Этот муж жил в четвертом веке и был на II Вселенском соборе. Жития владык тех времен могут стать задачниками по экклисиологии. Экклисиология – это наука о церкви и написание этого слова довольно сильно разнится ввиду некоторых сложностей греческого языка. Почему так много интересного можно почерпнуть в описаниях церковной жизни тех времен для этой части богословия. Потому что тогда в жизни церкви происходили непрерывные смуты, вызванные ересями. Если сейчас иные богословы, как правило, официальные пытаются представить дело так, что нет существенных проблем и неясностей в экклисиологии и каноническом праве, то экскурс в историю показывает, что много было такого, что мы понять не можем.
В начале жития говорится, что Евдоксий архиепископ Антиохийский захотел перебраться в Константинополь, что вызвало недовольство его паствы и вот эта паства «негодуя на него за то, что он презирает свою церковь и потому изгнала его».
Скажите, мыслимо ли сегодня, чтобы за подобные карьеристские устремления владыки его паства брала и изгоняла? Не изгоняют даже и в случае видимых серьезных грехов. И тогда народ обратил свое внимание на епископа Севастийского Мелетия. Тут мы видим интересное явление: епископы тогда избирались народом. Память об этом сохранилось в восклицании «аксиос», которое произносится как бы от лица народа при совершении хиротонии и является одобрением избрания епископа, священника или диакона. Теперь ни о каком избрании и речи быть не может. Можно считать это наследием царских времен, когда народ свою волю отдавал Императору и Царю и тот от лица своего народа давал кандидатуру на рукоположение, которая чаще всего одобрялась архиереями.
Вторая удивительная деталь избрания епископа Мелетия – это то, что помимо православных в этом избрании активно участвовали и ариане. Напомним, что ересь Ария, состоявшая в ложном учении о Троице, была осуждена церковь еще на Первом вселенском соборе. И более всего ратовали за Мелетия именно ариане, ложно считая его своим единомышленником. Таким образом, православный епископ Мелетий не только находился в евхаристическом общении с еретиками, но и был избран ими на престол.
Интересно, что скажут об этом те, кому дан особый дар все понимать и разъяснять темным массам. Ведь, как я говорил, уже в размышлениях о житии великомученика Федора Стратилата, они любят нам напоминать о том, что апостол любви запретил даже приветствовать еретиков, а уж избираться ими и очевидно, преподавать им Тело И Кровь Христово (а как же иначе, ведь избранник служил и причащал свою паству), – в это они просто не поверят. Надо отметить интересный факт, что святитель Мелетий рукоположил в диаконы будущего святителя Василий Великого, а крещение от него принял великий святитель Иоанн Златоуст. Последний во время пребывания святителя Василий в Антиохии проходил там книжное послушание. Видите, как удивительно переплетаются иной раз судьбы великих людей! Как в одной точке пространства и времени на миг встречаются светила и расходятся, не зная об уникальности этой встречи. Время сначала прячет, а потом открывает, но, когда открывает, бывает уже поздно.
А святитель Мелетий, очевидно, таился и пытался явно не выказывать своего православия, пока не был принужден арианами произнести исповедание веры перед всем народом. Тогда он стал исповедовать православную, а не арианскую веру. Интересно, что арианствующий архидиакон стал ему затыкать рот! Спросите, мыслимо ли сегодня, чтобы диакон стал затыкать рот владыке? Да если он бы попытался это сделать рядовому священнику, то это для него плохо кончилось. Когда выяснилось православие святителя, то его выгнали из Антиохии. Но он, таким образом, находился в общении с арианами, за что, как увидим, далее был отвергаем некоторыми православными. Обратимся к современному моменту. Сегодня усилились недовольства в Церкви экуменизмом наших владык, а последний саммит, на котором не было ни служений, ни обсуждения богословских вопросов, просто поднял волну среди церковного народа. Другие уже избравшие себе легкий путь и отошедшие для удобства и видимой ясности от Московского Патриархата уверяют, что он из-за экуменизма уже безблагодатен.
Обратим внимание, что владыка Мелетий причащал, исповедовал ариан, причащал их, то есть до момента публичного исповедования своей веры находился в общении с ними. Как это комментировать я, честно говоря, не знаю. Я, конечно, враг экуменизма, но не сторонник истерик и духовных самоубийств. У святителя Мелетия поучимся трезвению и умению жить по воле Божией. Не знаю насколько усердно он искал правильное каноническое решение. Скорее всего он просто следовал безошибочным путем: шел путем куда указывал ему Господь.
Еще более удивительным является тот факт, что, когда он вернулся из изгнания, уже образовалась пресвитерская община Павлина, которая не захотела перейти в подчинение к владыке из-за его слишком либерального отношения к еретикам арианам. Они считали, что нельзя обратно принимать в церковь отпавших от нее в ересь. И таким образом образовалось две православные общины: святителя Мелетия и Павлина. Первая принимала обратно ариан, другая – нет. Удивительно так же и то, что павлиниане долгое время обходились вообще без епископа. То есть православная община существовала вообще без епископа, и никто не считал ее какой-то раскольничьей или безблагодатной.
Таким образом, мы видим, что церковная жизнь была в те время довольно запутанной. Это трудно понять любителям канонической простоты, которые считают, что всегда можно выяснить, где истина и благодать. Правда потом Павлин стал епископом, но II Вселенский Собор отклонил предложение святителя Григория Богослова назначить его на Антиохийскую кафедру после смерти Мелетия и ликвидировать раскол.
Напоследок хочу обратить на другой интересный факт из жития: Мелетия вернул из ссылки не кто иной, как Юлиан Отступник. Также как и святителя Афанасия Александрийского и некоторых иных православных епископов. Злейший враг церкви, уже тогда готовившийся на борьбу с ней, возвращает на кафедры лучших православных святителей. Что здесь Промысел Божий или изощренное коварство злодея? Скорее всего, и то и другое.
| |
|