На прошедшем Московском Международном фестивале киноискусства состоялся показ фильма «Лурд» оставивший у зрителей глубокое и неоднозначное впечатление. У многих на лице можно было увидеть целую гамму чувств, никто не спешил покинуть зал, оставаясь сидеть не своем месте. Отрешенный взгляд направленный куда-то далеко за пределы окружающих стен, фильм закончился, но остались вопросы для каждого, на которые ответить очень непросто. Современное общество замерло на границе полной утраты веры, и эта кинематографическая работа тоже не способствует ее укреплению. Но все же стоит задуматься, что человечество сделало с учением Христа за прошедшие два тысячелетия.
Вера и сомнение вот на этих двух темах и сконцентрированы основные акценты фильма. Мы видим катастрофические последствия духовного обнищания последовавшего вслед за потерей веры и духовных идеалов. Режиссер фильма если и не отрицает полностью христианские истины, то сильно сомневается и все свои накопившиеся вопросы и сомнения он передает зрителю. Получился настоящий вызов католической церкви, затрагивающий основополагающие принципы ее мировоззрения. При этом нет ощущения наглости или бесцеремонности, автор хочет получить ответы на вопросы, скрытые почти в каждом, даже самом прогрессивном члене нашего пусть и очень развитого общества.
Город Лурд - место, где разворачиваются основные события. Это очень популярный город среди католических паломников в Европе, завоевавший славу места, где происходили случаи чудесного исцеления. У зрителя же под воздействием фильма складывается несколько иное впечатление, что возможно вся эта слава основывается исключительно на слухах. В Лурд приезжают за чудом больные и парализованные, принимая участие в лотерее, где их номер может оказаться выигрышным. Действующие лица это люди разного возраста строго следующие предписанному ритуалу паломничества. Сначала присутствуют на церковной службе, затем, дождавшись своей очереди, прикасаются рукой к стенам каменного грота. Обливание водой из святого источника – тоже входит в четко расписанную программу. Все грамотно, последовательно и спокойно. Проверьте ваше расписание – что там следующим пунктом – омовение или исповедь?
Главную героиню фильма нельзя считать по-настоящему верующей. Она парализована и еще страдает рассеянным склерозом, всегда тихая и незаметная. Если столкнуться с ней взглядом, она обязательно улыбнется в ответ. Ее путь по святым местам, возможно, продолжается уже не один год, она уже почти не ждет и, тем не менее, надежду не теряет, выполняет обязательную программу и однажды утром сама подымается с постели, берет расческу и неуверенными движениями начинает расчесывать волосы. Усилия были не напрасны, долгожданное чудо все же произошло!
Сам фильм построен на ожидании чуда исцеления с обязательным его подтверждением. Режиссеру удалось полностью подчинить внимание зрителя, сюжет захватывает и увлекает, но в какой-то момент чудесная история превращается в разочарование. Здесь главная роль отводится священнику, который находится в постоянном контакте со старым, потрепанным жизнью циником. Когда они вдвоем играют в карты, он рассказывает циничные анекдоты о Деве Марии и Христе, в ответ священник только сдержанно улыбается. Возможно, ему совсем не смешно, но нужно поддерживать светский разговор. На такой сложный вопрос: «Если Бог добр и всемогущ, почему Он всех не исцелит?» служитель церкви отвечает доброжелательно с правильным пастырским смирением, но столь общими и далекими от жизни цитатами, что они не только не убеждают, а отталкивают зрителя. Но ответ дан, и падре сохранил свое лицо и все довольны и счастливы и каждый остался при своем мнении.
Но чему тут удивляться, если паломничество уже давно превратилось в туристическую поездку на новый курорт, где основное внимание уделяется выбору лечебной грязи или минеральной воды, а сама христианская святыня отодвигается на второстепенный план. При этом комфортные условия проживания и городская обустроенность на обязательном высоком уровне. Возможно, аккуратный и вышколенный обслуживающий персонал это не так уж плохо, но в результате паломникам уже не приходится прилагать никаких личных усилий, и они лишаются даже малейшей возможности подвига. Если вам не помогли грязевые ванны может попытаться обратиться за помощью к Деве Марии? И снова обслуживание на высочайшем уровне, вы уже не паломник, а повелитель и все здесь действует только для удовлетворения ваших пожеланий.
