Два пути заповедала Церковь человеку: путь монашеский и путь семейный. Монах постоянно ощущает себя членом Церкви, если соблюдает монастырский устав, монашеские правила и обеты. Мирянину сложно памятовать о Боге, если не создаст себе малую Церковь. В этой Церкви муж – священник, жена – дьякон и Христос посреди них…
В семье человек всегда связан обязательствами, всегда несет ответственность, всегда жертвенен и если правильно понимает цели и задачи брака, то ему легче нести бремя своего спасения. Супругам сподручней, как бы глядя со стороны и хорошо зная друг друга, подмечать и исправлять обоюдные недостатки, усмирять страсти, советоваться и исповедовать друг друга. Супруги, как две детали одного механизма, притираются друг к другу, исправляя все неровности, упражняются в смирении и тем делают прямыми стези к Богу.
Брак есть добровольный союз мужчины и женщины, заключенный с целью создания семьи. Благодатным следствием брака являются дети.
А где заключаются браки?
Когда-то не было ни церковных таинств, ни паспортов с местом для печати… А браки были, и эти союзы были законными. И сейчас, как и раньше, заключаются браки ни в ЗАГСах, ни на пиршествах и ни в храмах… Браки заключаются в головах, душах мужчин и женщин, принявших решение быть единым целым до скончания века.
Однако, равно как исповедь в подушку, а не в храме с участием священника не та уже исповедь и не имеет благодати церковного таинства, точно так и решение быть мужем и женой содержит в себе некоторое лукавство и может быть даже ничтожно, если не призваны свидетели, не взяты обязательства и если при наличии веры не призвана на то благодать Божья, разумеется, когда есть возможность всему перечисленному.
Почему священники не венчают тех, кто прежде не засвидетельствовал свои отношения перед государством?
Потому что это явный признак того, что никакого брака здесь нет, а перед священником стоят не муж и жена, а два эгоиста, которые решили сожительствовать друг с другом и не желают возлагать на себя должные обязательства. В современных правовых условиях брачующимся нет смысла воздерживаться от признания своих отношений государством, и это воздержание даже влечет за собой целый ряд трудностей. Супругам будет проще и самим жить, и детей растить, и вести совместное хозяйство, если их брак оформится по всем правилам. Воздерживаются от печати в паспорте те, кто не имеет твердого желания создавать семью, но, в лучшем случае, желает поиграть в нее. Это те, кто желает иметь пути отхода и уже заранее готовит их.
Свидетель брака - государство. Уже прежде сотворенный брак не заключается, но признается государством и регистрируется в актах. Государство возлагает на молодоженов обязательства, а само встает на защиту их законных прав и интересов.
Свидетелями брака являются также родственники, друзья и соседи… Взяв обязательства перед государством, теперь брачующиеся клянутся в верности и согласии между собой своим родным и близким. Для этих целей играют свадьбы.
Теперь молодоженам нужно взять обязательства перед Богом, призвать Его во свидетели и помощники, а сам брак не заключать повторно, но освятить в таинстве бракосочетания, когда сверхъестественным образом на брачующихся нисходит благодать Божья.
Во время этого таинства жених и невеста украшаются венцами мучеников, и Церковь, удивленная и восхищенная подвигом тех, кто добровольно принял на себя терновый венец, поет им: «Господи Боже наш, славою и честию венчай их!»
Что лежит в основе отношений мужа и жены?
Установленные Богом законы. Любовь и порядок… Не может быть порядка в государстве, если работник спорит с начальником, не будет порядка в Церкви, если дьякон заспорит со священником, кому служить литургию. Еще хуже если подобное случится в присутствии народа, а в семье - в присутствии детей.
Подавленный властью жены супруг всегда будет ненавидим женой за его же собственную слабость, и испытывать комплекс неполноценности из-за того, что находится под «каблуком» супруги.
Очень часто на свадьбах практикуют действо под названием «кто в доме хозяин». Молодоженам подносят хлеб, и тот из них, кто оторвет себе больший кусок, получит верховенство в семье.
Особо зрелищным оно становится, когда доходит очередь невесты. Свахи и подружки невесты начинают наперебой советовать урвать как можно больше. И когда невеста вгрызается в сдобу, то, как правило, вырывает из хлеба самый большой кусок. Это вызывает бурный восторг всех присутствующих.
Вот так супруги потом и живут, до гробовой доски, кто у кого больше урвет…
Разумеется, не следует придавать этому ритуалу магический смысл, но он наглядно отображает непонимание народом того, что семье нужно для счастья. Нет чтобы невесте откусить нарочито мелкий кусочек и тем показать свою женскую мудрость, а еще лучше дать жениху отломить хлеба и от того куска взять ломоть… Это было бы символом благоразумности и залогом будущего счастья супругов.
Равно как Церковь хранит верность Христу, боится и смиряет себя перед Женихом Небесным, так и жена да убоится мужа своего и смирится перед ним.
Жених же для своей невесты пусть будет, как Христос для своей Церкви: кормит и одевает ее, проявляет заботу и любит… до самой крестной смерти любит её!
Андрей Миронов. 2010
Сайт: http://artmiro.ru
| |
|