Мне хотелось бы, чтобы эта история никогда не происходила, чтобы она была фантазией, выдумкой. Но, увы, она имела место и хочется ее забыть и не рассказывать, но это решительно невозможно.
Однажды архиерей №-ской епархии направляясь на отдых на Т.озеро, проезжая ….-скую деревню, вдруг заметил маленькую главку церкви. Владыка всегда выезжал на озеро отдыхать, когда выдавалась пара свободных дней. Казалось бы, ничего удивительного встретить по дороге маленькую сельскую церковь. Но владыка-то отлично знал, что здесь не должно быть видно никакой главки храма. Кому как ему не знать, что в этом селе не должно быть ни церкви, ни священника. Но все же он явно видел и восьмерик, и купол, и крест над ним. И он попросил сопровождавшего его епархиального секретаря завернуть к этому очень странному храму.
Вот он поднялся на крыльцо и зашел внутрь. Оказалось, что это обыкновенная изба, сверху которой устроен купол. Изба была большая и была почти пустая. К нему подошел хозяин высокий стройный мужчина.
– Что это такое, – спросил владыка – Церковь, что ли?
– Она самая. Я построил. Чтобы православие распространять. А-то народ у нас темный. Но пока читаю молитвы утренние и вечерние, – и мужчина показал самодельный бумажный молитвослов, склеенный скотчем.
– А вы кто будете? Да я того… Бывший спортсмен, тренер по каратэ... Но теперь понял, что это вредное занятие, основанное на восточной философии. Теперь я православный.
Владыка на секунду задумался, и по нему стало видно, что его посетила какая-то неожиданная мысль, которую, если бы речь шла не о владыке, спокойно можно было бы назвать шальной.
– Какое у вас рвение! Сами храм поставили… А не хотите быть священником?
– Да, я… – запнулся тренер.
– Да ведь церкви без благословения владыки ставить нельзя. Епископ должен не только благословить, но и священника найти и рукоположить. А то какой смысл строить церковь, чтобы она так и стояла пустой?
– Конечно… Я и не знал, что надо к епископу. Честно говоря, я мало знаю, кто такой епископ. И где его искать. С батюшками я уже общался, а вот с епископами нет.
– А искать его не надо – он перед вами, – сказал владыка, и, казалось, был доволен произведенным эффектом.
– Простите батюшка… То есть владыка…
– Вы уж подумайте о моем предложении. Вам, конечно, придется подучиться. За всякое новое дело браться – надо учиться. Но мне нравится ваше рвение, а сейчас такое время надо просвещать Россию, а людей достойных нет. Так что, если надумаете – приезжайте ко мне в Б. Поговорим. А сейчас мне некогда.
И отклонив все приглашения поесть или хотя бы выпить чаю, владыка удалился.
А недели через две тренер приехал в епархиальное управление, и уже через три месяца, он был рукоположен и направлен священником в тот самый храм, который он построил.
В военное время существуют ускоренные курсы подготовки офицеров, когда начинается война, то часто училища досрочно выпускают офицеров. Но не следует забывать, что духовная борьба бывает и страшнее и опасней и требует большего умения, чем война физическая.
О. Алексий сошел на землю из автобуса и боялся ступать по этой земле. Ему казалось, что он другой человек, и земля не могла оставаться той самой землей, по которой он бегал с тех пор, как научился ходить. Нет ни одного сантиметра, где не ступала бы его нога, хотя были большие перерывы в его общении с этой землей. Несколько лет он учился в техникуме. Но это был другой человек и другая земля. Ведь все свои тридцать с лишним лет он не знал, что земля эта святая, потому что по ней ходили и ее пахали его святые предки. Всюду звучала молитва, без которой никто раньше и шагу не ступал, пока проклятые коммунисты-сатанисты не разрушили церковь и не осквернили эту землю. Но теперь им пришёл конец Божией помощью, и земля снова станет святой и сделает ее он – служитель церкви.