И лишь пожилая женщина, оказавшаяся в одном номере с главной героиней, пытается действовать самостоятельно, чем и привлекает всеобщее внимание. Кто она и чем продиктованы ее поступки неизвестно, но ей достается все зрительское сочувствие. Она молиться, стоя на коленях перед образом Девы Марии, а рядом расположен магазин с сувенирами. Прохожие оглядываются, кто с любопытством, а кто с долей насмешки на человека, выбравшего для молитвы такое неподходящее с обывательской точки зрения место. Но пожилой героине нет никакого дела до того, что о ней подумают посторонние наблюдатели. Она постоянно нарушает установленные правила и сама заботиться о своей парализованной соседке, они вместе посещают ночную службу, пробираются на первые ряды, где девушка получает благословение. Но нарушая установленные рамки, именно эта героиня верит искреннее всех окружающих, а режиссер показывает ее молитву на общем пестром фоне сувенирной торговли, предлагающей огромный выбор «атрибутов благочестия». Но эта роль лишь исключение на общем фоне.
А такой удобный и правильный мир Лурда, расписанный и закрепленный инструкцией внезапно утрачивает свою гармонию. Девушка-волонтер при виде привлекательного коллеги забывает о своих профессиональных обязанностях. Глава волонтеров Сесиль на протяжении всего фильма всю себя отдает делу милосердия, заботясь о больных. Она чуткая и внимательная, воплощение истинной француженки, но в самом конце фильма проявляется скрытая болезнь и ее увозит карета скорой помощи. Мы видим искреннюю молитву матери, которая просит исцеления для своей бесноватой дочери, она тоже все делает очень верно и дочь обретает разум и улыбается – исцеление состоялось. Но приближаясь к финалу, мы вновь видим на экране девочку с бессмысленным взглядом и пугающими неестественными движениями, а взгляд матери становится самым сильным эпизодом картины – это подлинная картина отчаяния и осознания собственного бессилия, что порождает озлобленность. Попутчицы же с долей злорадства констатируют, что если ездить каждый год, то можно и перестараться. Растворяются иллюзии, все заканчивается крахом.
Главной героине тоже очень недолго удается наслаждаться жизнью. Прощальный вечер и во время сцены медленного танца с привлекательным волонтером главная героиня внезапно опускается на пол. Ее: «Я только споткнулась» - звучит беспомощно и неубедительно, ей не верят. Следуя режиссерскому замыслу, зритель понимает, что болезнь неминуемо вернется и инвалидная коляска поданная героине, красноречивое тому подтверждение.
Возможно ли чудо, или это только внушение и самообман, режиссер не дает однозначного ответа, и зритель остается наедине с этим вопросом. Решения нет, и финал остается открытым. Может у него просто нет права на ответ. Подразумеваемый вариант напрашивается сам по себе.
Общество почти утратило веру, но старается ухватиться за последний шанс на ее возрождение и это основное впечатление от фильма.
Знакома и понятна картина католицизма с его сложенными в молитве ладонями. Гораздо больше склоняешься к хоровому чтению вечерней молитвы, чем к коммерческому использованию святынь и христианских образов. Священник, слушающий исповедь как врач-психотерапевт очередного пациента выглядит театрально. Пусть красиво и благостно, но уж очень искусственно.
Хочется надеяться, что наша вера другая, но так ли это на самом деле?
Задайте этот вопрос себе стоя на очередной Литургии. Если есть ощущение выполнения правильной программы, то это страшно. Поднимая руку для крестного знамения, делаете ли это сознательно или включается сформировавшаяся автоматическая функция? Повторяя слова «Отче наш» совершаете ли искреннюю молитву Господу или просто произносите заученные слова, отдавая земной поклон на пороге храма, дань ли это традициям благочестия или истинному благоговению перед местом обитания Бога. Может пора остановиться и задуматься?
По материалам сайта "Православие и мир", статья В. Посашко "«Лурд»: фильм о потере веры" - http://www.pravmir.ru/lurd-film-o-potere-very/