Много раз слышал вопросы о том, зачем мы живем, в чем смысл жизни? Ни разу не слышал убедительных ответов. И немудрено, ибо вопрос о смысле жизни сводится к вопросам «зачем?», «для чего?».
«Для чего?» - может быть ветер, лопасть, винтик. Венец творения по определению не может быть зачем-то и для чего-то. Все для человека, и все от человека к Богу.
Вопросы «зачем?» и «для чего?» - вопросы сущностные, бытийные. Жизнь есть вершина бытия, она первична. Как не может быть человек ради своей почки или велосипед ради своей втулки, так и жизнь не может быть ниже всего прочего.
Нельзя частью охватить целое. Пожалуй, все, что можно сказать о смысле жизни, это то, что смысл жизни в ней же самой.
Где пребывал Бог до сотворения Мира? В Себе Самом. И это сказано грубо, ибо в подобном ответе указываем место Творцу. Так и жизни нельзя указать место, ибо она есть вершина бытия.
Даже когда человек жертвует своей жизнью, то жертвует ей ради жизни. Христос взошел на крест и умер, но умер, ради того чтобы воскреснуть и тем нас спасти. Он умер ради жизни.
Кто же положит жизнь свою за пустое, тот согрешит.
При этом можно говорить о смысле земного периода жизни. Смысл земной жизни раскрывается в том, чтобы обожиться, приуготовить себя к жизни вечной и вечному духовному возрастанию спасенных. Вместе с тем, полагаю, невозможно человеку, живущему в миру, приуготовить себя к жизни вечной, отвращаясь от всего земного в делах: заботы о родителях, защиты родины и т.п., участвуя в том не только умом, но и сердцем. Если же в основе этих забот человека лежит только расчет, то он, если и получает награду, то получает ее уже на земле и только.
А для чего нам жизнь вечная во Христе? Для удовольствий?
Если все подвиги мучеников, подвижников, претерпевших мучения и лишения, здесь на земле сводятся лишь к тому, чтобы получить большие удовольствия от жизни в Царствии небесном, в чем же их подвиг? Голый расчет, да и только: откажусь здесь от малого, чтобы там получить большее.
Полагаю, что страдали подвижники не «для чего?», а «почему?». Потому что иначе не могли, иначе не желали и не совершенных удовольствий искали себе, но совершенного Бога. Не могли пойти против своей совести, не могли не ненавидеть грех, не могли сотворить зло, хотя и не потеряли волю. И те, кто познал Бога, уже не могли оторвать глаз от Него, и ни видели ничего более достойного зрения. А удовольствия вечные, есть не цель для человека, и не награда от Бога, но любовь Господа. В таком понимании уже само слово «удовольствия», не применимо к тому состоянию, которое получают угодники Божьи в Царствии Господнем.
Нет в жизни никакого смысла, не к чему стремиться, все напрасно, весь мир ничто, если нет Бога, если Христос не воскрес!
А. Миронов
Сайт: http://artmiro.ru
| |
|