Максимилиану Волошину и Александру Блоку
1.
Пылит им в очи
Вьюга, вьюга!
Безлунной ночью
Горят рога!
Идут двенадцать,
Стреляют – в пах!
Метелит братцам
Лишь: трах-тах-тах! –
Взмыл белый стяг!
2.
Ой, в кого же ты метишься, родненький!
Али нет на тебе креста?
В Русь Святую, Николу Угодника –
Ты стреляешь в Иисуса Христа!
Голова же твоя бесшабашная!
Ведь не пыль пред тобой – Человек!
Ах, в метели привиделось страшное –
Весь расстрелянный будущий век!
Но идёшь ты, столбом очарованный!
Не Хозяин – бродяга и вор!
Снег кружит над пустыней закованной –
Манна в очи хлестнула позор!
Вьётся в небе не ангелов хор…
3.
Блок осиянный под утро заснул на листах.
Дама Прекрасная выложит вновь на газете
Рыбу зловонную – нет, это, Саша, не страх –
Ужас! Вас мир, заклеймённый проклятьем,
так встретил.
Как ненавидел ты женственный облик Христа,
Что проявился в поэме… случайно!? – из рифмы!?
Все отвернулись – и знак этот был неспроста:
Гению пропуск заказан в бездонные ритмы!
В бездне увидел ты столб, наклонённый чуть-чуть
То ли от вьюги, а то ли под тяжестью боли.
Лихо стреляла осипшая нелюдь иль людь
В снежный фантом, одурев от крови и от воли.
Там же ещё ты увидел – не грозный венец! –
Нет! Это был белоснежный, из розочек, венчик!
Как ненавистен тебе Сын, и Дух, и Отец:
Что за головка под венчиком? Дама, конечно!
О, эта Дама из инфрафизической лжи! –
Вновь – Незнакомка
с манящею в пропасть улыбкой!
Так обманулся ты, гений, признайся, скажи.
Так обернулась селёдкой волшебная рыбка!
Бездна меж явью и навью колышется зыбко…
4.
В белом венчике из роз –
Весь младенческий – Христос!
Тельце нежное сияет!
Над водой замёрзшей – бос!
В белом саване, чиста,
На руках несёт Христа –
Аллилуйя! – Божья Матерь –
Как святая простота!
И дитя собой укрыв,
Тихо голову склонив,
Матерь плачет – слёзы мёрзнут,
Превращаясь в снежный миф!
Сердцем зрит поэт – в разрыв!
5.
Скажи, куда идёшь в пургу, Мария?
Ведь по земле февраль клокочет зло!
Год восемнадцатый, дни огневые,
И впереди – туманно и бело…
А Богоматерь шла, склонившись с Ношей,
Чтоб в час назначенный занять Престол…
Уж знала, слышала сквозь гул пороши –
От стен ипатьевских предсмертный стон…
Увидев то, вдруг замолчал Волошин…
Поэт, пусть не предаст тебя твой стол!
Написано по мотивам по мотивам поэмы А. Блока "Двенадцать".
"Ты стреляешь в Иисуса Христа!" – М. Волошин заметил, что гвардейцы, стреляя в снежный столб, тем самым бьют в Христа.
"Но идёшь ты, столбом очарованный…" – Столб, идущий впереди красногвардейцев, сравнивается в литературоведении с огненным столбом Яхве, за которым шли по пустыне евреи (отсюда в данном стихотворении снежная пыль сравнивается с манной).
"Дама Прекрасная…" – Супруга А. Блока, Любовь Дмитриевна Менделеева-Блок, была прообразом Прекрасной Дамы.
"…выложит вновь на газете / Рыбу зловонную…" – Реалистическая подробность: в голодный 1919 г. Любовь Дмитриевна часто разделывала на газете зловонную селёдку – иного не было.
"Как ненавидел ты женственный облик Христа…" – А. Блок сетовал на то, как он ненавидит женственную фигуру Христа в своей поэме. Можно предположить, что фигура казалась женственной, так как в поэму был введён знак не венца, а венчика – следовательно, головка у фигуры была маленькой. В моде принято, чтобы у женщины была небольшая головка.
"О, эта Дама из инфрафизической лжи!" – Д. Андреев в "Розе Мира" писал об А. Блоке, считая, что поэт, пришедший в наш мир из мира горнего, принёс нам образ Прекрасной Дамы, но затем постепенно этот образ превратился у него в Незнакомку "из инфрафизических пустынь". А это повлекло за собой, по Д. Андрееву, помрачение души великого поэта.
"Так обернулась селёдкой волшебная рыбка…" – Христос родился с наступлением эры Рыб (Земля в результате прецессии входит в это созвездие). Первые христиане изображались с сетями и назывались рыбарями. Кроме того, в Евангелие есть предание о том, как Христос накормил страждущих рыбой. В сказке А. Пушкина золотая рыбка - аллегория Бога, которого постепенно предаёт старик в угоду старухе (становящейся князем мира сего).
Существует канонический образ Христа в виде младенца на руках Богоматери. Можно предположить, что поэт увидел склонённую фигуру, и венчик, но соединил это в "женственной фигуре Христа".
"В белом саване, чиста,/ На руках несёт Христа…" – 13 февраля 1917 г. крестьянке Евдокии Андриановой в двух снах было сказано о том, где находится икона Царицы Небесной. 2 марта того же года, в день отречения Николая II от престола, произошло явление чудотворной иконы "Державной" (Богоматери, восседающей на троне) в той церкви, которую во сне увидела Евдокия. Можно предположить, что Блок увидел в поэме идущую к трону Богоматерь, которая уже знала о готовящемся убийстве царской семьи.
"Увидев то, вдруг замолчал Волошин". – М. Волошин мог бы развить тему снежного столба в поэме, но эпоха не позволила бы ему это сделать.
| |
|