Так для всех…христиан есть первый месяц Ксанфик, называемый еще апрелем, и это есть день воскресения… он приносит радость всей твари… он распространяет между всеми веселие; он для христиан есть первый месяц Ксанфик, то есть время воскресения, в который прославлены будут тела их неизреченным светом.
Преподобный Макарий Египетский
Претворяющий полночь – в сиянье,
Безысходность – в ликующий крик,
Прелагающий в пенье – молчанье,
Приближается месяц КсанфИк,
Наполняющий каждому чашу,
Призывающий всякую плоть,
Сам достигнет подвалов и башен
Он, одетый в хитон и милоть.
Не преломит надломленной трости,
Не угасит курения льна, –
Он восставит забытые кости,
Даст вкусить воскресенья вина.
Он грядет – и сердца в ожиданьи
Прозревают Грядущего Лик,
Проложившего путь из скитаний, –
Путь в пресветлый месяц Ксанфик.
6.01.2005
***
Тебе поет и ночь, и день,
Тебе плетут созвездья гимн,
Тебе – полёт степных орлов
И быстрота речных стремнин.
От четырёх Твоих ветров
От всех нагорий и вершин
Тебе поют огонь и снег
Хвалу вовек.
В речных водах – Твои следы,
Твои и птицы, и цветы,
Тебе – оленя легкий бег,
И кипарис, и кедр, и певк.
Твои – и солнце, и луна,
Твои – и лодка, и волна.
Ты знаешь ангелов и нас
По именам.
Тебе – от неводов и стад,
Тебе – от пастбищ и полей,
От склонов – горный виноград
И от маслин Твоих – елей.
И от дождей, и от грозы,
От половодья вешних рек,
И от колосьев и лозы –
Тебе – о всех.
12.2002
Иов
Когда от скорби огромной
Иов совсем изнемог,
средь бури, грома и молний
глаголал к Иову Бог:
“Познал ли ты, Иов мудрый,
пути и стези Мои?
Откуда приходит утро
и как сменяются дни?
Ты знаешь источники бездны
и основания вод?
Тебе ли тайны известны,
твои ли закат и восход?
Ты узы Хима связал ли
и развязал Кесиль?
И ветром кедры сгибал ли
словно простой ковыль?
По самому краю моря
провел ли перстом черту?
С морскими зверями споря,
надел ли на них узду?
Ты шаг лишь прошел тропою,
которою Я сойду.
Измерить Ты был бы в силах
всю бездну – за пядью пядь?..
Познал ли ты, раб Мой Иов,
что значит слово – ‘страдать’?..
Великая Суббота, 2002.
***
Нет конца торжеству зимы,
но отмерен печали срок…
Сочинил из стихий мир
и сошел в него Бог.
Обновит Он землю и твердь
небывалой Своей весной,
будут травы в лугах звенеть,
а листва напьётся росой,
и везде на земле, как встарь,
будет можно встретиться с Ним.
Юношески с трепетом тварь
соплетёт Ему гимн.
И весна бессмертная та –
всех минувших весен сильней –
не закончится никогда,
не склонится к закату день.
От земли четырех концов
соберёт Он друзей на пир,
и откликнутся те на зов…
И вернется к Нему мир.
27.05.2002
***
Не будет осеннего утра,
промозглых и серых дней,
и станет земная мудрость
туманов земных дряхлей.
Не будет мороз смертелен,
огонь не будет сжигать,
а дети, птицы и звери
вместе станут играть.
Сердца уже не разрушит
немая, как тьма, тоска,
и солнце рек не иссушит,
и станут цвести снега,
прозреет тусклое око,
сильною станет рука
в день тот, ясный и звонкий,
что ярче, чем все века, -
подобный прозрачной лаве,
подобный камню сапфир.
Когда Ты придешь во славе,
тогда обновится мир.
04.2002.
Травы душистою пахнут росой.
Отблеск заката на водах угас.
