островах, а основная- на большой земле, занимаясь добычей провизии и товаров для торговли. В этом случае, лучше земли, чем Карелия, места не найти. Мясо, рыба, мёд, воск, грибы, ягоды, древесина, пушнина- в избытке. Кстати, за шкуры "чёрных леопардов", которые упоминаются в восточных источниках как предмет торговли русов, могли принять и шкуры черных карельских росомах (рос^мах`натый). А про "страну медведей" (со столицей в г. Медвежьегорске :)- даже напоминать не приходится.
"Карелы. Общепризнанно, что ряд этнической территории, где проживали их племена, объединен этнонимом карела. Сформировались предки современных карелов на территории севернее и северо-западнее побережья Ладожского озера. Исторические, археологические, фольклорные и лингвистические данные показывают, что в XII в. корела уже выступала как самостоятельная национальная (этническая) общность с ярко выраженной материальной культурой, богатой фольклорно-эпической традицией. В новейшее время выдвинута гипотеза о формировании древних карелов (финно-угров) в более раннее время, в первой половине I тыс.-летия н. э." (Википедия).
По данным историков, Карельская земля с XI века (после исхода части русов- В.Т.) находилась во владении Новгородского княжества как полная автономия до 1338 года. Этнический состав населения Карелии даже по переписи 1926 года: русские- 57,2%, карелы- 37,4%, остальные (вепсы, финны, лопари и пр.)- чуть более 5%.
Относительно тех "русских" там возможно двоякое мнение: славяно-русы или русо-славяне, т.е. русы "ославяненные" (вернувшиеся назад в "беловодье").
Из народного эпоса карел- Калевала- собранный Э. Леннротом узнаём, что у них хорошо было развито кузнечное дело. Карелы (в основном южные, у Ладожского озера) изготовляли высококачественное оружие (сравнить мечи русов по описанию восточных источников), разнообразные ювелирные изделия из олова (Арта)- спиральные украшения и женские подвески в форме уточки. Шаманы и ведьмы в эпосе карел присутствуют во всех важных событиях (сравнить значимость волхвов Куйвы), со своими "способностями" влиять на ситуацию в переломные моменты. К примеру, вот эта ведьма Лоухи из "Калевала" (Битва за Сампо, часть 3), снаряжающая военный "летучий корабль" (как у варягов либо викингов):
Вмиг пол-лодки подхватила;
Подвязала под колена;
А борты к плечам, как крылья,
Руль, как хвост себе надела;
Сто мужчин на крылья сели,
Тысяча на хвост уселась,
Села сотня меченосцев,
Тысяча стрелков отважных.
В скандинавских картах и сагах, примерно с начала II тысячелетия, начинает встречаться топоним Kirjalaland (земля карел) и этноним- kirjalar (карелы) уже далеко на севере от Ладожского озера. Карелы средней части Карелии называют себя "карьялани" (karjalani).
Карь^ ялани. Если посмотреть тот же "Сравнительный словарь всех языков и наречий" (П.С. Паллас) на стр. 85, то слово "карь", от народов Сибири и ср. Азии, до турков и татар Казани обозначает "снег" (тюрк.). "Елань"- поляна в лесу (сиб. наречие), alanne -(фин.)- долина. Аланы- народ сарматских племён. Карь-еган — река в Ханты-Мансийском АО (Югория). КарьЕр -место разработки неглубоко (в ерке) залегающих ископаемых, к примеру,- олова (Арта), особенно если вспомнить тексты в скандинавских «королевских сагах» Снорри Стурлусонасаге о "кургане серебра и золота вперемежку с землёй", которую увидели викинги в Биармии ("неотмытое" олово).
"Другая группа саг упоминает «Гардарики», «Биармию» и ведущий к ним восточный путь, однако их сведения безусловно расходятся с известиями русских летописей («Сага об Эймунде», «Сага о Боси»)... В фактологической части своей первой публикации, посвященной именно восточному пути в сагах, Т.Н. Джаксон полностью подтвердила и проиллюстрировала вывод, показав, что восточный (скандинавский) путь идет через Готланд, приводит в Эстланд, Курляндию, Финнланд, в землю Карел, во владения конунга Вольдемара или прямо в Хольмгард, из Бергена, как указывает «Сага о короле Хаконе»".(Никитин А.Л.)
