27 января 2007 года лауреатом национальной премии "Золотой орёл" в пяти номинациях стал фильм Павла Лунгина "Остров".
Безусловно, это кинопроизведение – сильнейший удар по бездуховности, царящей вокруг. Наконец-то создан фильм, заставляющий каждого из нас задуматься о своём нравственном облике, о том, какими мы предстанем перед Богом.
Картина раскрывает ряд идей, являющихся судьбоносными в христианстве, а значит, и в деле спасения человека.
Например, трижды задаваемый в фильме вопрос: "ЗА ЧТО КАИН УБИЛ АВЕЛЯ?" Ответ на который, как и последующие за этим убийством библейские события, я бы посоветовал никогда не забывать тем из нас, кто, не имея желания расстаться с низменными страстями, горит завистью, а порой и лютой злобой к истинным последователям Христа.
Или взять выдающийся кадр из фильма, когда настоятель монастыря торопится к отцу Анатолию (подлинному аскету, который даже спал на куче угля), чтобы стать таким же, как он, святым, - но при этом захватив с собой МЯГКОЕ ОДЕЯЛО и ТЁПЛЫЕ САПОГИ. В жизни часто приходится встречать людей, искренне желающих попасть в рай и при этом сладко прожить земную жизнь. Священное Писание изобилует цитатами (Мф.6, 19-21; Мф. 6, 24; Мф. 6,31-33; Лк. 10, 38-42; 1 Тим. 6, 8-10; и т.д.), подтверждающими, что осуществить и то и другое НЕВОЗМОЖНО.
Но всё же основная идея, предельно заострённая в картине и которая на сегодняшний день будоражит умы и сердца многих православных людей, заключается в соотношении внешней и внутренней религиозности человека, его поступков – с одной стороны, и причин, по которым он их совершает – с другой. И здесь я бы выделил два гениальных эпизода фильма.
Прежде всего, это история исцеления мальчика. Сцена молитвы за ребёнка, стоявшего в келии отца Анатолия на костылях и со слезами на глазах (вместе с плачущей мамой) просящего “доброго Боженьку” избавить его от недуга, потрясает (некоторые зрители в этот момент плакали). Но что происходит по сюжету далее? Обрадованная выздоровлением сына мать игнорирует дальнейшее наставление старца о том, что теперь её ребёнку и ей самой необходимы Исповедь и Причастие. Исполнив то, зачем пришла в монастырь, она пытается быстро увезти мальчика с острова. Не понимая, что молитва отца Анатолия об исцелении её сына – не магическое заклинание, при котором эффект выздоровления зависит только от точности исполнения обряда. Христианская молитва с какой-либо просьбой подразумевает прежде всего обещание Богу ИЗМЕНИТЬ СЕБЯ (это касается и родителей, у которых болен ребёнок!), то есть начать жить по Евангельским заповедям; пойти, насколько позволят силы, путём Христа. И исповедь священнику, осознание своих грехов, надежда на помощь Бога в их искоренении, подаваемая в таинстве Святой Евхаристии, - начало этого нелёгкого пути. Люди же в основном хотят получать от Бога определённые блага (чаще всего – мирские, "желудочные"), при этом не желая налагать на себя перед Ним никаких обязательств. Не подозревая, что в таком случае, согласно словам Христа (Ин. 5, 14), с человеком может случиться несчастье хуже того, от которого он только что избавился. Именно по этой причине старец кинулся в воду за лодкой и вырвал из рук матери ребёнка.
Другой эпизод картины – уединённый молитвенный плач отца Анатолия, в молодости застрелившего человека. Покаянный псалом и Иисусова молитва, произносимые главным героем, православным верующим хорошо известны. Но далее следует то, о чём многие из христиан даже не подозревают и что в деле покаяния является одним из важнейших элементов (из всех православных авторов на это особо обращал внимание своих читателей митрополит Сурожский Антоний). Убийца обращается непосредственно к СВОЕЙ ЖЕРТВЕ!
- Тихон… - сквозь слёзы произносит старец. – Я знаю, ты СЛЫШИШЬ МЕНЯ…
Здесь человека никак не заподозришь в том, что он кается только из страха перед "геенной", вымаливая у Бога "пощаду" (что свидетельствовало бы о довольно низком духовном уровне христианина). Из этого эпизода видно, что грешник со всей остротой осознаёт ВСЕЛЕНСКУЮ МЕРЗОСТЬ содеянного; понимает, что прервал жизнь того, кто по своей духовной природе является его БРАТОМ ВО ХРИСТЕ, таким же, как он, "образом и подобием Божиим", БЕСЦЕННЫМ СОКРОВИЩЕМ мироздания.
Увы, как часто, с упоением перечисляя свои грехи священнику, мы даже не думаем ПЕРЕД ЭТИМ попросить прощения у тех, перед кем виновны; не считаем нужным загладить последствия своих негативных поступков, исправить положение, возместить ущерб. Это говорит о том, что судьба обиженных нами людей нам зачастую безразлична; что нас более всего волнует наша ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, прощение со стороны Бога. Но какой смысл в нашем "покаянии" (и состоится ли оно вообще), если мы не сострадаем окружающим, то есть не исполняем важнейшую заповедь Христа (Мф. 22, 39)? Ведь Царствие Божие – это сообщество тех, кто любит ближнего "как самого себя"; и путь туда человеку с "каменным" сердцем несомненно ЗАКРЫТ – даже если он за свою жизнь поставил сотни свечек и отдал столько же поклонов, а также регулярно исполнял церковные обряды и таинства (которые являются не целью, а средством).
Однако бывают ситуации, когда человека, перед которым мы виновны, уже нет в живых. И тогда необходимо ОБРАЩЕНИЕ к его бессмертной душе, которая, по слову Святых Отцов, нас безусловно услышит. Обращение с плачем, подобно плачу отца Анатолия. И обязательно нужно готовиться к ВСТРЕЧЕ с ней, которая за гробом НЕИЗБЕЖНА. Ибо без того, чтобы увидеть друг друга ВООЧИЮ; реально, а не метафизически, ПРИБЛИЗИТЬСЯ друг к другу и, "сгорая" со стыда, осознать всю трагедию происшедшего, во всей её глубине и серьёзности; без того, чтобы понять друг друга и простить, - ни полного покаяния, ни примирения со своей совестью, со всем мирозданием и Богом НЕ ПРОИЗОЙДЁТ! Таково мнение многих христианских авторов; и, на мой взгляд, фильм "Остров" также говорит об этом совершенно однозначно…