Что нам пленяться пустой суетой –
Бог сотворил эту землю для нас!
В даль простираются цепи холмов,
В глади озёрной – от золота след.
Здесь, от травинки и до облаков,
Ризы Христовой немеркнущий свет.
Сладкий вдыхая цветов фимиам
Грусти причастна душа неспроста:
Бог, что во плоти ходил по водам,
Мир наш создал по подобью Креста.
Память о дивных эдемских садах
Не истребила змеиная лесть,
Но и в озёрах, и в струях дождя
Капли воды иордановой есть.
Друже мой, сердце своё укрепи –
Не разорвать триплетёную нить!
Мы далеко, но молитвы свои
Вместе мы можем Христу возносить.
1997.
* * *
Есть место, где странника ждут, на земле:
В незапертой горнице – хлеб на столе.
Усталый, он сможет за трапезу сесть.
Так было и будет. Так стало и есть.
Здесь рушатся сотни и сотни разлук.
Здесь Чаши касаются тысячи рук.
Здесь Авель, вкусивший надежды своей.
Здесь землю благую обрел Моисей.
Здесь снова поет Иеффаева дочь.
Здесь страхи и тени отъемлются прочь.
Здесь каплей воды оросится песок.
Здесь грозда в точиле живительный сок
вкушает и Павел, и Ной, и Адам.
Здесь каждый – на Сына похож Мариам.
Здесь – нищих отрада,
Здесь – кротких земля,
Здесь, в горнице, собрана Церковь Твоя.
30.05.04. Троицкая родительская суббота.
«Пастырь» Ерма.
С Ерма времени все та же
неоконченная башня
созидается в веках
над глубокою водою,
кладка ангельской рукою
в четырех её стенах,
как мелодия, проста –
вечно юного напева,
Церковь – старица и дева –
ждёт Пришествия Христа.
05.2002 – 06.2002
Над книгой пророка Аввакума.
Не принесет лоза плода,
Умрут от голода стада,
И не созреет рожь,
Умолкнут гусли и кимвал,
Покроет ржавчина кинжал,
В прах обратится нож.
И радость не вернут пиры,
А буря разнесет шатры, -
Дома из сшитых кож…
На обнажившейся земле,
На светлой, как огонь, скале
Не уцелеет ложь.
А у яслей – осел и вол…
Склонись, гора! Наполнись, дол!
Тогда возвысят голос свой
И скажут нищий с сиротой:
“Как хорошо, что Ты пришел,
и больше не уйдешь!”
24.04.2004
Одинокая планета –
Бога Слова колыбель.
Песен Нового Завета
всё слышней звучит свирель.
Ветхо то, что было прежде.
Нестареющая новь,
исполнение надежды -
победившая любовь.
Пыль взметают в воздух ветры
там, где были города -
песни Нового Завета
не ветшают никогда.
Для того лишь, кто не алчет,
их напев неуловим,
кто, услышав их, не плачет
и не радуется им.
02.2002
Иосиф Обручник
“Старости не было в мире такой!
Годы, пролившись, в песок не уйдут!
Вот Он, Иосифе – рядом с тобой –
Бог, обновляющий юность твою!
Гимна вознес бы я древнего глас –
Но разбудить побоялся Его.
Словно Давид, я пустился бы в пляс –
Только пещера тесна без того…”
Снег, как печаль дохристовых времен,
Тает в морщинах и складках пелен.
Бодрствует молча в ночи Мариам,
Сына Превечного слушая сон.
12.2002.
Кассия
Заката гаснут зарницы.
Во тьму погрузится твердь
и будут отроковицы
Снисшедшее Слово петь.
Стези Его – в водах многих,
в пучинах морских глубин –
нехоженные дороги.
Он ими прошел один.
Крылами покроет лица
над тайной ангельский чин…
Кассия отроковица
Исходу слагает гимн.
…Закон не будет меняться
с тех пор, как простерта твердь.
Мужчинам дано – сражаться,
девам удел – петь.