С лёгкой руки Т.Н. Джаксон, которая доказала, что восточный путь приводит викингов в землю карел, во владения варяга Владимира, в Холмград из моря по реке к её устью (р. Вина- Нева, В.Т), теперь возможно идентифицировать святилище карел и варягов на побережье Ладожского озера в местечке "Varta- Питкяранта", особенно после ограбления её (святилища) викингами- гласом "Ё- моё!" (Йо-малы).
Привлекает внимание и топонимика "восточного пути": " Из Дании обычный путь кораблей в Эстонию (а следовательно и вообще в Финский залив) шёл вдоль шведского берега на северо-восток вплоть до острова Анрхольм (сейчас Архольм, к северу от Стокгольма). От острова Арнхолъм путь поворачивал прямо на восток, пересекал Аландский пролив и подходил к южной часть Аландского архипелага. В Аландском архипелаге путь шел мимо пунктов...". Чем? А тем, что пролив и архипелаг носили в те времена звание Алан`дского (от аланов), что не исключает и рос`аланов, а это не топонимика норманов-асов (за их бахвальство в Сагах).
Вывод:
Некогда в Карелии жил северный (снежный) народ на полянах, окружённых лесами, с аланским прошлым угорского разлива; занимались карьерными разработками и хорошо знали кузнечное дело; язык оных совпадал с языком варяг, которые и были их (карелов) войском с тотемом - "медведь" и надписью на нём: URS- РУС.
Часть 5. Русы - угры
"Повесть временных лет", в своей недатированной части, рассказывает нам про народы населяющие будущую Россию примерно с VII века (со времен прихода болгар Аспаруха на Дунай). На вопрос о том, какие народы ранее заселяли эти территории от севера и северо-востока Европы вниз до рек Ока и Кама, я думаю, нам поможет географ Птолемей, II век.
"Затем побережье океана у Венедского залива (вост. Прибалтика) занимают вельты, выше их оссии (по р. Оссе, притоке Лаукне), затем самые северные карбоны, восточнее их кареоты и салы; ниже этих гелоны, гиппоподы и меланхлены, ниже их агафирсы, затем аорсы и пагириты, ниже их савары и боруски до Рипейских гор" (К. Птолемей, "Руководство по географии") http://kazantip.rork.ru/biblio/1513.htm
Прим.:
название Рипейских гор было заимствовано эллинами из скифского мира и слово этого же корня засвидетельствовано в Ригведе как обозначение мифических священных гор (вершина земли), где солнце встаёт на полгода (за полярным кругом). Аристотель указывал, что Рипейские горы лежат за крайней Скифией, под самой Медведицей, и что оттуда стекает больше всего рек, самых крупных после Истра, но считал "баснословными" рассказы об их небывалой величине. Рипейские горы по-Аристотелю в данном случае (по отношению к Птолемею) более вызывают ассоциацию с Валдайской возвышенностью, чем с Уральскими горами.
Читая текст Птолемея: "затем самые северные- карбоны, восточнее их кареоты и салы" и глядя на его карту №8, видно, что карта составлена не в соответствии с текстом. Но, в любом случае, карта - вторична. Птолемей поместил на самый север Европы ("Карта Европы VIII") племена Карбон, а Салов и Кареотов - на северо-восток, все остальные племена находятся "ниже" их.
1. Карбоны. "Кар [ь]" (снег, см. ранее Карелы), а вот слово "бона" означает "лёд/град" (наречие народов Сибири, стр. 262 "Ср. сл. яз. и нар."), т. е. - "снежный/ледяной народ". У скандинавов "свободных" людей (не воинов и рабов) называли "бондами" (см. эдду "Ригстула", 900 г). В древности их язык назывался "северный" (norraenna turga). Угры (не углерод).
2. Салы. С салами (не укр.) легко идентифицируются финский народ на юге Финляндии, ныне известный как "Салонйоки" (г. Сало). Финно-угры.
3. Кареоты. Кареоты II-века по-Птолемею более всех "тяготеют" к Карелам (карь`алани). Алано-угры!
В перечне племён (ниже Кареотов) привлекают внимание племена с названием Аорсы и Боруски, последние занимают место недалеко от мифических гор ("откуда берут начало реки"- валдайская возвышенность).
