Кто меня знал, да помянет мою душу
Для спасения своей души.
Надпись на гробнице святой блаженной Ксении Петербургской
Помню слова, услышанные несколько лет назад в Покровском монастыре в очереди к мощам блаженной Матроны Московской. Старушка, показав внукам на икону Ксении Петербургской, сказала: «Это Ксения. Она такая же, как Матронушка». Незатейливо-просто, но очень точно о духовной близости двух самых любимых народом блаженных «жен» России.
Ксения Петербургская, вслед за Матроной Московской, стала одной из тех святых, которым открылось моё сердце ещё в начале пути воцерковления. И, разумеется, я хотела побывать в часовне на Смоленском кладбище.
Наконец, я в Петербурге. От станции метро «Василеостровская» маршрутки следуют до Смоленского кладбища. Несколько минут езды по полупустынным «линиям» Васильевского острова — и мы оказываемся у ворот кладбища. Здесь, напротив, многолюдно. И спрашивать, как добраться до часовни, не нужно: все идут туда.
Пасмурный августовский день. Похоже, скоро начнётся дождь. Но здесь, на кладбище, эта пасмурность приобретает какой-то уютный оттенок. Едва колышется зелёная листва деревьев. Тёмные могильные надгробья. Стайки голубей.
Подходим к часовне. В предвкушении длительного стояния на улице я нетерпеливо заглядываю за угол: где же очередь? Очередь (по нашим московским меркам) совсем небольшая — да и та к свечному ящику. А к гробнице блаженной Ксении — лишь несколько человек.
Священник начинает служить молебен. Такого количества записок, которые вновь и вновь приносят батюшке (и все они прочитываются), я, наверное, никогда не видела. И всех подходящих к гробнице он заботливо-любяще помазывает освящённым маслом. Возникает ощущение, что никто и никогда здесь, у блаженной Ксении, не оказывается забытым.
Молимся от души, поём. Чувства радости и тепла переполняют сердце. Словно я не в чужом городе, а дома, в давно мне известном и родном месте. Дома тебя помнят, любят, понимают с полуслова, там готовы тебя обогреть и приласкать. Именно так матушка Ксения принимает всех приходящих в её часовню. Принимает с любовью, которая переворачивает душу человека. Ибо любовь святых — это сияние Небесной, Божественной любви.
Говорят, что каждый святой может научить нас чему-то особому, что он выстрадал на своём крестном пути. Ксения Петербургская учит нас открывать своё сердце ближнему и любить до самоотречения. Ради Христа быть в нашем холодном, озлобленном мире милостивыми чужестранцами («Ксения» в переводе с греческого — «чужестранка»). Весь жизненный путь блаженной Ксении ёмко описывается словами «подвиг любви»: любви к внезапно скончавшемуся мужу, к знакомым и незнакомым страдающим, обездоленным людям. Подвиг горячей любви к Богу. Как поётся в известной духовной песне,
Ксения блаженная, как же ты любила,
Невозможно было горячей любить.
Ещё при жизни матушка Ксения оказывала чудесную помощь в самых разных обстоятельствах. И именно потому что нужды людей были очень насущными, в этих, казалось бы, сугубо земных проблемах блаженная являла своё предстательство перед Богом и неустанно напоминала своим современникам о Его неизреченном милосердии.
Сегодня сердечная любовь матушки Ксении обильно изливается на всех приходящих в часовню на Смоленском кладбище. И вызывает отклик, который у меня облёкся в форму стихотворения памяти святой.
«Помяни мою душу
Для спасенья своей.
И в мерцанье свечей
Своё сердце послушай.
Сердце здесь не обманет,
Сердце здесь не смолчит.
Скорбь к Творцу прокричит —
И отрадою станет».
Луч Небесного света
Над часовней пролит.
Здесь никто не забыт.
Все мы — Ксеньины дети.
…Пора уходить с кладбища. Начавшийся было дождь скоро прекратился. Прощание не должно быть грустным. Ведь для настоящей любви нет расстояний. Где бы мы ни были, поддержит и утешит нас блаженная Ксения Петербургская. И любви её — нет конца.
| |
|