04.2000 - 03.2001.
Кассия – византийская инокиня, исповедница, автор ирмосов канона Великой Субботы и других богослужебных текстов (IX век).
Крещение Господне. Богоявление.
О еже быти воде сей скачущей в жизнь вечную,
Господу помолимся.
(Из Богослужения на Богоявление.)
Что – неподвижность дальних звезд?
Что – мирозданья шаткий мост?
Надежда обрела предел.
Здесь Царство – нищего удел.
Стихии заново слагал
Меч, что – и пламя, и металл.
Тебя узнав,
морские воды
мчатся вскачь.
Здесь – претворенные тогда, –
теперь, навеки, навсегда –
в росу – огонь,
в вино – вода,
и в радость – плач.
19.09.2003
Лазарь.
В безвременьи адском пришельцы не новы,
Их лица сквозь марево кто разберёт?..
Но вдруг мирозданье пронизало слово
Того, Кто раскинул шатром небосвод,
и зов был сильней разрушенья и тлена.
И Лазарь вернулся из тьмы Ничего.
От смерти остались лишь только пелены
крещальною ризой на теле его.
04.2000
Афикоман
От холодных мертвых снегов
и от выжженных зноем стран –
всем скитальцам от всех веков
предназначен афикоман.
И, найдя долгожданный кров,
от вина ты не будешь пьян…
Он опять – и вовек, и вновь –
преломляет афикоман,
и – не только на полотне
Нестираемые Черты…
Он протянет тебе и мне
Хлеб пришельца и сироты.
01 – 02.2002.
Афикоман – ритуальный хлеб ветхозаветной пасхальной трапезы, оставляемый по закону Моисееву для пришельцев и сирот. Именно его Спаситель на Тайной Вечери преложил и преподал апостолам как Свое Тело.
Разбойник.
Грудь охватывает стужа…
Не поднимет вновь рука
Маккавейское оружье
против римского клинка.
И самим казалась адом
тьма, задернувшая твердь.
И ему случилось рядом
с Долгожданным умереть.
…Сад, как двери, распахнулся
и рассвет над ним пылал.
Шедший первым обернулся.
А второй – Его узнал.
01 – 02.2002
Маккавеи – ветхозаветные герои, сыновья священника Маттафии, ставшие во главе иудейского восстания против языческого засилья в Иудее во время правления Антиоха IV Епифана (173-164 до Р.Х.). Распятый со Спасителем разбойник был зилотом – сторонником вооруженного восстания против римлян ( см. митр.Антоний (Храповицкий). «Христос Спаситель и еврейская революция»; еп.Кассиан (Безобразов) «Христос и первое христианское поколение»). Зилоты считали, что грядущий Мессия будет освободителем иудейского народа от власти римлян.
***
Тягостна ночь на земле вне Эдема.
Смертная бездна струится по венам.
Шепчет и плачет, упав на колени,
Старый Адам умирающей Еве:
“Кто
через бездну перешагнет?
Кто
восстановит Авелев род?
Кто,
пролагая сквозь небо дорогу,
скажет слова
к человеку
и к Богу?
Кто разорвет расставания муку -
Древом – за древо,
Рукою – за руку?..”
12.2002
***
Восстань, спеши, Иерусалим –
Встречать Надежду!
Осушит слезы анавим
Свет дня безбрежный.
Спеши туда, Иерусалим,
Где день – без ночи,
И на руках своих неси
Сынов и дочек.
Лозы бессмертной пейте плод,
Вкусите Хлеба.
Да! Совершился переход
От смерти – к небу!
Ударит утро по стенам
Зарей нетленья.
Прилично миро мертвецам,
Живому – пенье.
22.08.2003.
Анавим – «нищие» (др.-евр.), в библейской ветхозаветной традиции – уповающие на Бога. В Нагорной проповеди Спасителя «блаженны нищие духом» («ашре анавим») в греческом и русском текстах.
