На телеканале «Культура» прошел показ двадцатисерийного исторического фильма «Раскол» (режиссер – Николай Досталь). События картины переносят зрителя в драматический период Руси XVII века, когда церковные реформы патриарха Никона привели к расколу Русской Церкви и массовому исходу из нее старообрядцев.
Без прошлого нет настоящего. И каждое исследование исторических событий средствами киноискусства вызывает к себе пристальный интерес общественности. Не обошлось и без спорных моментов в оценке этого судьбоносного события русской истории.
Главный редактор журнала «Искусство кино», Даниил Дондурей, которому фильм очень понравился, обращает наше внимание на некоторые характерные черты российского менталитета: поиск лучшего будущего в прошлом, монархическое сознание, объединяющее все сословия верой в единого государя, национальное самосознание, сформулированное в господствующей идеологии, массовое самопожертвование ради идеи. И, последнее, очень важное наблюдение Даниила Дондурея: авторы фильма приоткрыли перед зрителями неизвестные и невостребованные массовым сознанием страницы нашего прошлого, знание которых не менее важно, чем история Великой Отечественной Войны. При всей, в целом, положительной оценке фильма у редактора журнала есть и критические замечания к авторам картины в отношении их работы со зрителями.
Секретарь Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством, отец Иоанн (Миролюбов), отзыв которого на первый вариант сценария фильма «Раскол» был резко отрицательным, обратил внимание на ряд исторических несоответствий картины реальным бытовым подробностям того времени. В частности, купание голого протопопа Аввакума в проруби, сцена совращения монахиней молодого пастушка, наличие женской тюрьмы в XYII веке, чего не могло быть в принципе. По его, личному мнению, в то время люди были счастливы из-за того что живут в православном государстве, имеющем международный авторитет.
Обращение современного общественного сознания к теме Раскола XYII века очень актуально, так как поднимает со дна исторического небытия животрепещущие проблемы сегодняшнего дня: отсутствие государственной идеологии, способной мобилизовать национальное самосознание, моральную деградацию значительного количества населения России, независимо от их социального статуса, раскол общества по имущественному признаку, превосходящий все мировые стандарты по обеспечению необходимого уровня социальной стабильности.
Мнения критиков фильма «Раскол» выявили две важные проблемы российского общественного сознания, которые являются уязвимыми чертами социального характера современного государства. Первая проблема – это идеализация прошлого и отсутствие перспектив дальнейшего развития, а вторая – кумирство лидера, оправдываемое монархическим архетипом русского народа и отсутствие, вследствие этого обратной связи в замкнутой системе бюрократического произвола. Если общество не преодолеет эти косные стереотипы неосознанного прошлого, то оно не освободится от пут тоталитаризма с его культом личности и громадой безликой чиновничьей бюрократии.
Иногда эко-арт поможет узнать много нового! Опубликовано 15.12.2011