Теперь нужно сказать и о нерешенных проблемах в деле реставрации и сохранения памятников. А проблем этих немало, причем самых разных. Например, многие церкви, соборы строились десятки, а то и сотни лет, менялись архитекторы и строители, вносились изменения в проекты, здания не раз перестраивались. В связи с этим возникают вопросы: каким должен быть облик возрождаемого памятника — отвечающий замыслу или дошедшему до нас варианту? Что именно ценно в памятнике? В какой степени вообще осуществимо воссоздание утраченных памятников либо их частей? На заре реставрационного дела подобные проблемы решались просто: памятник достраивался в зависимости от воли и вкусов очередного архитектора и заказчика. Но при этом возникает важная проблема: что будет реальным объектом восприятия — памятник прошлого или его субъективная сегодняшняя трактовка? Применяемый иногда метод аналогов, согласно которому пытаются дополнить утраченные детали храма типичными для данного типа культовых сооружений, в конечном счете дает усредненный образ сооружения определенной эпохи. В этом случае здание теряет самое существенное из того, за что мы его собственно охраняем, — свою первозданность и индивидуальность. Можно было бы назвать еще массу других столь же важных и сложных реставрационных проблем.
Но особое внимание в сложившейся ситуации целесообразно заострять не на профессиональных «высших материях», а на вопросах первостепенной практической общественной важности. Как известно, исторические здания и их комплексы, ансамбли обычно разрушаются в основном по двум взаимопротивоположным причинам: от бесхозности либо от произвола хозяйничающих в них арендаторов. Поэтому прежде всего надо определить, из-за чего и что именно уже вовсе не существует, что утеряно навечно: сломано, взорвано, целенаправленно уничтожено. Об этом раньше других начал тревожиться известный советский писатель В. А. Солоухин, обращая внимание общественности на опасность забвения нашего духовного, художественного, общекультурного наследия. Он первый во весь голос сказал о том, что историческое беспамятство порождает нравственное одичание человека. В 1972 г. писателем была выпущена книга «Славянская тетрадь», содержащая три повести: «Славянская тетрадь», «Письма из Русского музея» и «Черные доски». Этот своеобразный учебник подлинно человеческого отношения к своему прошлому, явленному миру древнерусскими умельцами в произведениях материального и духовного творчества, мы советуем прочитать каждому юноше и каждой девушке.
С особой болью писатель говорит о варварском уничтожении старой Москвы: «Памятников архитектуры в Москве уничтожено более четырехсот, так что я слишком утомил бы вас, если бы взялся за полное доскональное перечисление. Жалко и Сухареву башню, построенную в XVII веке… храм Христа Спасителя. Он строился как памятник знаменитому московскому пожару, как памятник непокоренности московской перед сильным врагом, как памятник победы над Наполеоном. Великий русский художник Василий Суриков расписывал его стены и своды. Это было самое высокое и самое величественное здание в Москве. Его было видно с любого конца города. Здание не древнее, но оно организовывало наряду с ансамблем Кремля архитектурный центр нашей столицы. Сломали…»