Вознесение Христово
Свет затмил земные блики.
До престола – шаг от склона.
И каких нагорий пики
будут выше Елеона?!
Так – отныне и до века –
Невозможно расставанье.
Бьётся сердце Человека
на вершине мирозданья.
Стройность ангельских трезвучий –
и детей земных “осанна”.
Неизменно, неразлучно,
нераздельно, неслиянно.
27.06.2002
Книги пророков
1.
Частый дождь по небу сеть расчертил.
Месяц свет по облакам расплескал.
А земля населена – и молчит,
только кони ищут корм среди скал.
Тишина, как темнота, глубока.
Стук дождя разметил времени бег.
И склонились над землей облака,
отражая нерастаявший снег.
И, теряясь в потемневших снегах,
проливается дождём небосвод…
Благовестника стопы на горах,
от ущелий Он коней соберёт.
2.
Вышли кони на стремнины –
счетом – тьмы, и тьмы, и тьмы.
И наполнились долины,
и понизились холмы.
Веселятся в реках волны,
словно сотни жеребят,
и цветов долины полны,
чей бессмертен аромат.
И к нетленью всё вернулось
от бессолнечных глубин.
Счастлив, чьей души коснулось
ликование долин!
01 – 02.2000
По «Гомилиям на Песнь песней» Оригена.
“Миновал, перестал дождь,
отошла навсегда зима.
Встань, спеши, голубка Моя –
Я осилил бешенство бурь,
покрывала Меня волна.
Встань, иди, голубка Моя –
восстановлена тишина, -
Я тебе проложил путь,
и навек разорвал сеть.
Прииди, голубка Моя –
Я воскрес, умертвив смерть”.
Отчего говорит Он: “Встань!”
Отчего он зовет :“Спеши!”
То – достигла цели стрела
в Эммаусской ночной тиши.
Призывает сестру Брат,
и забрезжил уже рассвет.
Не горело ли сердце в нас?
Не вкусили ли мы хлеб?
03.2002.
Покинут дом, опустошен.
Приложит мгла печаль к печали
земные закрывая дали.
И сон – как смерть, а смерть – как сон.
В безвременье надежды нет
На избавление от тленья,
надежды на восстановленье.
Сух кокон, потерявший цвет.
Но даль – кристальна и верна.
Крыло и бабочки, и птицы
в безумной дерзости роднится
с надеждой спящего зерна.
До восхождения зари
ночь непонятна и бездонна…
Завета радуга горит
во взмахе крыльев махаона.
1.05.2004
На скалистых отрогах,
Где безводен песок –
Одинокого Бога
Одинокий пророк.
“Стал Израиль богат,
о Тебе позабыл.
Анавим лишь не спят,
Плача возле могил.
Им в наследье земли
Ни на пядь не дано.
Или нищим Твоим
Вечно ждать суждено?..
Средь вааловых рощ –
Только ужас и ложь…
Знаю: Ты всемогущ.
Отчего же Ты ждешь?..»
На скалистых отрогах –
Одинокий пророк…
Одиночеству Бога
Исполняется срок…
Словно каменный гимн,
Возвышается храм.
Анна и Иоаким
Привели Мариам.
2.05.2004
Едина скорбь у всех людских сердец.
Любая радость на земле – с изъяном.
Уже заря взошла над океаном,
и к ней стремится дерзостный пловец, –
Туда, где Жизнь Себя дает вкушать
как Хлеб простой Трапезы несказанной,
где может верный дланью осязать
залог своей надежды долгожданной.
Там – для павлинов, что припали к чаше,
Орфея песнь бессмертная звучит.
Там – рыба, якорь, агнец и петух,
Там сердце снова обретает слух,
Там Крест сквозь время навсегда срастит
С Твоей Лозою дивной ветви наши.
2.05.2004
Два павлина у чаши, Орфей, рыба, якорь, агнец, петух – древнехристианские символы.