4. Боруски- название либо от реки Порусья (Валдайская возвышенность- озеро Ильмень), либо от бо^руски (бо`реи^руски)- жители страны Борея, выше которой за Рипейскими горами начиналась Гиперборея. Между тем топонимы рекам присваивают люди, а не боги. Логичнее, когда перво-пришельцы называют реку своей (т.е. по своему этнониму): по-русья- по ней живёт русь, а позже- городище "Старая Русса".
"Да послете въ Порускую землю мудрыя мужи и призовете князя отъ тамо сущих родовъ" (Гостомысл, Воскресенская летопись).
5. Аорсы. Любили носить золотые украшения (см. описание вост. авторов о Русах). Аорсы (предшественники Алан в Сарматии, поволжье, Страбон) только лишь после "обработки метатезой" могут превратиться в Росов (Русов) , но более всего это слово созвучно персидскому "Арса" (медведь), кроме того, это звание роднит их с тотемом Русов. Аорси звучат благороднее рычащей Арси. Племя Арси было известно в центр. Азии (из народа "Йюки", Чан-Киен). Вот здесь следует вспомнить святилище варягов русов на берегу Ладожского озера, упоминаемое в скандинавских сагах - Йюмалу (не Юрмалу). "Мал, малик"- царь, а Йюмала - царь (божество) племени "Йюки" (йирки - городецкая культура Поочья и дьяковская культура верхн. Волги). Юрки (как Ирки) были родственниками югров (те же угры).
6. Агафирсы. "Агафирсы и савроматы, называются амаксобиями" (П. Meлa, I век). О них писал Г. Плиний старший в первом веке: "Амаксобии- одно из наименований аорсов. К северу от Истра обитают даки, далее по побережью Понта (междуречья Днестра и Днепра) аорсы- амаксобии, а затем (выше их) — аланы и роксоланы", относительно агафирсов добавлял, что они темноволосые. Птолемей называл роксолан - алан`орсы. Угры.
7. Савары (савиры, сабиры). Будущие хазары (ал-Массуди- А.А. Новосельцев). Ареол распространения- Поволжье (р. Кама). Савиры выбривали волосы на темени, сзади заплетали волосы в косы. Русы стриглись чуть по-иному (см. картинку в начале статьи). Угры, выходцы из Сибири.
Ну и довольно об этом. Про остальных: гелонов, гиппоподов и меланхленов в истории много чего написано, но вы не найдёте в них славян. Угры, угры, угры...
"Угры - название группы народов, относящихся к Уральской языковой семье и говорящих на угорских языках, близких финским и самодийским языкам" (Википедия).
Вывод:
финно-угорские народы (в т.ч. племя Русь) во II веке нашей эры (и ещё ранее, см. Геродота) населяли северо-восток и восток Европы до прихода славян (ильменских словен, в частности). Откуда они пришли? Очевидно,- из сибирского региона.
Это были первые поселенцы севера и северо-востока Европы. Арийцы, как и прочие "бледнолиции", с белыми ли волосами, с чёрными... (белые и черные Угры).
P.S.
Некогда цельная генерация ариев вышла из западной Сибири, под Некогда цельная генерация ариев вышла из западной Сибири, под влиянием надвигающего холода, в поисках благоприятного климата. Одни пошли в более южные страны - Индию, Персию, а другие пережили ледниковый период с последующим потопом в горах Алтая (У`ГоРЫ -Угры) и на севере Китая. Пока одни арии строили город Вавилон и башню (столп) до неба, другие "великую китайскую стену" (с бойницами на юг) успели построить. И они же первые ринулись обратно после потопа в свою "прародину"- на север западной Сибири. Но, увы, земли благоприятной там не оказалось - сплошные болота да реки.
Однако, некоторые племена из них там (на севере зап. Сибири) всё же остались - т.н. "югры", а другие угры, обогнув южные склоны Уральских гор, устремились в том же направлении, в северном. Одни по Волге, другие, "перешагнув" Сарматию и нацепляв "репяхов" в виде приставки "аланы" (рос`алани, карь`алани, алан`орсы),- по Днепру и Дону.
Сколько таких исходов Угров было (посл.- миграция Венгров в Паннонию) - один Бог знает...
Жестокие климатические воздействия, которые они перенесли, в отличие от других ариев, повлияли на их характер не с лучшей стороны.
Впрочем, не нам судить об этом. На всё воля Божья.
--------------------------------------------------------
* Языги- родственное/дружественное племя росаланам/роксоланам (см. римский договор 179 г).