Начались службы. Народ принял его восторженно. Но мало кто выдержал эти службы. Воскресную литургию он заканчивал часам к трем. Когда кадил, то ладана не жалел. Храм погружался в туман, в котором люди едва различали друг друга.
Пост наложил о. Алексий не только на себя, но и на всю свою семью. Ели они только раз в сутки, да и то скоромной пищи никогда не полагалось. Да и как оно могло быть иначе? Как же иначе победить сатану, ведущего непрестанную брань против человека? Ходили они босиком, оборванные, так что несведущий человек мог бы принять их за нищих.
Не надо говорить о том, что каждый день о. Алексий проводил крестные ходы, чтобы отогнать лукавого подальше от деревни. Крестные ходы были настоящим исповедничеством: роем кружились вокруг идущих комары, а они даже не могли отогнать их – ведь в руках у них были иконы и хоругви. Так и ходили они часами босяком по камням с пением «Царю Небесный», «Христос Воскресе» в зависимости от дат церковного календаря. Насчет змей, которые встречались в округе о. Алексий успокоил: если кого ужалит, то он прочтет молитву и человек исцелеет. К сожалению, проверить силу его молитв так и не удалось все потомки древнего змея искусившего Еву, видимо, прятались от молитвенных шествий о. Алексия.
Диавол же активно действовал против о. Алексия. Перепуганные прихожане, которых он к Чаше не допускал, если они постились менее одной недели, устремились к архиерею. Но тот их не принял, у него и так было много проблем, а по мнению епархиального секретаря с о. Алексием все должно было управиться. И батюшкины односельчане отступили. Одни просто перестали ходить в храм, а другие поняли, что батюшке виднее и грех батюшке противоречить. Так как не хватало сил поститься целую неделю, то причастников в храме заметно поубавилось.
Потом диавол стал действовать через семью о. Алексия. Начали роптать домашние по поводу очень скромной пищи, принимаемой к тому же в очень небольших количествах. И батюшка воспитывал свои ближних не пренебрегая и физическим воздействием, тем более что воздействовать он мог неплохо – черный пояс обеспечивал необходимые средства для воспитания. Жену надо учить, и уж лучше она войдет в Царство Небесное немного покалеченной, чем вообще туда не попадет, правильно рассуждал батюшка.
Однажды выпала батюшке возможность съездить в центральную Россию, посетить монастыри и старцев. За короткую поездку он многому научился: стал отчитывать и устраивать так называемые генеральные исповеди. Отчитывать было просто необходимо, потому что весь окружающий мир оказался пробесовлен, это он понял уже, когда начал регулярные крестные ходы по окрестностям. Генеральные исповеди были необходимы для полного очищения человека от грехов. Особенно много внимания следовало уделять срамным грехам. От опытных старцев батюшка научился, что в этих случаях надо выспрашивать малейшие детали. Человеку трудно описывать в этих случаях картину во всех подробностях, вот он и исповедуется недостаточно искренне и старается не описывать самые непристойные подробности.
Но тут дьявол совершил новое нападение на батюшку, которое привело к полной победе над лукавым. Умер его годовалый сын. Умер, несомненно, от лукавого, ибо именно он производит болезни. Но младенец-то остался младенцем, вдруг осенило священника: Он умер безгрешным! Значит, умер святым, стал мучеником от козней диавола! Обрадованный этим открытием о. Алексий соорудил в храме маленький ковчег, куда положил своего сына. Стал служить перед ракой молебны, и как говорили очевидцы, младенца не тронуло тление. Но дьявол вновь ополчился на о. Алексия. Неожиданно с новой силой возроптала семья. Им показалось тяжелым ходить круглый год босиком, да сухоядение, да еще один раз в день стало непосильным.
О. Алексий решил удалиться в пустыню, стал ходить вокруг деревни по тайге и бороться с бесами. Жители деревни часто слышали его рев – батюшка плакал, изнемогая в борьбе с нечистой силой, а им казалось, что он рычит подобно страшной обезьяне Кинг Конг из иностранного фильма, который они недавно видели по телевизору.