Церковь от язык
О, если бы Ты был мне брат, сосавший груди матери моей!(Песн.8,1)
Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. (Ин.11,32)
Сын Каина строит град,
Кует сын Каина меч –
Он жаждет Эдемский сад
От сердца навек отсечь.
Адама дочь опалил
Пустынного солнца зной,
От взора её сокрыл
Тот сад с прозрачной росой.
Она над мутной рекой
Склонит темнокожий лик
И смоет слезу волной,
И выпьет слезу тростник.
«Сильнее глубоких рек,
надежней каменных стен,
юнее степной травы
и проще, чем теплый хлеб,
и слаще меда от пчел,
белее млека от стад, –
о, если бы Ты пришел!
О, если б ты был мой Брат!
Уканет в сердце мое
Твоя преславная весть.
О, если бы Ты пришел!
О, если бы Ты был здесь!
Возженный Тобой маяк
Горит на скОле времен.
Твоя пресветлая тень
От дальних сияет гор.
Столетья ловят сквозь пыль
От риз Твоих аромат.
О, если бы здесь Ты был!
О, если б Ты был мой Брат!
Уканет в сердце мое
Твоя преславная весть.
О, если бы Ты пришел!
О, если бы Ты был здесь!
Светлее, чем Млечный путь –
Меча горящая сталь.
Родник пустынных песков
Омоет нашу печаль.
От звука Твоих шагов
Разрушится цепь преград.
О, если бы Ты, мой Бог –
О, если б Ты стал – мой Брат!
Уканет в сердце мое
Твоя преславная весть.
О, если бы Ты пришел!
О, если бы Ты был здесь!»
Адама дочь над рекой
Склонит темнокожий лик
И смоет слезу волной,
И выпьет слезу тростник.
26.05.-18.06.2004
Сеирский страж.
Кричат мне с Сеира: сторож! сколько ночи? сторож! сколько ночи? Сторож отвечает: приближается утро, но еще ночь.
(Ис.21,11-12).
На Божественной стражи Богоглаголивый Аввакум да станет с нами и да покажет светоносна Ангела, ясно глаголюща:днесь спасение миру, яко воскресе Христос, яко Всесилен.
(канон Пасхи)
Во мгле – стена, и ночь – стеной.
А утра – нет…
Сеирский страж
несет дозор полночный свой…
Вей, южный ветр –
С Фемана, от горы Фаран!
Тот, Кто грядет –
На дланях стены начертал,
И Он – в пути.
Бессонный страж, Его узнай!
Благовести,
Благовествуй, не умолкай!
Не премолчи –
Ответь зовущим через мглу, –
Ведь очи всех
Давно воздвижены к Нему.
Благовествуй,
Бессменный страж сеирских стен,
Не умолкай –
Восшел до гор Пленивший плен.
Его шатер
Поставлен с нашими навек.
Холмы поют,
И рукоплещут воды рек.
Благовести –
Светла полночная стезя,
Благовествуй –
Суха морская глубина,
Как день, светла,
Его спасительная ночь!
Восстань от сна,
Судьи Израильского дочь!
Возьми тимпан,
Пой в хороводах песнь Ему,
Возьми кимвал,
А в хор – и звезды, и луну.
Вей, южный ветр!
С Фемана, от горы Фаран,
Для всех племен
От моря и полночных стран,
Для всех язык,
Для всех народов на земле –
Призывный крик
От башни в плавящейся мгле!
Светлее дня –
Христа спасительная ночь,
И этот свет
Тьме ни объять, ни превозмочь.
14.01.2005
Всё то, что желали – сталось
Наоборот,
И ветер не пойман в парус,
А в нем живет.
От полночи до полудня-
Наперекрест –
Закаты стремятся утру
Наперерез,
Сжимать материк не стало
Широт кольцо…
Глядятся галактик стаи
В Его лицо,
А ветер воды тревожит,
Силен и тих.
Друзья на Него похожи,
А Он – на них.
3.02.06
| |
|