Никем не подсчитано, какую часть от общего музыкального наследия составляет музыка духовная. Несомненно одно – гораздо большую, чем мы привыкли считать. Сегодня к нам возвращаются многие непреходящие ценности – романы, стихи, картины, скульптуры. А как быть с музыкой, в частности, с духовной, которая для многих уже не в счет.
В старые времена далеко не каждый крупный город мог похвастаться оперным театром, храмы же и церкви украшали даже самые уделенные села. И в этих храмах из года в год звучала прекрасная хоровая музыка. Даже неграмотные селяне знали и любили великопостные песнопения. Непременным украшением торжественных служб были духовные концерты Баратынского.
Понятно, что с приходом Советов, все связанное с церковью, активно отвергалось и уничтожалось. Но ведь эти времена давно прошли. Давно уже оценена по достоинству глубокая духовная красота икон и церковных росписей. И только живая музыка, звучавшая некогда под сводами храмов, все еще остается забытой. К счастью, она не уничтожена безвозвратно, она по-прежнему звучит в православных храмах, сохранилась в частных библиотеках любителей старины.
Духовная музыка ХІХ-ХХ веков для нас настоящая ”терра инкогнито”. Она по-прежнему скрыта в труднодоступных запасниках библиотек и музеев. Даже те немногочисленные духовно-музыкальные произведения, которым удается пробиться на концертную эстраду, почти никогда не транслируются по радио и телевидению. У нас существует множество замечательных ансамблей и рок-групп, которые специализируются на исполнении старинной западноевропейской музыки, а создание музыкальных коллективов, популяризирующих отечественную духовную музыку, не приветствуется. Неужели только боязнь религиозного воздействия не позволяет сделать ее всенародно доступной. В то время когда культовые сооружения – храмы и культовая живопись – иконы, считаются достоянием государства и находятся под его охраной, культовая музыка совершенно бесправна и беззащитна, как будто она не является великолепным памятником национальной культуры.
Давно пора задуматься и вслушаться в эту музыку, которая призвана не только увещевать, но и очищать, утешать и возвышать, чтоб ее шедевры заняли достойное место в культуре дней сегодняшних и грядущих.