Матушка испугалась и обратилась в епархию, дабы кто-то из священников извлек ее мужа из тайги. Ее соседи в те дни не решались уходить далеко от дома и по ночам крепко запирали двери, потому что, к слову, батюшка в последнее время начал и их учить не только словесно, но и физически, ибо, наконец, понял свою ответственность за их души пред Богом. Но напрасно приехавший благочинный взывал к православному батюшке целый день, бродя по лесу вокруг деревни, – о. Алексий затаился в тайге.
Через месяц сельский батюшка сам пожаловал среди ночи к благочинному. К тому времени семья подвижника бежала на Украину, и пастырь пришел узнать новый адрес своих ближних, дабы продолжить наставлять их в духе благочестия и истины. Но не только за этим пришел к благочинному о. Алексий. Разбуженный среди ночи благочинный с удивлением увидел в руках таежного подвижника маленького зайчика. Спустя несколько минут он узнал, что в этого зверька вселилась душа покойного сына батюшки, уже прославленного им и сопричтенного им же к лику святых. Поэтому наущенный диаволом он отказался дать о. Алексию сведения о местонахождении семьи. Разгневанный подвижник покинул недостойного священника и продолжил свою брань не на жизнь, а на смерть с проклятым противником рода человеческого…
Была глубокая ночь, когда на площади Ленина появилась странная фигура. Ночной пришелец явно был священником, о чем свидетельствовали ряса и крест на груди. Ряса была старая и рванная, крест перевернут, а сам батюшка чрезвычайно взлохмачен. Но удивительнее всего было то, что на спине он нес достаточно больших размеров крест и большую крепкую веревку. Осторожно, озираясь по сторонам, приблизился он к памятнику Ленину.
Для о. Алексия стало уже давно очевидным, что не только его попытки, но и всех православных, победить нечистую силу бессмысленны, пока стоит на главной площади памятник предводителю темных сил, живому воплощению диавола, антихристу Владимиру Ильичу Ульянову-Ленину. Цель батюшки была проста: за невозможностью из-за недостатка сил сокрушить всего идола, подняться с крестом наверх, сбить главу мерзкого змия и установить на это место крест – знамение победы над бесовской силой. Вот батюшка закинул на голову злодея веревку и, упираясь ногами в его гнусное тело и держась руками за веревку, стал энергично подниматься к цели. Подниматься было и высоко и не высоко метров 10-15. Вот цель было уже близка…
Неизвестно, как произошла эта ночная трагедия, но утром водитель поливальной машины нашел рядом с памятником Ленину разбившегося насмерть мужчину. По внешнему виду можно было заключить, что он был священником, но зачем-то подвесил за спиной крест и хотел забраться на памятник вождю мирового пролетариата. Это легко было установлено приехавшими милиционерами. Слепцы! Они не поняли сути событий: батюшка погиб в борьбе с диаволом, пытаясь спасти человечество.
Это история могла бы показаться смешной, неким православным анекдотом, если бы речь не шла о единственной и неповторимой жизни человека, той самой жизни человека, во время которой он должен не только понять свое происхождение от Бога, но и достигнуть некоторого единения с Ним, принимая и усваивая Его благодать.
Но видите, ошибался епископ, когда ставил неподготовленных людей во священники, пребывавших еще во младенчестве по возрасту духовному. Ему хотелось открыть побольше храмов, хотелось, чтобы заметили его активность и перевели из дальней епархии поближе, в центр. Каждому чего-то хотелось, хотелось своего. А ослепший человек, жертва пренебрежительного отношения старших к духовной жизни, погиб, погиб безвозвратно…
В конце этой истории следует добавить только, что епископ ненадолго пережил своего священника и умер совсем молодым от непонятной болезни. И если представить, что по смерти души их встретились, то нерадостной была эта встреча…
| |
|