О художнице Елене Черкасовой Елена Черкасова родилась в 1959 году в семье московских ителлигентов. Мать ее преподавала иностранный язык, отец занимался наукой, был известным ученым. Дедушка Елены отсидел в сталинских лагерях. Елена поступила в художественную школу, когда еще училась в общеобразовательной. Но школу так и не закончила.Имея бунтарский характер, она не хотела идти "дорогами комсомола", не хотела делать 'официальную' по тогдашним понятиям, карьеру.
Написала в те годы несколько картин, которые нравились ее друзьям, молодежи андеграунда 80-х лет прошлого века. Хаос неупорядоченной богемной жизни не устраивал художницу, и после духовного серьезного кризиса она приняла христианскую веру, как чудо. Придя к вере, Елена начала совсем иную жизнь. Сочетая глубокое изучение церковной службы и чтение духовной литературы с простой работой в церкви, она общается с прихожанами и священниками. Вот что рассказывает о том времени старый друг Черкасовой, священник Алексей Уминский: “Когда мы познакомились, мы были людьми элитарными, этакой московской богемой. Лена была художником, поэтессой…Но когда наступило время задуматься о жизни, о самом главном, о вере, Лена пришла в Церковь и привела меня. Она оставила живопись, начала шить облачения священникам, пела в церкиви на клиросе. Тогда же начала вписывать в богослужебные книги тексты утраченных страниц (отсюда, видимо, в ее картинах такое внимание уделено именно слову, тексту)”. Черкасова работает псаломщицей, заботится об одиноких стариках, зарабатывает малые деньги шитьем священнических облачений, и не видит для себя совершенно никакой возможности заниматься искусством. Вдохновение не посещает художницу и она даже не пытается рисовать.
Она подумывает заняться иконописью, изучает основы иконописи - но тут что то меняется во внутренней жизни художницы и она вновь возвращается к живописи. Можно подытожить что за годы молчания художница выносила свой собственный язык, свое понимание иных, иносказательных возможностей говорить о Боге и вере.
С 1996г Елена Черкасова активно работает как художник-график и живописец, работая в основном только над христианскими темами. С 2001 года регулярно проходят в Москве выставки художницы. Многие ее работы хранятся в частных коллекциях России и за рубежом. Она живет и работает в Москве, каждый год выезжает писать картины в деревню Теренькино под Угличем. Маленкая красивая деревенька, на просторах которой раскинулись дачные дома, садовые дома и участки на этих милых деревенских просторах, посреди зеленого леса и полей, служит прибежищем и творческим стимулом для художницы. Теплое солнце, деревянный теплый домик - очень уютный и милый, свежий воздух - что еще нужно для творчества! Живопись Черкасовой скорее всего можно назвать 'живописью-проповедью', художница как бы не показывает в работах своих личных настроений а говорит конкретно о развиваемой ею теме. Поэтому живописные образы достаточно убедительны и кажутся реальными, а не придуманными.
Глядя на ее работы сразу бросаются в глаза внешняя "неумелось" и "примитивность" картины и ее изобразительной манеры. Художник таким образом как бы отрекается от себя и пытается обьективно взглянуть на предмет и тему картины. Понимание живописных сюжетов (а именно христианских, православных сюжетов) - непременное условие восприятия творчества Елены Черкасовой. Разглядывая работы и вникая в происходящее, увидев сначала наивность и упрощенность - позже человек понимает -что в живописи важен именно сам замысел, работа мысли жудожника над толкованием того или иного персонажа или библейского сюжета.
Картины Черкасовой как бы находятся с иконой на общих территориях. Перед нами совершенно серьезное исповедание христианской веры в зримых образах. Художница не держится за общепринятые каноны, а наоборот - смело отступает от него и изобретает. Ей ничего не нужно демонстрировать и доказывать - она просто вместе со своим искусством органично живет внутри церковной православной жизни. Можно сказать что персонажи и композиции из ее работ смело живут в древности, в том до-иконном времени, когда еще не сформировался некий канон и приходится пробовать, изобретать и искать... 'Иконы из древности' - так можно назвать живопись Елены Черкасовой.
Символизм - вот характеристика художественного языка Елены Черкасовой. Она как простой иллюстратор не занимается досочинением каких-то скрытых смыслов - она только передает эпизоды Священного Писания и Священного Предания. Ей хватает только того смысла, какой она видит в этих священных книгах. "Народная икона" - это как раз тот стиль и та школа, которую Елена проходит как художник и которой она следует. Создаваемое поколениями безымянных мастеров и ко всему миру обращенное древнее искусство не противится заимствованиям, оно, наоборот, устроено как раз так, чтобы каждый желающий мог найти и взять оттуда, как из большой копилки, то, что ему требуется для его дела. Яркая самостоятельность ее живописи позволяет назвать Черкасову именно художником "первичным", говорящим миру на своем языке живописи и передающему свой и только свой оригинальный взгляд на те сюжеты о которых она пишет свои картины. Она пытается говорить о Христе и вере только своими словами.
У Бога все живы. И именно об этом говорит нам светлая живопись Елены Черкасовой - о видении Царствия Божия, о видении небесных его граждан, которые уже обитают в Небесном Иерусалиме. Об этом небесном Граде и напоминает нам искусство православной художницы Елены Черкасовой.
Картины: открытые источники Интернет, Сайт журнала Фома, sergeserov.livejournal.com/41981.html
Вхождение праведной души в рай
Райская птица
Убиение князя Игоря
Елена Черкасова. Ильин день. 2001. Холст, масло
Письма Златоуста к Олимпиаде
Из книги "Мемра"
Вход Господень в Иерусалим