Итак: искусство или религия? Эстетика вывела закономерность, что если перед нами действительно произведение искусства, вышедшее в разряд шедевров мирового художественного творчества то, даже несмотря на его подчас тесную связь с религиозной тематикой, оно непременно содержит высокие не только эстетические, но и социальные (нравственные, исторические, познавательные) общечеловеческие ценности. И мы уверенно говорим: да, это именно искусство! Для нас оно в первую очередь искусство. Хотя в принципе, конечно, это признание требует еще объяснения. Христианские богословы и философы достижения культового искусства связывают с верой. Могучее воздействие искусства на человека, способность произведений религиозного искусства увлекать нас прекрасными и возвышенными образами они хотят использовать только в религиозно-культовых идеологических целях.
Культовое искусство прекрасно лишь потому, что оно религиозно, — это для них аксиома. По их убеждению, настоящая, в том числе и художественная, ценность искусства состоит в его способности нести религиозные идеи, усиливать религиозные чувства верующих. Религиозность искусства, по мнению церковных иерархов и философов-идеалистов, есть и единственная причина его красоты и возвышенности.
Возможно, очаровываясь прекрасным в природе, обществе и искусстве, вы задумывались о тайнах красоты и веры. Какие стороны бытия порождали искусство, а какие — способствовали возникновению религии? В какое отношение они вступали между собой на заре своего зарождения и в зрелые исторические эпохи? Что такое искусство и религия в отдельности, в «чистом виде», и какова суть «религиозного искусства»? Чья заслуга в том, что многие произведения искусства, используемые религией, прекрасны: художественного таланта или веры?
Чтобы разобраться в этих и других вопросах, нужно прежде всего учиться размышлять самостоятельно и думать над тем, что говорят по этому поводу философы, ученые, художники, писатели, архитекторы, просто мудрые люди…